Актуальность проблемы речевого развития. Приёмы мнемотехники


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Актуальность проблемы речевого развития. Приёмы мнемотехники
Автор: Орлова Олеся Валерьевна

Приёмы мнемотехникиАктуальность проблемы речевого развития Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Развитие связной речи считается непременным условием успешного обучения ребенка в школе.Речевое развитие - одно из условий успешной языковой адаптации детей мигрантов в процессе обучения в общеобразовательном учебном заведении. Ребёнку очень важно научиться грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.У детей-мигрантов связная речь сформирована на низком уровне. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок отмечаются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.Обучающиеся часто с трудом запоминают даже небольшие стихи и тексты. Психологи считают, что развитие речи активизируется за счёт развития наглядно – образного мышления, воображения.Именно поэтому использование приёмов мнемотехники на занятиях дополнительного образования «Дружим с русским языком» становится актуальным. Мнемотехника («искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи мнемотехники:1. развитие связной речи;2.  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);3. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; 4.овладение приёмами работы с мнемотаблицами.Структура мнемотехники Мнемоквадраты - это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Семантические образы для запоминания словарных слов: Требования к универсальным образам словарных слов:
  • семантический образ должен быть связан именно с лексическим значением данного слова;
  • в семантическом образе слова трудность написания должна быть вписана в буквенное маркирование так, чтобы ребенок мог легко и однозначно вспомнить визуальное кодирование;
  • семантический образ должен быть редким, чтобы обеспечить избирательность запоминания. (например, для написания слова корова может использоваться образ веселой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-).
  • В настоящий момент на основе этих требований создаются совместно с детьми школьные словари с картинками словарных слов.
  • Мнемодорожки - это квадрат из трёх-четырёх картинок, по которым можно составить предложения. Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести стихотворение или целый рассказ. Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. Это своего рода образное конспектирование. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. На начальном этапе работы даются готовые схемы, а дальше дети начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.Мнемотехника развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, связную речь. На каждое слово или словосочетание дети придумывают картинку или схему, а потом воспроизводят информацию, опираясь на эти рисунки. Записать таким образом можно сказку, пословицу, стихотворение. Этот зрительный план – опора для последовательного изложения рассказа. Заучивание или пересказ текста будет результативнее, если будет подкреплён наглядной картинкой.
  • Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.
  • Составляется предметно-графическая схема или план.
  • Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.
  • К. Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». Используют для разных видов работы по развитию речи:
  • обогащение словарного запаса;
  • обучение составлению рассказов;
  • пересказ текстов художественной литературы;
  • чтение наизусть.
  • С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:
  • У обучающихся увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • Появляется интерес к заучиванию стихотворений;
  • Словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
  • Использование приемов мнемотехники значительно сокращает время обучения обучающихся связной речи. Анализируя и графически обозначая речевой материал (сказку, рассказ, стихотворение, скороговорку), дети учатся зрительно воспринимать план речевого высказывания. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности.