"Швейное дело" (2 вариант)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Швейное дело" (2 вариант)
Автор: Фадина Надежда Вениаминовна

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО
  • Пояснительная записка
  • Трудовое обучение занимает ведущее место в общей системе учебно - воспитательной работы с детьми и подростками с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР. «Профильный труд» – комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению с текстильными материалами детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР и их подготовки к доступной трудовой деятельности.Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения бытового труда в жизни человека, способствует обучению и развитию ребенка в процессе овладения элементарными навыками шитья и рукоделия. Один из главных принципов организации учебного процесса – индивидуальный подход к каждому ученику. На уроке используются разноуровневые задания: каждый ученик выполняет задание по теме урока в зависимости от его возможностей и поставленной для него задачи обучения. Уровень образования определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. В соответствии с принципами деятельностного подхода большое внимание уделяется формированию учебной мотивации, стимуляции собственной активности.Цель: дать ряд бытовых навыков детям с умеренной и тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР, обучить основам швейного дела с учетом возможностей и особенностей обучающихся.Задачи:
  • Учить элементарным приемам профильного труда и приемам применять полученные знания в быту;
  • Формировать у школьников интерес и положительное отношение к трудовым навыкам;
  • Развивать стремление действовать совместно в группах и самостоятельно;
  • Учить бережно и осторожно работать с инструментами и текстильными материалами.
  • Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса.Рабочая программа по предмету профильный труд для обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе:
  • ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант2).
  • В ходе работы с текстильными материалами детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью и направленна на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости куска ткани, пространственной ориентировки, на коррекцию речи обучающихся. При сообщении детям новых сведений о нитках, тканях, их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам швейного дела. Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся усвоения и применения даже самых элементарных правил.Содержание обучения для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся с умеренной отсталостью. 1.Общая характеристика учебного предмета.Основной формой работы по предмету «Профильный труд» является урок - занятие. Продолжительность урока составляет 40 минут. На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого обучающегося.Трудовое обучение таит в себе богатейшие возможности для установления межпредметных связей. Его можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Связи уроков труда и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных и графических умений; ознакомления учащихся на уроках труда с геометрическим материалом. Связи уроков труда и русского языка учитель осуществляет путем соблюдения правил правописания и произношения новых технических терминов; обогащения словаря новыми словами используемых на уроках труда. Связи уроков труда и природоведения учитель осуществляет путем применения в процессе изготовления различных поделок известных учащимся сведений о ветре, воде, глине, песке и т.п. вещах. ИЗО – средства художественной выразительности, декоративно - прикладное искусство.Таким образом, с одной стороны, труд дает учащимся возможность применять теоретические знания на практике, а с другой - способствует более глубокому изучению основ наук.Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Виды деятельности на уроках: дидактическая игра, слушание объяснений учителя; просмотр учебных фильмов; опрос, практические упражнения; работа с раздаточным материалом; выполнение практических заданий; решение ситуационных задач. Диагностика обучающихся проводится в течение учебного года как результат освоения программы.Для более прочного усвоения знаний, умений, навыков, способствующих развитию познавательных способностей учащихся их творческий потенциал, эмоции, интересы, применяются общие дидактические методы обучения:
  • Объяснительно-иллюстративный метод, направленный на усвоение и запоминание учащимися новой готовой информации;
  • Репродуктивный метод, позволяющий многократно воспроизвести действие;
  • Используются традиционные методы: наглядные, словесные, практические.Компоненты технологий: проблемное обучение; поисковая деятельность; технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии, дистанционное обучение (применяется в период карантина или иных случаях, при которых исключено посещение школы, при технической возможности педагогов и обучающихся).Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся. В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ профильного труда представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимися АООП, взаимодействие следующих компонентов:  
  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
  • Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Профильный труд» проводится в 3 этапа:Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития успешно освоили программу по предмету Профильный труд педагогу необходимо: широко использовать наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий, предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную деятельность. Деятельность педагога должна носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические материалы. Необходим замедленный темп обучения.Итоговые достижения обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненных компетенций. Все контрольные (проверочные, самостоятельные) задания подобраны на доступном для данной категории детей уровне.III. Описание места учебного предмета.Учебный предмет «Профильный труд» входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного плана АООП образования умственно отсталых обучающихся (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Изучение предмета «Профильный труд» предусмотрено в учебное (урочное) время.В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса данного предмета отводится:IV. Результаты освоения учебного предмета.В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.9 классЛичностные результаты освоения учебного предмета
  • Проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • Готовность к безопасному поведению в обществе.
  • Возможные предметные результаты освоения учебного предметаМинимальный уровень:
  • Выполнение несколько видов швов с помощью учителя;
  • 2.Умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) привыполнении предметных действий
  • Умение организовать свое рабочее место, соблюдение санитарно-гигиенических
  • требований;Достаточный уровень:
  • Различение видов материалов;
  • Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
  • Умение выполнять работу качественно с помощью учителя, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
  • Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.Базовые учебные действияЛичностные учебные действия:
  • Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  • Принятие и выполнение правил школьной жизни.
  • Оценивать ситуации и поступки с позиции «хорошо» и «плохо».
  • Формирование позиции ученика на уровне положительного отношения к школе.
  • Коммуникативные учебные действия:
  • Построение понятных высказываний, вопросов.
  • Участие в диалоге учебном и спонтанном.
  • Соблюдение простых норм речевого этикета.
  • Слушать и понимать обращенную речь.
  • Взаимодействовать при работе в парах
  • Регулятивные учебные действия:
  • Элементарная самоорганизация
  • Выполнение с педагогом предметных, игровых и простых учебных действий.
  • Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном.
  • Работа по предложенному плану.
  • Совместно с учителем отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Организовать свое рабочее место.
  • Выполнение предложенного педагогом пошагового плана действий.
  • Построение элементарного речевого высказывания в устной форме.
  • Принятие и выполнение учебной задачи по образцу
  • Познавательные:
  • Отвечать на простые вопросы учителя.
  • С помощью педагога сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать хорошо знакомые предметы совместно с учителем.
  • Работа с простой и расчлененной инструкцией.
  • V. Содержание учебного предмета. «Швейное дело»Работа с нитками и тканью. Наматывание ниток. Соединение мотков. Выполнение косички. Изготовление бахромы. Резание ножницами ткани по линиям VI. Тематический план «Швейное дело»Календарно- тематическое планирование.VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.Материально-техническое обеспечение образовательной области и предметов по труду включает:1. Швейное дело: учебник для 5 класса спец. (коррекц.) образовательного учреждения VIII вида / Г.Б Картушина, Г.Г. Мозговая.- М.: «Просвещение», 20707.- 160с.: ил2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной , тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми имножественными нарушениями развития (2 вариант) .3. Дидактический материал: комплекты демонстрационных и раздаточного материалов; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, видеоролики, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы, примеры (образцы); презентации и др.;4. Оборудование: классная доска, экран ( Smart доска), ноутбук, швейные машины, утюг (парогенератор), гладильная доска, пяльцы, иглы, ножницы,5. Материалы: нитки - швейные, вязальные, мулине; текстильные материалы.VIII. Оценка достижений планируемых результатов.Этапы мониторинга:1. Стартовая диагностика: проводится в начале учебного года, для выявления уровня актуального развития ребёнка, его потенциальные возможности.2. Текущая диагностика: проводится в середине учебного года, позволяет оценить эффективность применяемых методов и приёмов содержания коррекционно-развивающей работы, наблюдать динамику развития ребёнка.3. Итоговая диагностика: проводится в конце учебного года, определяет характер динамики развития и позволяет составить дальнейший образовательный маршрут ребёнка или класса.