Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах
Автор: Михайленко Ольга Геннадьевна

«Формирование функциональной грамотности на уроках чтения в начальных классах.» Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность Учащиеся начальных классов испытывают трудности при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. На сегодняшний день повышение функциональной читательской грамотности школьников является важной задачей школы. Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком является читательская грамотность. Грамотное чтение подразумевает под собой следующие умения:- умение понимать тексты- размышлять над содержанием- излагать мысли о прочитанном- умение понимать различные формы представления информации- применять информацию из текста в изменённой ситуации;-критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.Работа с текстами относится к числу умений, которыми должен владеть современный функционально грамотный человек.Тексты бывают:- сплошные - описание, повествование, рассуждение.-несплошные - графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).Хочется отметить, что навык смыслового чтения относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам.Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие эффективные приёмы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.  Рассмотрим несколько приёмов. За основу я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :I этап. Работа с текстом до чтенияII этап. Работа с текстом во время чтенияIII этап. Работа с текстом после чтенияРассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.                    Приёмы для формирования функциональной грамотностиI этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:
  • Постановку цели чтения: знакомство  с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.
  • Определение характера текста:
  • Сплошные тексты (без визуальных изображенийНесплошные тексты (с визуальными изображениями).
  • Просмотр заголовка текста.
  • Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.
  •        Наиболее распространенные приемы:       «Глоссарий»Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
  • Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия),  смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
  •         «Ориентиры предвосхищения»Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
  • Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
  • После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
  •        «Рассечение вопроса»Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.       «Верите ли вы, что…»Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
  • Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  • Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?
  •            Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.II этап. Работа с текстом во время чтения.     1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).     2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.  Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).        Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):         «Чтение про себя с вопросами»Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.1. Чтение первого  абзаца. Задаются вопросы.2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.       «Чтение с остановками»Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.       «Чтение про себя с пометками»Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.     «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.     «Восстанови текст» (развивает логическое мышление).    «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)    «Дерево предсказаний»Использовать после первой или второй остановки приём «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.Например, докажите, что это сказка.  - Определим порядок событий в сказке.   обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.  Прочитайте названия событий, происходящих в сказке.     Варианты выполнения задания: самостоятельно, в паре, под руководством учителя.     - Как вы будете работать? (Прочитаем  первую часть сказки. Найдём название  события, которое в этой части описано.)     - В каком порядке развиваются события в сказке?        «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данной сказке, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - Логическо – поисковое  задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Свет не без добрых людей.  Добрый пример лучше ста слов. Ум дает силу, сила дает храбрость. и т.д.)Использование этих и других приёмов помогает:-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;-находить в тексте требуемую информацию;-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;-читать внимательно и вдумчиво.III этап. Работа с текстом после чтения.Это:
  • Смысловая  беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  •     2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.    3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественнойЦель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.Приёмы  послетекстовой деятельности:      «Тайм-аут»Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.1. Чтение первой части текста. Работа в парах.2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.      «Вопросы после текста»Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:- фактической информации текста, изложенной вербально;- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.      «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать аналог сказки.Подготовка к составлению сказки.- Прочитайте вопросы в таблице.Как вы думаете, что поможет сделать таблица? (Сочинить сказку).Придумай свою сказку.      «Создание диафильма» На  уроках  литературного чтения предлагаю   ученикам иллюстрирование   изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.        «Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:
  • Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
  • У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».
  •          Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного чтения и показали высокую эффективность.Дети успешно справились с ВПР.           Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.  При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у  учащихся  формируются навыки  мышления,  являющимися  важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.        Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.