Целостная педагогическая система в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Целостная педагогическая система в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей
Автор: Игорь Евгеньевич Шалыгин
Отдел образования администрации
Волгодонского района
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольных работ
Доклад
Тема: Целостная педагогическая система в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.
Подготовил: Шалыгин Игорь
Евгеньевич
Должность: педагог
дополнительного образования
Cт . Романовская
2009 г.
Содержание
Введение.
Педагогическая система как модель.
Интеграция системы ОШ и системы ДОД.
Заключение.
Целостная педагогическая система в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей.
В 1992г. Российское внешкольное образование перестало существовать. Обладая огромным воспитательным потенциалом идеологической направленности и мощной досуговой деятельностью, внешкольное образование так же имело неразвитость нормативно-правовой базы; отсталость программно-методического обеспечения и полное отсутствие системы повышения квалификации работников.
Исходя из всего этого, в том же 1992 году был принят Закон РФ об образовании, который дал внешкольному образованию статус дополнительного. Однако, лишь 25 мая 1994 года в Москве состоялась Комиссия Министерства образования РФ, на которой выступил академик А.К. Бруднов с докладом Стратегия развития государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей. Последняя дата и считается датой возникновения системы дополнительного образования детей.
Современная система ДОД представляет собой новую ветвь в педагогике развития. Общеобразовательная система и система ДОД - это две автономные, независимые образовательные системы. Цель ДО – развитие мотивации детей и подростков к познанию и творчеству. Система ДОД не дополняет общеобразовательную школу, но создает для нее культурно-образовательный фон. Интегрируясь с ОШ, система ДОД развивает практически все ступени ОШ. Система ДОД углубляет, расширяет и компенсирует воспитание, полученное в ОШ через различные образовательно-воспитательные деятельности. Наряду с этим в системе ДОД появился ряд признаков, выгодно отличающих систему ДОД от ОШ.
а) отсутствие стандартов для образовательных программ, что дает полное право педагогам на разработку собственных стратегических и учебно-методических документов.
б) система ДОД является гуманистической образовательной системой и движется в рамках субъект-субъектной парадигмы.
Это значит, что у истоков образовательного процесса находятся два главных субъекта, которые взаимодействуют и творят на основе взаимоуважения, взаимодоверия и взаимосотрудничества. В отличие от ОШ, в которой все строится на дидакто- центрической системе и субъект-объектной парадигме.
в) основным мотивом прихода детей является личностная заинтересованность. Родитель и ребенок имеют право на выбор программы и направленности. Наряду с этим ребенок имеет полное право менять виды деятельности.
Педагогическая система как модель.
Педагогическая система (ПС) – это теоретическая модель педагогической деятельности, которая отражает совокупность необходимых взаимосвязанных элементов. Любая деятельность педагога состоит из частей:
а) ориентированно-мотивационная;
б) операционно- исполнительная;
в) рефлексивно-оценочная.
Схема педагогической системы ДО.
Цель (для чего учить?)
Содержание (чему учить?)
Педагогические технологии (подсистема)
Кого учить?
Кто учит?
Каким образом?
С помощью чего?
В каких условиях?
Мониторинг и диагностика
(чего достигли?)
Вместе с этим современная педагогическая система должна нести в себе ряд признаков, отвечающим современным требованиям:
а) Понимание человека в качестве главного предмета воспитания, раскрытие творческих способностей.
б) Ориентация на универсальные ценности человека (толерантность, гуманизм и т.д.).
в) Особенности современной социальной ситуации.
г) Опережающий характер воспитания, т.е. подготовка человека к жизни в высокотехнологическом, конкурентном, интегрированном, быстроменяющимся, информационном обществе (Д.А. Медведев).
Интеграция системы ОШ и системы ДОД.
Достижение продекламированных результатов невозможно без интеграции ОШ и системы ДОД. Существует несколько уровней слияния:
Технологический.
На этом уровне происходит интеграция сведений о предмете. Знания, умения и навыки по предмету углубляются и дополняют друг друга. (Например: Информатика и Компьютерный кружок) На этом уровне ДО часто выступает в роли факультатива.
Философский или методологический.
Определяет принадлежность к какому-либо определенному виду деятельности и охватывает наибольшее количество интегрируемых предметов по данному виду деятельности. (Например: Бисероплетение включает в себя: изобразительное искусство, эстетику, дизайн, историю и т.д.) На этом уровне предмет осознается как частный случай общего информационного поля.
Мировоззренческий уровень.
На этом уровне и происходит настоящее слияние ОШ и системы ДОД, после которого обе системы не вступают в противоречие, но помогают и дополняют друг друга. Происходит это не только на уровне знаний-умений-навыков, что до сих пор требуют в системе ОШ. Система ДОД призвана выполнять и воспитательные задачи (формирование системы ценностей, потребностей и т.д. в рамках требований сегодняшнего дня к современному человеку). Уровень обуславливает появление надматериальных смыслов бытия (творчество и т.д.)
Заключение.
Лишь объеденив все три уровня интеграции системы ОШ и системы ДОД мы можем надеяться на достижение требуемых от нас результатов образования. Выпуск в общество мобильного, думающего, коммуникабельного и компетентного, владеющего новыми технологиями человека (Д.А. Медведев).
Список литературы.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей М: 2003
Каргина З.А. Практическое пособие для ПДО М: 2005
Иванченко В.Н. Занятия в системе ДОД Учитель 2007