Развитие устной и письменной речи учащихся посредством дидактических игр


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие устной и письменной речи учащихся посредством дидактических игр
Автор: Шутова Анжелина Геннадьевна

Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление. Речь устная - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Письменная речь - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (устной речи).речи учащихся происходит на всех учебных предметах, но традиционно главная роль отводится предметам гуманитарного цикла - русскому языку, литературе, истории Работа над грамотной и правильной речью начинается с обогащения словарного запаса. Поэтому большая роль отводится словарной работе. Для закрепления терминов применяются стандартные словарные диктанты. Следующим видом устного выступления на уроке является пересказ текста параграфа. Более сложной формой устной речи является самостоятельное высказывание на заданную тему.Не менее важным, чем развитие устной речи, является развитие письменной речи. Ученики должны грамотно излагать свои мысли на бумаге. На уроках могут использоваться различные виды письменных работ. Это сочинения и составление плана параграфа.Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения: комментирование, интерпретация, выразительное чтение. В современных методах обучения особое место занимает дидактическая игра. Дидактическая игра нашла довольно широкое применение на уроках литературы для развития речи.Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании учащихся. Дидактические игры способствуют развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения, пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения и пр.При разработке комплекса уроков были использованы наработки Л.Г. Абрамовой, Л.О. Железняк, и др.Тематический план представлен в Таблице 1.Таблица 1 – Тематический план Дидактические игры:
  • исправь ошибку поэта, поэт напутал, поправь его,
  • допиши стихотворение,
  • загадки — шарады, раскодируй,
  • придумай или вспомни загадку,
  • скажи правильно,
  • вставь слова в стихотворные строчки,
  • знаете ли вы русские народные сказки.
  • Таким образом, предложен комплекс дидактических игр для развития устной и письменной речи учащихся.