Формирование патриотических чувств старших дошкольников через обычаи и традиции русского и таджикского народов.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование патриотических чувств старших дошкольников через обычаи и традиции русского и таджикского народов.
Автор: Мартынова Марина Васильевна

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через обычаи и традиции русского и таджикского народов. В современной России нет ни одного детского коллектива, где бы ни встречались дети разных национальностей. Проблема формирования поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста является сегодня одной из самых актуальных в России. В законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что содержание образования должно обеспечивать… интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны основные принципы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка. Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания, общаясь с детьми других национальностей. Так формируется симпатия и уважение к людям разных национальностей. Воспитание у детей толерантного взаимопонимания между собой обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию в современном мире. Работая 3 года над формированием поликультурных качеств и толерантности детей дошкольного возраста ставлю задачи:
  • Налаживание связей между детским садом и семьей
  • Приобщение детей к истории своего социума
  • Развивать у дошкольников умения понимать своих сверстников другой национальности и уважать их культуру, обычаи
  • Знакомить с народной культурой, воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение сказок, стихов
  • Приобщать детей к народной культуре через игровую деятельность
  • Использовать театрализованную деятельность
  • Возрождать старые обычаи и традиции в новом современном звучании, через развлечения, праздники
  • Восстанавливать народные игры разных национальностей как игровое общение, синтез культуры и обычаев разных поколений.
  • В своей работе использую проектную деятельность как эффективный метод работы, позволяющий тесно взаимодействовать взрослому и ребенку. Во время проектной деятельности были использованы такие формы работы, как игровые ситуации, игры, развлечения, просмотры видеофильмов, чтение и обсуждение прочитанного. Помощь родителей для достижения целей в проектной деятельности является частью воспитательного процесса. Родители готовят костюмы, участвуют в фотовыставках. Приносят материал для музея, ребенок адекватно воспринимает свою национальность и позитивно относится к детям другой национальности. В своем проекте использую следующие формы работы: тематические уроки, папки- передвижки, фотовыставки, знакомство с дидактическими играми, проведение занятий по темам, участие родителей в форуме по патриотическому воспитанию (выступление, изготовление костюмов, атрибутов, участие родителей в работе по обогащению предметно- развивающей среды в группе)В этом году реализуется проект:
  • «Обычаи и традиции русского и таджикского народов»
  • В рамках этого проекта с детьми были проведены занятия: «Знакомство с русским национальным костюмом», Знакомство с таджикским национальным костюмом».Сделана игра «Собери национальный костюм», разучили русские и таджикские игры. Собрали национальные детские русские и таджикские костюмы. Познакомились с разными обычаями и традициями русских и таджикских семей. В русских семьях сохранились такие традиции как:
  • Ходить в баню;
  • Крещение;
  • Посещать церковь;
  • Отмечать масленицу, Пасху;
  • Коллекционировать;
  • Вышивание на ткани;
  • Отмечать новый год, класть подарки под елку;
  • Праздновать дни рождения
  • У таджикского народа мы познакомились с такими традициями:
  • Дети целуют руку матери, оказывая ей уважение;
  • Родители пекут таджикские лепешки, хлеб;
  • Родители носят таджикскую национальную одежду;
  • В доме всегда живут пожилые члены семьи, о которых заботятся молодые;
  • В семье проводят чайные церемонии
  • Провели мастер класс «Куклы -обереги русского и таджикского народа», где дети сами их изготовили. Так в группе создается атмосфера интереса к другому человеку, терпимости к его особенностям. Помогая детям понять культуру друг друга, мы учим их оберегать себя и свое место в мире. Свою работу строю, основываясь на следующие педагогические принципы:
  • Воспитательный характер обучения;
  • Построение материала от простого к сложному;
  • Доступность;
  • Разнообразие материала;
  • Систематичность;
  • Совместная деятельность;
  • Активность
  • При работе над данной темой возникли трудности в подборе материала, так как сами родители не всегда могут разобраться в традициях родного им народа, поэтому взаимодействие педагогов, детей и родителей- самый верный путь к изучению национального наследия и передача его будущему поколению. Список используемой литературы
  • Евстратова Л. «Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции. Дошкольное воспитание 2006-№1 с 17-20.
  • Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПБ «Детство – Пресс. 2009 г. С 300.
  • Хантимерова И.А. «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважения к людям разных национальностей, их обычаям»
  • Интернет https//im -2-tub.ru. yandex.net/i