Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональная компетентность учителя начальных классов
Автор: Хабибуллина Диана Игоревна
Профессиональная компетентность учителя начальных классовВ недалеком прошлом роль учителя начальных классов сводилась лишь к обучению школьников основам необходимых знаний и передаче информации, а также формированию простейших учебных навыков и умений. Сегодня, в связи с глобальным изменением всей структуры образования, введением нового образовательного стандарта, функции учителя заметно расширились и предполагают глубинное взаимодействие его со школьниками.Что входит в компетентность учителя начальных классов?Как видно из ФГОС НОО, в компетентность учителя начальной школы входит «осуществление обучения и воспитания младших школьников, использование современных образовательных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы». Поскольку в основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, современный учитель начальных классов, одновременно с преподаванием и воспитанием, осуществляет проектную деятельность, является исследователем, организатором, активным участником общения с коллегами, учениками и их родителями, что подразумевает постоянное развитие в профессионально-личностном отношении и саморазвитие.Следует оговорить, что личностно-деятельностный подход связан с максимальным взаимодействием между учителем и учеником. Безусловно, его реализация возможна при помощи специальных тактик. Кратко остановимся на некоторых из них. Общеизвестно, что «урок представляет собой продукт совместной речевой (коммуникативной) деятельности». Учитель является проводником в мир знаний, совместно с учеником совершает их открытие. Он выступает в роли помощника, советчика, партнера в выборе правильного решения проблемы, с определенной долей самостоятельности ученика, ведет творческий поиск нового, создает в классе особую атмосферу общения – доверия, открытости, заинтересованности, позволяющую ученику поверить в свои силы, разрабатывает гибкую структуру урока.Направленность на педагогическую работу такого урока включает:представление об ученике как о субъекте образовательной деятельности, умение проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей; умение излагать учебный материал в простой, доступной форме, исходя из специфики учебного предмета; яркое креативное мышление; непосредственность, эмоциональность, рефлексивность, коммуникативность и пр.Несомненно, построение учебного процесса с использованием эффективных здоровьесберегающих технологий, а также «продуманная, четко спланированная и организованная коммуникативно-речевая деятельность, владение своим общением и управление общением на уроке помогут учителю осуществить данный учебный процесс максимально эффективно».Интересно, что когда учитель выступает в роли помощника в освоении знаний, выстраивая индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ и применяя эффективное педагогическое общение, то происходит «развитие у школьников интереса к учению, формирование творческой личности, свободно вступающей в общение, не боящейся отстаивать свою точку зрения и уважительно относящейся к позиции других».Общеизвестно, что точные (как и точное изложение учебного материала учителем), яркие, последовательно сформулированные вопросы и стремление получить на них исчерпывающие, глубокие ответы, побуждают к развитию всех аспектов мыслительной деятельности ученика, активно включают его в процесс обучения, формируют речевое развитие. Следовательно, индивидуальная оценка образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, позволяет проектировать «социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности».Безусловно, реализация программ воспитания как пропедевтика наибольшей самостоятельности в поиске и выборе правильного решения, способствует максимальному освоению учеником разнопрофильных учебных дисциплин, приобретению им необходимых знаний, умений и навыков для перехода на следующую ступень обучения в средней школе, дальнейшей интеграции и социализации личности в обществе. Только совместная, не авторитарная со стороны педагога, деятельность учителя и ученика способствует достижению высокого уровня интеллектуального, коммуникативного, психического развития личности младшего школьника.