Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Автор: Абайдуллина Люция Мазитовна

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)  «Улавливай шепот».Цельразвитие слухового внимания и восприятия.Играющие делятся на две команды и выполняют задание:1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.Продолжительность игры 10-15 минут.«Чего не стало».Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов- Чего не стало?(яблок, носков, гольфов, сапог).«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)2 Он зелёный, длинный. (огурец)3 Оно круглое, красное. (яблоко)4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)5 Он круглый, красный. (помидор)6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)«Кто внимательный?»Цельразвитие фразовой речи, слуха.Оборудование: куклы, кубики, машины, др.Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.Игра 10-15 мин.Кто где?Цельупражнятьдетей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).- Где стоят куклы?-А эти куклы?- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.«Ласковые имена».Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. дМама-мамочка, папа-папочка(дочь, сестра, сын, брат, т. д)«Что это?»Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.НаглядностькартинкиВоспитатель задаёт вопросы:- Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).- Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.Предложения по картинкам:- На вешалке висит много пальто;- Девочка надевает (снимает) пальто;Составьте рассказ о пальто.Скажи одним словом.Словарный материал:Длинное ухо – длинноухий,Короткий хвост – короткохвостый,Длинные рога – длиннорогий,Рыжий хвост – рыжехвостая,Любит труд – трудолюбивый,Ходит быстро – быстроходный и т. д.«Красный-белый».Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.«Эхо».Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.Ход игры:Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.«Найди исправь ошибку».Цельразвивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкойупражнять в построении предложений с использованием глаголов.Например – Кошка лает? (нет)-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)- Где живёт? (дома, с человеком и т. д).«Поймай рыбку».Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.Игра 20-30 мин.«Угадай на что похоже?»Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запасразвивать воображение, мышление память.Наглядный материалкартинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»Например: - очки, штанга, самокат, велосипед.«Новое слово».Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.Наглядный материалкартинки, с изображением мальчика в действии.Дети рассматривают картинку, отвечают на)Одним словом:-Мальчик по тротуару (что делал) шёл-Мальчик к дому (что сделал) подошёл-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёлЗатем дети сами составляют:- Коля пришёл …; - Коля вошёл, т. д.«Весёлые предлоги».Цельупражнять в правильном употреблении предлогов.Наглядный материал: сюжетные картинки.Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.1. Игрушки стоят в шкафу.-Где стоят игрушки?-Игрушки стоят в шкафу.2. Стул стоит у стола.-Где стоит стул?-Стул стоит у (возле, около) стола.«Добавь слог».Цельразвивать фонематический слух, быстроту мышления.Ход игры:Воспитатель называет один слог и бросает мяч.Поймавший его должен дополнить слово:«Ма» - «ма»«Кни» - «га».Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.«Составь предложение».Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».«Слово можно прошагать».Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.Содержание:- Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»- шагают один шаг с детьми.Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!«Звуковое лото».Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.Далее ребёнок описывает картинку по выбору.«Страна Гномия».Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.