М. Зощенко "Ёлка"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: М. Зощенко "Ёлка"
Автор: Льдокова Галина Ивановна
Литературное чтение 4 классТема: М. М. Зощенко «Ёлка»Цели: познакомить с жизнью и творчеством М.М. Зощенко; обогащать словарный запас; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память и чувство юмора.Планируемые результаты: предметные: умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); метапредметные: Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, Познавательные — умение ориентироваться в учебной книге, Коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «юмор», «смех сквозь слёзы», формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.Тип урока: изучение нового материала.Ход урокаОрг. момент.Прозвенел звонок,Начинается урок литературного чтения!- Сегодня мы с вами встречаем гостей и как радушные хозяева должны порадовать умением слышать и слушать, умением красиво читать и грамотно отвечать. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.Отгадайте загадкуЯ прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная. На Рождество я главная. (Ёлка)- Я даже не буду спрашивать, любите ли вы Новый год. Потому что все дети любят этот праздник. А вот за что вы его любите, хотелось бы услышать. (Ответы детей: начинаются зимние каникулы, получаем подарки на Новый год, вся семья собирается вместе, украшаем ёлку)Речевая разминка.Мне ёлку купили! Мне ёлку купили! В лесу на опушке ее не рубили. А сделали ёлку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тети.А ёлка лесная осталась живая, Стоит на опушке, макушкой кивая. Кому? Никому! Просто — ветру, метели, Такой же красивой неспиленной ели!- прочитайте про себя;- прочитайте хором вполголоса;- прочитайте с восклицательной интонацией;- прочитайте с вопросительной интонацией;- что автор хотел донести до нас этими строчками? (Ответы: искусственная ёлка может быть не менее хороша, чем настоящая; используя искусственные деревья – бережём леса)Задание на развитие внимания. Работа в парах.а) Найди среди букв каждой строчки слова, подчеркни их (ёлка, снег; мороз, пурга)Слайдб) Найди общее понятие для этих слов (ЗИМА). Какое слово лишнее? (ЁЛКА) Почему? (ДЕРЕВО)- как это дерево связано с темой: «Зима»? (Зимой на Новый год украшаем ёлку)- Как вы думаете, почему я сегодня, подбирая задания, настойчиво подвожу вас к слову «Ёлка»? (Наверное, тема урока будет связана с этим словом)- Вы правы, тема урока будет связана с этим словом.- откройте с. 59 и прочтите заголовок произведения. Рассмотрите иллюстрацию. - Ваши предположения: о чём будет произведение? ( О праздновании Нового года, о подготовке к празднику, о том, как украшали ёлку).- Знакома ли вам фамилия автора произведения? (М М. Зощенко. В 3 классе мы читали произведение «Золотые слова», «Великие путешественники» о девочке Лёле и мальчике Миньке)Постановка темы урока.- Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с автором, с его произведением «Ёлка», постараемся понять его основную мысль)Работа над новым материалом.Знакомство с биографией автора. Рассказ учителя. Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. После возвращения Зощенко зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.Первичное восприятие текста. - Начнём знакомство с текстом. Текст читает актёр театра и кино Михаил Светин (Звучит аудиозапись, дети следят по тексту) - Подтвердились ли ваши предположения?- Вижу, что произведение вам понравилось. Что особенно понравилось? (Впечатления детей)Словарная работа - Объясните значение слова «золотушный ребёнок» - больной, истощённый ребёнок.- Подберите синонимы к словам. ДЛИННОВЯЗАЯ - высокая, высоченная, длинная.ХУДЕНЬКИЕ - худощавые, сухие, исхудалые, жилистые, тощие, костлявые.- Подберите антонимы к словам.ДЛИННОВЯЗАЯ – маленькаяХУДЕНЬКИЕ – жирные, полные, толстые, хорошиеДОБРОДУШНЫЙ – злой, злобный, дурной, жестокий- Объясните значение словПАСТИЛКА - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.ЦЕРЕМОНИТСЯ - проявлять излишнюю мягкость, стеснениеКРЫМСКИЕ ЯБЛОЧКИ – яблоки, привезённые из Крыма- Встретились ли вам слова, значение которых вы не знали? - Чем мы сейчас занимались? Пополнили свой словарный запасПроверка первичного восприятия текста.- Каков жанр этого произведения? (Это рассказ, так как это небольшое произведение, и автор рассказывает эпизод из своей жизни. Произведение написано в прозе) - От чьего лица идёт рассказ? (автор-40 лет, о своём детстве)– Где и когда происходят события? (в доме семьи Зощенко, в канун праздника Нового года)– Чем наряжали елку в то время? (Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки) -Кто главные герои?(Лёлька и Минька) - Праздник получился весёлый или грустный?- Кто виноват в том, что праздник получился грустный? Почему?(Дети)1.Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.2.Грубили взрослым3.Выгнали гостей4.Минька ударил мальчика5. Из – за них поссорились взрослые- Чем закончился праздник? - Хозяева остались одни. Дети пошли спать.- Какое решение принял папа?(Он отдал подарки детям, Лёльке и Миньке указал на их недостатки.)- Правильно ли он поступил?Вывод: Родители должны заниматься воспитанием детей, это их прямая обязанность. В первую очередь они должны подмечать и указывать недостатки детей, чтобы помочь им стать порядочными людьми. А самое главное - подавать пример правильного поведения.Повторное чтение детьми. Во время чтения дети выполняют задание на карточках.— Охарактеризуйте Миньку (это сделают мальчики), а характеристику Лели дадут девочки.- проверим - Что можно сказать о детях? (разные по характеру)- Было ли вам в какие-то моменты рассказа смешно?- Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?8. Выборочное чтение.К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.1 рисунок – стр.602 рисунок – стр.603 рисунок – стр.624 рисунок – стр.625 рисунок – стр.636 рисунок – стр.64- Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными? (И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)- Зачем М.М. Зощенко его написал? (Чтобы показать нам читателям, как не нужно себя вести)Итог урока. - закончить урок мне хочется словами «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»- Какой вывод для себя мы можем сделать? (Нам есть к чему стремиться) 9. Домашнее заданиеНарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.Подготовить пересказ текста от лица Миньки. 10. Рефлексия - Продолжите предложения.- Сегодня на уроке я узнал …- На уроке я похвалил бы себя за …- Молодцы, очень приятно с вами было работать. Спасибо за урок!