«Развитие читательской грамотности обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования как основа подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие читательской грамотности обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования как основа подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе»
Автор: Золотарева Лия Валерьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Карымкарская средняя общеобразовательная школа»Муниципальная конференция«Преемственность как основа реализации современных подходов к организации образовательного процесса»Тема выступления:«Развитие читательской грамотности обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования как основа подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе»Работа выполнена:Золотаревой Лией Валерьевной,учителем русского языка и литературы,1-й квалификационной категории,МБОУ «Карымкарская СОШ»п. Комсомольский, 2023Развитие читательской грамотности обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования как основа подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе.Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую не всегда удается дифференцировать, поэтому формирование читательской грамотности в современном обществе стало наиболее острой задачей.Современные дети – это «зрители», которые воспринимают мир через картинку. «Картинка» живая, красочная, в телевизионных передачах, компьютерных играх сама все рассказывает, задает вопрос и отвечает на него. Чтение ушло на второй план, а вместе с ним и устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие – низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.Воспитание грамотного читателя процесс длительный, состоящий из нескольких этапов. Начинаться этот путь воспитания должен задолго до того, как ребенок научиться читать, то есть с дошкольного возраста, ведь именно на нас, взрослых, лежит огромная ответственность за воспитание грамотного читателя. Такое воспитание обязательно должно проходить с соблюдением правил преемственности дошкольного, начального общего и основного общего образования.Так что же такое преемственность?Преемственность — это «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию». Если вникнуть в содержание данного определения преемственности, то будет вполне понятно, что ребенок должен очень плавно и гармонично переходить из детского сада в школу, то есть последовательно идти от одной ступени образования к другой. При этом подразумевается сохранение содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания с последующим постепенным их изменением в соответствии с возрастом детей. Вернемся к читательской грамотности и попробуем пронаблюдать развитие читательской грамотности обучающихся на уровне дошкольного образования, начального общего и основного общего образования вплоть до подготовки к Итоговому собеседованию в 9 классе. Конечно же, при формировании читательской грамотности особое внимание будет уделено РЕЧИ.Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».Речь открывает дoступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.В речи детей существуют множествo проблем:Недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;Бедная монологическая речь: неспособность сoставить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на фoрмирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не мoгут сами сoсредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В связи с этим в рабoте МБОУ «Карымкарская СОШ» по обучению детей дошкольного возраста связнoй речи воспитатели используют приёмы мнемотехники, которые позволяют ребёнку быть более общительным, расширяют его словарный запас, учат его связно говорить, рассказывать, свободно и правильно выражать свoи мысли. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, то мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припoминании по одному из oбразов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее сoединённые образы. Главное при работе соблюдать последовательность работы с мнемотаблицами, которые делят на 3 этапа.Последовательность работы с мнемoтаблицами можно разделить на три этапаРассматривание таблицы и разбoр той информации, которая на ней изображена. Осуществление перекодирования информации, т.е. преoбразование из абстрактных символов слов в образы.Осуществление пересказа сказки, рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит работа в направлении метода запоминания. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно также разделить на три этапа:Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемoквадратами. Мнемоквадрат - структурная единица мнемoдорожки или мнемoтаблицы. Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками. Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами. Мнемотаблицы- схема, в которой залoжена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легкo запоминает информацию. Воспитатели МБОУ «Карымкарская СОШ» говорят, что мнемoтехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.Прием мнемотехники можно использовать в разных видах деятельности.При заучивании стихoв, потешек, скорoговорок.При пересказе худoжественной литературы.При обучении сoставлению рассказов.При отгадывании и загадывании загадoк.Пересказ – более легкий вид монoлогической речи, так как oн придерживается авторскoй пoзиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Этo в какой-тo мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.Если пересказывать с помощью мнемотаблиц (когда дети видят всех действующих лиц), тo свое внимание ребенок уже кoнцентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи неoбходимых выражений. Заучивание стихов - обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.Стихотворение легче запоминается, если оно представлено в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Таким образом, все стихoтворение зарисoвывается схематически.Пoсле этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.Скороговорки - используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скорoговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, прoговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приoбретает чистoту и отчетливость. Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи. Этo еще один вид работы с мнемoтаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.Мнемoтаблицы можно использовать для составления рассказов – описаний об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Элементами мoдели описательного рассказа становятся симвoлы - заместители характеристик oбъекта.В результате ребенок получит возможность научиться: 1. Логически грамотно и связно говорить.2. Видеть широкий круг знаний об окружающем мире; 3. Проявлять желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; 4. С интересом заучивать стихи и потешки, скороговорки и загадки; 5. Использовать богатство словарного запаса, который выходит на более высокий уровень; 6. Преодолевать робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.Мoжно сделать вывод, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к шкoле, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и гoтовности его к школьному обучению. А также исследуя методику мнемотехники можно, заглядывая вперед, с уверенностью сказать, что мнемотехника – основа смыслового чтения. Итак, ребенок поступает в школу, начинает получать начальное общее образование, и на него огромным потоком обрушивается огромное количество текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки. Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Речь уже идет о формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Поэтому школьники – первоклассники начинают обучение чтению опять же со знакомых таблиц и рисунков, напоминающих мнемотаблицы и схемы (сюжетные картинки), что значительно облегчает процесс формирования читательской грамотности. Важнейшей задачей современного учителя является определение чтения как фундамента всех образовательных результатов. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». И данная компетенция просматривается в Стандартах на всех этапах обучения – детский сад, начальная школа, основная школа. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение – достаточно новое понятие в педагогике. По определению А.А. Леонтьева, российского психолога, специалиста в области общей психологии, психолингвистики, психологии речи, смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации, и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению и помогает развивать аналитическое, интерпретирующее и критическое мышление. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следствие, речь письменная. Смысловое чтение следует рассматривать не как вид чтения, а скорее, как уровень развития чтения. Навык работы с текстом – важная составляющая в формировании информационной компетентности обучающихся.Как помочь ученику овладеть «навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров»? Обратимся к работам Н.Н. Сметанниковой, кандидату психологических наук, доценту, профессору и директору учебно-методического центра БЕСТТ., она предлагает следующие виды стратегий для работы с информационным текстом, в основе которых лежат уже известные нам методы и формы работы.стратегии предтекстовой деятельности. (Актуализация словарного запаса; Ориентиры предвосхищения; Рассечение вопроса)стратегии текстовой деятельности; (Мозговой штурм; Чтение про себя с вопросами; с пометками; Чтение с остановками)стратегии послетекстовой деятельности; (Отношения между вопросом и ответом; Тайм-аут – чтение абзацев и обсуждение в парах)стратегия развития словаря; (Мозговой штурм)стратегия компрессии текста; (Цитаты; Загадки по тексту; Следуем за персонажем)общеучебные стратегии. (Знаю – Хочу узнать – Узнал; Граф - схемы)Необходимость оценивания умения работать с информацией как интегральной характеристики выпускника начальной школы обратила внимание педагогов начальных классов МБОУ «Карымкарская СОШ» на необходимость обобщения опыта по данной теме. Анализ опыта показывает, что учащиеся испытывают затруднения в развитии навыков чтения, восприятии текста, обладают недостаточным кругозором и необходимой информацией для обучения на уровне ООО.Для организации учебного процесса по формированию читательской компетенции и развитию читательской грамотности целесообразно использовать приёмы активного чтения, а это развитие не только смыслового, но и продуктивного чтения, а также развитие критического мышления через чтение и письмо.Приведем несколько примеров из опыта работы школы.Прием «Корзина».Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.Прогнозирование с помощью открытых вопросов.Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? и т.д.Вопросы могут быть фактические, уточняющие (ты так считаешь?), объясняющие (почему?), творческие (в вопросе есть частица «бы», элементы.Прием «Ассоциативный куст».Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.1. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.2. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.Приём «Ромашка вопросов» ромашка Блума».Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель — с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).Прием «Зигзаг».Прием «Зигзаг» относится к группе приемов развития критического мышления и требует организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.Составление вопросного плана.Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.Памятка для учащегося.внимательно прочитать текст;выделить главные мысли текста;проверить, как они соотносятся между собой;сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важно.Дневник двойных записей.Для формирования умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.Толстый и тонкий вопросы.«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического. «Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.Приём «Рафт».Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования.Прием «Учебный мозговой штурм».Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.Прием «Составление кластера».Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Прием «Цветопись».Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.Остановимся на некоторых из них.Прием «Ассоциативный куст» применяется в начале урока. На уроке литературного чтения в 1 классе учитель предлагает послушать песенку - загадку.- Послушайте песенку-загадку и определите, о чем будем читать сегодня на уроке. (прослушивание песенки – загадки про землянику)- Собирали ли вы когда-нибудь землянику? Учитель пишет ключевое слово «земляника», учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, связанные с этим словом, учитель записывает.- Где растет эта ягода? -Зачем ее собирают?-Легко ли ее найти? Как ее нужно собирать?-Как бы вы объяснили, что такое земляника?- Где можно узнать точное значение слова?Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.Прием «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Работа с заголовком.Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои произведения?- Что можете сказать об авторе произведения?- Найдите его портрет Какое произведение писателя мы читали? Работа с выставкой книг Работа с иллюстрацией.– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем будет текст?– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?Упражнения на повышение уровня внимания и памяти:подчеркнуть в ряду буквы; найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их; найти общее понятие для слов каждого ряда; найди слово в слове; преобразуй слово; прочитай справа налево; восполнение пропусков букв в словах; поиск в тексте заданных слов; зрительные диктанты- Задания творческого характера речевой деятельностиСоставление вопросов и тестов по данному тексту. Творческое пересказывание. Продолжение произведения (придумывание конца). Творческое сочинение. Словотворчество. Работа с читательским дневником. Письмо литературному герою. Письма любимым предметамТворческие задания игрового действия на уроках литературного чтения Работа с кроссвордами Составление викторин Драматизация Составление сказочных объявлений и телеграмм «Цифровой диктант» « Живые картинки»Нестандартные урокиУрок – сказка Урок – путешествие Урок – КВН Урок – соревнование Урок – исследование Урок – деловая игра Урок – лекция Урок – экскурсияТворческие задания практического действияРабота с иллюстрацией к тексту Рецензирование детьми созданных рисунков Лепка и аппликация Моделирование обложки книгиБлагодаря целенаправленной системной работе по развитию читательской компетенции с применением методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ), продуктивного чтения были достигнуты определенные положительные результаты.Если внимательно посмотреть на все методы, приемы, упражнения, то можно увидеть, что все они повторяются, начиная с дошкольного воспитания, только тексты усложняются, объем информации увеличивается, и ребенок приобретает немаловажное умение – самостоятельность. Уже основное общее образование широко использует методы и приемы активного чтения для достижения целей читательской грамотности. Что даёт использование активных методов чтения?Формируются универсальные учебные действия.Познавательные УУД.1) извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) представлять информацию в виде схемы;3) выявлять сущность, особенности объектов;4) на основе анализа объектов делать выводы;5) обобщать и классифицировать по признакам;6) ориентироваться на развороте учебника;7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.Коммуникативные УУД:1) слушать и понимать других;2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;3) оформлять свои мысли в устной форме;4) работать в паре.Регулятивные УУД:1) высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД:1) высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;2) развивать способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;3) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Таким образом, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном, включает процедуры, помогающие читателю анализировать свое понимание содержания, заключенную в нем информацию и способы работы с учебным материалом.На сегодняшний день стратегий и тактик чтения разработано около сотни. В реальном учебном процессе применяется примерно тридцать из них. Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом возможно на уроках и во внеурочной деятельности. А овладев навыками смыслового чтения, наши ученики смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать информацию.Конечно же, наивысшим показателем данной компетенции является устное собеседование обучающихся 9-го класса. Здесь уместно будет применить термин функциональное чтение. Итак, собеседование состоит из 4-х заданий. Каждое при планомерной работе не является чем-то новым и незнакомым для школьников: смысловое, грамотное чтение, пересказ с использованием цитаты, составление небольшого монологического высказывания на заданную тему с опорой на небольшой план и диалог с педагогом-собеседником. И опять перед обучающимися появляются «картинки». В первом задании – небольшие фото-иллюстрации к тексту. Текст задания разделен на три или четыре абзаца, допускается при пересказе любой вид цитирования. В третьем (вариативном) задании в одном из вариантов предлагается описание сюжетной фотографии. Вопросы для монолога выстроены согласно методике творческих заданий с текстом. Можно с уверенностью сказать, что это очередной уровень читательской грамотности.Анализ развития читательской грамотности на уровне основной общеобразовательной школы показал – достоинства активных методов.Достоинства активных методов чтения:Применимы на уроках любого цикла и на любом уровне обучения.Ориентированы на развитие личности читателя.Развивают умение прогнозировать результаты чтения.Способствуют пониманию текста на уровне смысла.Таким образом, навыки функционального чтения имеют более широкий диапазон применения, чем просто подготовка к итоговому собеседованию, они способствуют, в том числе, и становлению функциональной грамотности выпускника: в частности, логической и информационной грамотности, воспитанности человека, что обеспечивает культуру общения, коммуникативную компетенцию и многое другое.В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).Грамотное чтение заключается в том, что кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда будет читателем. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России. И тогда учитель может сказать словами И.Г. Песталоцци: «Мои ученики будут знать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель - это ученик, навсегда вызванный к доске.