"Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Майорова Инесса Леонидовна

Дидактическая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаНовая Федеральная образовательная программа дошкольного образования 2023 года предусматривает включение в образовательный процесс ознакомление детей с элементарными экономическими знаниями, формирование у детей первоначальных представлений финансовой грамотности, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности материальных ресурсов; ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую входит экономическая культура личности дошкольника, и характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).При реализации педагог создает условия для знакомства детей с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей.Педагог создает игровые и проблемные ситуации для расширения представлений детей об обмене ценностями в процессе производства и потребления товаров и услуг, о денежных отношениях в сфере обмена товаров и услуг, развития умений бережливости, рационального поведения в процессе реализации обменных операций: деньги – товар (продажа – покупка), формирует представления о реальной стоимости и цене отдельных продуктов питания, игрушек, детских книг. В процессе обсуждения с детьми основ финансовой грамотности педагог формирует элементы культуры потребления: бережного отношения к ресурсам потребления: воде, электричеству, продуктам питания, одежде, обуви, жилищу.Одной из современных форм дошкольной педагогики является финансовое просвещение дошкольников. Ведь дети так или иначе вовлечены в экономическую жизнь семьи- ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги.Задача педагогов детского сада преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.И одной из форм взаимодействия с детьми является игра. Именно через игру ребёнок познаёт и осваивает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры естественно для дошкольников.Дидактическая игра - это важное средство обучения дошкольников. Она способствует развитию познавательной деятельности, интеллекта и представляет основу обучения. С помощью игры проще и лучше развивать у детей те или иные навыки и умения.В качестве средств формирования основ экономической культуры необходимо использовать дидактические игры. Главной особенностью в дидактических играх является то, что задания детям предлагаются в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают навыками и умениями, учатся культуре общения и поведения.Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегрированно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.Дошкольники, совершая большое количество действий учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения ими знаний.В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации - операции купли-продажи, производство и сбыт готовой продукции и др. Соединение игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Процесс общения детей друг с другом и взрослыми в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления и внимания.В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся во время свободной деятельности по желанию детей. Для возникновения самостоятельной деятельности создаются необходимые условия, подбираются необходимый дидактический материал и пособия.Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры:
  • с предметами;
  • с картинками;
  • настольно-печатные;
  • словесные экономические игры;
  • игры-путешествия;
  • игры-загадки;
  • игры-беседы;
  • игры-предположения.
  • Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов дидактических настольных игр по формированию у детей первоначальных экономических финансовых понятий:Игра «Найди тень»Цель: развивать у детей внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учить находить предметы по тени, сопоставлять их.Игра «Найди пару»Цель: развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать парную картинку по смыслу каждому предмету (магазин - тележка, деньги - сейф и т.д.) Можно использовать карточки для игры «Запоминай-ка».Игра «Собери картинку»Цель: научить визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображённых объектов.Игра «Финансовые лабиринты»Цель: развивать пространственное мышление и зрительное восприятие, обучать умению анализировать, делать логические выводыИгра «Судоку - финансы»Цель: развивать пространственное и логическое мышление, умение структурировать алгоритм решения.Игра «Кто больше соберёт монет?»Цель: развивать умения сравнивать количество предметов в пределах пяти (десяти).Игра «Сколько монет?»Цель: способствовать развитию навыков счёта.Игра «Подбери монетки»Цель: развивать умения детей различать монеты, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами.Игра «Размен»Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену.Игра «Накопи-ка»Цель: способствовать формированию разумных экономических потребностей.Игра «Идём за покупками»Цель: углубить знания о разных видах товаров, местах продажи, денежных отношениях в системе «покупатель- продавец».Таким образом, дидактическая игра - это важное средство обучения дошкольников, способствующая развитию познавательной деятельности, интеллекта. С помощью таких игр проще и лучше развивать у детей финансовые навыки и умения.