«Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лэпбук - как форма совместной деятельности педагога, детей и родителей»
Автор: Смирнова Ольга Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»п. ПетровскоеЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Развиваемся вместе»«Лэпбук - как форма совместной деятельностипедагога, детей и родителей»на 2022 - 2023 учебный годСовершенствование системы сотрудничества логопеда с семьей, как условие оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с речевыми нарушениями Составила учитель-логопед: Смирнова Ольга Николаевнап. Петровское 2022 г. Актуальность Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и мог выражать свои мысли и желания. Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.   Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей. Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. При прохождение курсов повышения квалификации, изучая новые педагогические технологии, обнаружила очень интересную идею использования в своей работе совершенно нового, интересное незаменимое дидактического пособия - лэпбук. Его можно использовать как в дошкольном учреждении с воспитанниками, воспитанниками и их родителями, воспитанниками и воспитателями, так и дома в круге семьи и близких родственников. Лэпбук – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Это сравнительно новое средство обучения через особую форму организации учебного материала или своеобразная форма детской отчетности, представляющее собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологийЦель создания Лэпбук – попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и дошкольным учреждением. Чтобы процесс обучения был еще более эффективным предполагается использование ведущей системы запоминания: 1.Визуалам, детям с хорошей зрительной памятью, стоит включить фантазию и представить материал красочно оформленный, можно в виде мультфильма, клипа, презентации. 2.Аудиалам, детям с хорошей слуховой памятью, желательно проговорить то, что они пишут, рисуют и услышать как бы «звуки» событий или предметов. 3.Кинестетам, кому важны тактильные ощущения и слабовидящим детям. Таким детям лучше всего двигаться во время изготовления Лэпбука, менять позы, «держаться за предметы» разных фактур. 4.Дискретам, дети, опирающиеся на логику, которым предстоит систематизировать материал, что поможет увидеть суть и обнаружить взаимосвязи. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых при дальнейшем обученииВ ходе логопедической работы необходимо: помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях. Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. В связи с этим разработка данного проекта «Развиваемся вместе» стала актуальной.Срок проведения: 9 месяцев.Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели.Цель проекта: совершенствование системы организации работы учителя-логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с нарушениями речи в условиях ФГОС. Задачи:установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;выяснить образовательные потребности родителей, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка, повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Развиваемся вместе» и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;создать лэпбук совместно с воспитателями, родителями и детьми по лексической теме;создать логопедическую копилку для родителей «Что за чудо-папка!»;выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи;заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Логопед и я»;воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции. Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.Ожидаемые результаты:Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя». Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.Эффективность данных результатов:  Для детей:        
  • умеют по своему желанию или с помощью взрослого собирать информацию по изучаемой теме;
  • повторяют пройденный материал в любое удобное время;
  • умеют самостоятельно и с помощью взрослого использовать творческие способности и креативность при выполнении заданий;
  • развивают мелкую моторку
  • Для родителей: 
  • положительная оценка деятельности ДОУ; 
  • готовность и желание помогать ДОУ
  • активизация педагогического потенциала родителей;
  • приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
  • использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно в летнее время;
  • чувство удовлетворенности от совместного творчества. 
  • Для педагогов:        
  • положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации, повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; 
  • учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.
  • Для ДОУ: 
  • благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
  • повышенный статус ДОУ.
  • Возможные риски:
  •  трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ. Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
  • Формы работы с родителями: анкетирование родителей; выступления на родительских собраниях; проведение мастер — классов; Наглядно-информационные формы: папки-передвижки; оформление уголка логопеда в каждой возрастной группе; ведение странички логопеда на сайте детского сада; папки домашних заданий (на выходной), буклеты для родителей, выпустить  периодический детско-родительский журнал «Речевые капельки», создать логопедическую копилку для родителей «Что за чудо-папка!».Модель взаимодействия участников проекта «Лэпбук - как формасовместной деятельности педагога, детей и родителей»Реализация проекта предполагает работу по III этапам.
  • 1 этап подготовительный (информационно-аналитический).
  • Осознание проблемной ситуации, выбор темы и выработка необходимых условий для реализации проекта, раскрытие смысла и содержания предстоящей работы с учетом ФГОС и речевых возможностей воспитанников.Задачи:
  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Создание рабочих групп по интересам.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
  • Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности2 этап — основной (практический).Задачи:
  • Использование разнообразных игровых технологий, креативного оформления и творческого воображения, направленных на умение закреплять и обобщать полученные знания;
  • Развитие речевых навыков у детей с речевой патологией с использованием элементов наглядного моделирования в виде схем, моделей, символов.
  • Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс посредством совместного изготовления с детьми творческого продукта проектной деятельности (лэпбука).
  • Средства и методы проекта:
  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи;
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методического стенда «Развиваемся вместе», на сайте детского сада (2 раза в месяц, теоретический и практический материал);
  • сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках);
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.);
  • создание логопедической копилки для родителей «Что за чудо-папка!»;
  • Выпуск журнала «Речевые капельки» 1 раз в 3 месяца.
  • Рубрики журнала:
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.
  • Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).Задачи:
  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей, через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге;
  • Выявление проблем взаимодействия учителя-логопеда с родителями (законными представителями) и повышения результативности коррекционно-развивающей и просветительской работы;
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми
  • Опыт работы по данной теме представить для учителей-логопедов города.Родителям, которые не смогли посещать клуб «Развиваемся вместе», будут предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки.Перспективный план реализации проекта: заключается в том, что предложенная система взаимодействия учителя-логопеда и родителей с детьми, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающего процесса и способствует освоению законными представителями эффективных приемов работы с целью преодоления нарушений речи.Список литературы1. Александрова Т.В. Практические задания по формированиюграмматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов ивоспитателей.- СПб., 2007.2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М., 1997.3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей снарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб:, 2004.4. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общимнедоразвитием речи 3 уровня./ Логопед. 2004. №1.- с.34- 40.5. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи уучащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.,1992.6. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.7. Гербова О.Е. Развитие речи 4-6 лет: Учеб. нагл. пособ.- М., 2003.8. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержкиречевого развития у дошкольников.- М., 2000.9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматическогостроя у дошкольников с ОНР.- СПб.,2001.10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи удошкольников.- СПб., 1999.11. Максаков А.И., Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М., 2005.12. Максаков В.А.Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.,2005.13. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1993.14. Рахимова Ж.Т. Проявление ОНР у детей 6-ти летнего возраста, и путикоррекции его в условиях массового обучения / Дефектология. 1988. №7.15. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыминарушениями речи.- М.,1980.16. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.-М., 2003.17. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедическойработы с детьми- М., 2005.18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-тилетнего возраста с ОНР - М., 1991.19. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург,1996.20. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. - М., 1994.21. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольноговозраста.- М.,1999.22. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общимнедоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.23. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва,«Издательство ГНОМ и Д», 2000.24. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: - М., 2000.