Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка с учетом требований ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка с учетом требований ФГОС
Автор: Егорьева Галина Александровна
Развитие творческих способностейучащихся на уроках русского языка с учетом требований ФГОС.В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа, оценки информации, самореализация творческих способностей. Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе. Какие же использовать методы и приёмы, чтобы ребёнок учился с охотой и желанием и одновременно развивал свои творческие способности.Основные приёмы развития творческих способностей: написание сочинений, изложений, рецензирование сочинений, игры, творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды, творческие задания на дом.Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности. На уроках развития речи использую работу с опорными словами, сочинения-миниатюры по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь, необходимы при написании сочинения. Творческие потенциалы учащихся могут способствовать запоминанию словарных слов. Учащиеся должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и научить писать эти слова без ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна, а наглядно - иллюстративный материал из школьного "картинного словаря" лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует; но есть способ, который позволяет запомнить букву интересно.Писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву интересно, весело, легко, мы становимся волшебниками, ведь обычная буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратилась в колёса, в слове ШОССЕ - в дорожный знак. А в словарике появились слова из привычных букв в сочетании с рисунками - буквой: А В Т О М О Б И Л Ь Ш О С С ЕПрименение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, нравственные выводы.Используя подобные методы, стараюсь, чтобы учащиеся достигли определенных результатов: могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений; достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний.Использованная литератураБухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.