Открытый урок по литературному чтению на тему "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по литературному чтению на тему "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."
Автор: Арабаджи Юлия Дмитриевна
Урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"Цели и задачи урока.I. Образовательные: 1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.II. Развивающие:1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.III. Воспитательные: -привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,-утвердить значимость и ценность каждого слова;-передать красоту и музыкальность поэтической речи;-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.Планируемые результаты: научатся прогнозировать содержание стихотворения, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.Вид урока: объяснение нового материала.Оборудование:Компьютер;Картина Васнецова « Зимний сон»Снежинкимузыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима»;учебники 2 класс под редакцией Л.Ф .Климановой «Литературное чтение»Ход урокаОрганизация класса- Проверьте ,всё ли готово к уроку.-Принадлежности на месте учебнник, карандаши, рюкзаки закрыты.-Сегодня у нас гости.Вспомним, как надо вести себя, когда гости в доме.-Повернитесь, поприветствуйте гостей улыбкой!-Присаживайтесь ,начнём урок.II.Актуализация знаний.-Для чего нам необходим урок литературного чтения?(Учиться выразительно читать .Понимать красоту окр. мира через слово)1.Речевая гимнастика.Итак ,для того, чтобы выразительно читать, соблюдать паузы, темп,проведём речевую гимнастику.- Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Подготовим голос к работе.- вдох носом, выдох через рот;- нюхаем цветок;- тушим свечу.2.Речевая разминка.-Теперь проведём речевую разминку,поработаем с чистоговорками.(Написаны на доске)Ок – ок - ок- падает снежок.Ип- ип- ип- слышу снега скрип.Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.- Прочитайте 1 предложение с вопросительной интонацией.- Второе 2 предложения с восклицательной интонацией.- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.- Прочитайте чистоговорки шёпотом ,а теперь-- медленно.- А теперь прочтите громко и весело.Молодцы!Вывод: Подготовили речевой аппарат. Продолжаем работатьIII.Подготовительная работа к теме урока.( Чтение детьми стихотвор.)(оценивание)Итак, сегодня - 19 декабря.-Какое это время года по календарю?-Подчинилась ли природа календарю?-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?-Чем вам нравится зима?-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)- Какие произведения о зиме вы знаете? Можете прочитать напамять?Чтение стихотворений на память о зиме.- Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему?- Какие бы советы дали остальным ребятам?IV .Самоопределение к деятельности. Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?- Чему будем учиться?- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою"(Уже записано, открываю)-Какие задачи мы поставим?(Познакомиться со стихотворением, автором) Наша задача - попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас, читателей, красоту окружающего мира. Какая главная поэтическая мысль этого произведения.V.Работа по теме урока.1. Чтение стихотворения .-Я предлагаю вам прослушать это стихотворение. Слушая стихотворение, ребята, представьте то, о чём вы услышите. И попробуйте почувствовать настроение которое передаёт автор.(Звучит аудио запись).-Вам понравилось стихотворение?-Так какое же настроение вы почувствовали?-Что вы представили?- Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства у вас возникли? (спокойствие, мир, хочется молчать и любоваться)Понравилось вам стихотворение?2.Чтение детьми.Установка.- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием. При чтении обратите внимание на слова, значение которых вам неизвестны.Читаем вполголоса.(Дети читают)3.Словарная работа.- Проведём словарную работу. У вас на партах конверты. В них слова и их значения. Вам необходимо подобрать к слову его лексическое значение, т.е. что оно обозначает. (На одних карточках слова, а на других их значение. Работа проводится в парах).Выслушиваю ответы детей.Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.Чары - волшебство.Ослепительная краса (красивая, блестящая)Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.Затрепещит-Окован-Мещет – мечет - от слова метать.4.Чтение детьми вслух. (1 столбик)-Теперь ,ребята ,прочитаем стих по частям. И понаблюдаем ,какие средства использует автор чтобы передать свои чувства.Читаем первый столбик.О , Ком или о Чём это стихотворение? (Если по грамматике зима, лес - что? А в стихотворении - кто).Почему правильнее было спросить о ком стихотворение?(О лесе. О зиме)А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима? В каких случаях мы употребляем заглавную букву? (имена собственные). Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы? (например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор? (олицетворение)Каким красивым словом называет поэт Зиму? (чародейка).-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?- Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебством.- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)- Как вы себе представляете заколдованный лес?(2 столбик)-Давайте прочитаем 2 часть и понаблюдаем какие ещё действия совершила волшебница-Зима.- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)Т.е. лес какой?(недвижимый, ничего вокруг не шелохнётся.- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)-Что ещё могло удивить автора?(тишина).-Почему же он недвижимый? Что про него говорит автор?(ОН весь окутан и окован.)-Чем окован? (Лёгкой цепью пуховой).-Что такое цепь.-Как вы понимаете «лёгкой цепью пуховой»?(Цепь не настоящая,а волшебная).(3 столбик)- Красив ли этот лес?- Какие слова автор использует слова,чтобы нам передать эту красоту?(Ослепительная краса)- Что помогает ощутить (увидеть) эту красоту?(Лучи солнца).- Когда читаем это стихотворение ,думаем ли о том ,что холодно, или …нет?(нет)-А какие чувства возникают? (радости ,на душе хорошо ,приятно).-Может ли чувство радости на душе сочетаться с холодом?(нет)-Знаете , ребята , что меня поразило?Лес зимний , а краса, - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.- Какую красоту можно назвать ослепительной?- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт? (например: умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.-Если автор сумел в нас ,в читателях разжечь искрку доброты, любви к родной природе,каким же человеком был он сам?(наблюдательный, любит свою родину ,любит природу).VI. Физминутка.(музыкальная)Все ребята дружно встали,Все ребята дружно встали (выпрямиться).И на месте зашагали (ходьба на месте).На носочках потянулись (прогнуться назад, руки положить за голову).Как пружинки мы присели (присесть).И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).VII. Продолжение работы по теме урока.(О поэте)-Недалеко от города Брянска,в селе Овстюг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803года родился Фёдор Иванович Тютчев в дворянской семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых(вывешиваю портрет автора). Детство поэта прошло в Овстюге. Первоначальное образование Тютчев получил в родительском доме под руководством домашнего учителя.Ученье Фёдору Ивановичу давалось легко, он был одарённым мальчиком.Много читал и поражал своих друзей глубокими знаниями.С детства Тютчева окружала красивая природа. Он был неравнодушен к ней и посвятил русской природе много своих стихотворений.В течении всей жизни он часто посещал родные места.Один раз , 6 декабря 1852 года Поэт посетил родной Овстюг зимой.И именно тогда было написано это прекрасное стихотворение.- Ф.И тютчев создал "поэтическую" картину,с помощью слов. -Как ещё можно передать красоту зимнего леса.какими средствами , спомощью чего?( С помощью красок или музыки.)- Послушайте, как рассказал о зиме композитор_П. И.Чайковский.Слушание музыки. (П.И.Чайковский.Декабрь)Посмотрите как передал красоту зимнего леса художник.(вывешиваю картину)- Подумайте, отличаются ли их рассказы?- Что вы видите в них общего?Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная.- А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.- Какое чтение считается выразительным?Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.Постарайтесь донести до слушателей красоту пейзажа и музыки стиха.Прослушивание 3-5 учащихся.(оценивание)Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.- Придумайте название этому стихотворению.- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!VIII.Рефлексия.Пришло время оценить свой труд.- Чему учились сегодня на уроке?- От чего испытали радость?- Что огорчило?Что больше всего запомнилось?-Что произвело на вас большее впечатление?- А в целом, с каким настроением работали?(может подготовить снежинки и разукрасить их в конце урока?) IX. Итог.VII. Домашнее задание:- Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации.