Использование видеофрагментов на уроках истории


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование видеофрагментов на уроках истории
Автор: Наталья Сергеевна Карсакова

«Интерактивные инструменты и ресурсы цифровой образовательной среды как средство повышения качества образования” Одной из основных проблем современного образования является снижение его качества, которое, по мнению многих исследователей, связано со снижением мотивации у учащихся к обучению, низком уровне длительной концентрации на объясняемом материале. Традиционный подход к организации образовательного процесса уже не решает этих проблем, так как обладает целым рядом недостатков, таких как:-недостаточная степень учета индивидуальных особенностей восприятия информации; - превышение объема сообщаемой информации возможности ее усвоения; - отсутствие возможности приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся и др. Таким образом, возникает противоречие между существующими подходами к преподаванию учебных дисциплин и индивидуальными интересами и возможностями в освоении новых знаний у школьников, которые данные подходы удовлетворить не могут. Кроме этого имеются противоречия между традиционным дидактическим инструментарием, используемым педагогами и дидактическим потенциалом современных ИКТ-технологий, которые педагоги не реализуют в полной мере.Для устранения этих недостатков традиционной системы обучения необходимы новые образовательные технологии и новые средства обучения, соответствующие современному уровню развития науки и техники и обеспе-чивающие индивидуализацию и дифференциацию образовательного процес-са. Наиболее эффективными образовательными технологиями для решения этих задач, по мнению многих исследователей, является интерактивное обучение.В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, что обусловлено, в первую очередь, переходом от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программиро-ванных форм и методов организации дидактического процесса к развиваю-щим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.Использование интерактивных методов, в отличие от традиционных методов обучения, которые направлены, в первую очередь, к знаниям обучающихся, даст следующие результаты: - решение проблемы активизации познавательной деятельности; - самостоятельное освоение знаний, навыков; - снижение страха оценивания; - развитие личности: новая, качественная оценка себя, развитие само-стоятельности и творчества; - развитие группы: формирование новой общности на основе партнерских отношений; - экономия физического ресурса преподавателя. Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе.Современные ИКТ-технологии способны обеспечивать самостоятельную работу учащихся на всех этапах обучения: освоения нового материала, за-крепления и самоконтроля. Эти же средства должны помогать педагогу управлять процессом обучения каждого учащегося и осуществлять контроль за его ходом. К таким ИКТ-средствам обучения, обеспечивающим повыше-ние эффективности образовательного процесса и решение задач его индиви-дуализации, можно отнести интерактивные цифровые инструменты, облач-ные сервисы и мобильные технологии. Именно эти технологии используются при реализации данной темы для разработки электронных дидактических материалов, таких как интерактивные тренажеры, web-практикумы, интерактивные рабочие листы, с использованием познавательной визуализации. Период дистанционного обучения во время 4 четверти 2019-2020 учебного года как в прорубь с головой окунул нас в в цифровое образовательное пространство сети Интернет насыщенное различными образовательными платформами, Кроссплатформенными сервисами для графического дизайна, онлайн- сервисами, позволяющими преобразовать обучение в игровой процесс, где можно создавать викторины, опросы, образовательные квесты, онлайн сервисы для создания инфографики и интерактивных диаграмм. Во все это нас окунули с головой, при этом фактически не научив этим пользоваться. Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,(АС Пушкин)И несмотря на то, что казалось бы в нашу деятельность прочно вошли все эти Якласс, Учи.ру, Фоксфорд , Skysmart , среди педагогов не сложилось общего мнения что удобней, в каком объеме и как вообще этим пользоваться. Да в школе есть Положение о дистанционном обучении где прописаны и утверждены перечень образовательных платформ, которые рекомендованы в работе, объем по времени использования согласно СанПин, но данные рекомендации рождались не на основе практического опыта и критического анализа, а скорее потому что они были нужны. День сегодняшний диктует нам условия обдуманного использования интерактивных инструментов и ресурсов цифровой образовательной среды в образовательном процессе школы не только в период дистанта, а как вполне привычное средство (метод, прием), применяемое учителем для повышения качества образованияПАСПОРТ ЗАЯВКИ В рамках работы над данной темой был проведен установочный семинар, на котором коллектив был ознакомлен с целью, задачами и основными направлениями работы, а также созданы три творческие группы. (1 группа –русский язык, литература, иностранный язык, история и обществознание, география; 2 группа- математика, информатика, физика, биология, химия,; 3 группа- учителя начальных классов), по 3-4 человека в группе.. С целью повышения квалификации педагогов в области образовательных технологий и ИКТ и мобильных технологий с октября 2021 года педагоги школы приняли участие в ряде вебинаров образовательных платформ «Учи.ру» и «Я-класс» по темам:-Игровое обучение в классе и онлайн: инструменты Учи.ру------ -Создание визуального контента для образования с Canva и VistaCreateВ течение 2-3 четверти 2021-2022 учебного года представителями творческих групп проводится работа по анализу существующих в сети интернет электронных образовательных ресурсов для обучения и инструментальных облачных сервисов по их созданию, в том числе мобильных приложений. Образовательные платформы: «1С: Урок», ООО «Uchi.Ru», ООО «Фоксфорд», ООО «МЭО», ООО «Нейтив класс», ООО «Айсмарт», ООО «Новая школа», ООО «Глобаллаб», ООО «Физикон лаб», ООО «ЯКласс», ООО «МШСО», которые представлены В рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики Российской Федерации»  на онлайн-платформе «Цифровой образовательный контент»Изучению со стороны творческих групп подверглись интерактивные сервисыLearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр.Kahoot! и Quizizz  - сервисы, позволяющие преобразовать обучение в игровой процесс. Здесь можно создавать как викторины и опросы, так и образовательные квесты Google Forms - это инструмент для создания тестов, опросов, голосования, викторин, онлайн-квестов.Работая над освоением и внедрением в образовательный процессданных интерактивных ресурсов возникли и трудности, такие как:-качественная и своевременная работа творческих групп (нехватка времени, невозможность собраться)- на сегодняшний день работа со многими онлайн-сервисами под вопросом из-за их иностранного происхождения.И работа еще продолжается.