Применения подвижных игр как средства развития двигательной активности детей раннего возраста в группе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применения подвижных игр как средства развития двигательной активности детей раннего возраста в группе
Автор: Киямова Эльвера Рафаиловна

Применения подвижных игр как средства развития двигательной активности детей раннего возраста в группе»Разработала воспитатель:Киямова Э.РОбоснование актуальности проектаКогда одного из философов древности спросили: «Что ценнее – богатство или слава?» - он ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!». Эти слова точно отражают главный смысл: богатство человеческой жизни – здоровье. Здоровье – важнейшее состояние человека, основа его жизнедеятельности, материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов, долголетия. В раннем возрасте закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности.Не случайно в воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте.В Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников: 1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; 2) физическая культура, развитие физических качеств.Таким образом, ФГОС ДО направлен на решение данной задачи:- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30% до 40% детей дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях.Двигательная активность – естественная потребность, определяющая здоровье и уровень физического развития детей, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка, а недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиваться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А, значит, ослабляется организм в целом.Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий - гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.Двигательное развитие — одна из важнейших линий развития дошкольника. Ее научное обоснование заложено в трудах А. В. Запорожца, который отнес исследование движений к фундаментальным проблемам психологии и педагогики. Среди неотъемлемых характеристик физического, психического и социального благополучия ребенка первостепенно выделяется уровень его двигательных умений. Поэтому двигательное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного становления личности ребенка.Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены Н. Фхилитисом. Он считал, что игра - это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф. Лесгафт отводил игре большое место. П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».Великий педагог К.Д. Ушинский -  придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельностиА.И. Быкова разработала систему развития движения детей дошкольного возраста. Она обосновала и раскрыла процесс обучения детей движениями – его значение, содержание, организацию и методы. Она подчеркнула воспитывающий характер обучения, его своеобразие, которое она видит в тесной связи с игрой, широком применении приемов в занятиях с детьми, эмоциональности их поведения.Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности.Проблемой развития движений в раннем возрасте занимаются ведущие ученые - педагоги (В.А. Шишкина, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина). Они пишут, что в последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей.Развитие двигательной активности детей раннего возраста на сегодняшний день остается актуальной проблемой и в нашем детском саду. Мы провели анкетирование родителей «Двигательная активность вашего ребенка».В результате анкетирования и педагогического наблюдения, за детьми раннего возраста, мы выявили, что наши дети находятся с разными уровнями двигательной активности.Высокий уровень активности. Это дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокоиться - 10% детей.Средний уровень. Это такие дети, которые с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии -40% детейНизкий уровень. С низким уровнем дети играют с нежеланием в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость -50% детей.Проведенный анализ актуализирует разработку проекта«Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста»Название проекта:«Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста»Вид проекта: Педагогический, долгосрочный.Участники:воспитатели, инструктор по физической культуре, родители, дети раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 6»Цель:Формирование двигательной активности у  детей раннего возраста посредством проведения подвижных игр.Задачи проекта:1.Изучить методическую литературу по данной теме.2. Создать условия, побуждающие детей к двигательной активности.3. Разработать комплекс подвижных игр, направленных на развитие основных движений у детей раннего возраста:учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног;Учить менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога;учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячомучить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;4. Использовать эффективные формы работы с родителями.5. Обобщить опыт работы о результатах реализации проекта.План реализации проектаКомплекс подвижных игрРесурсное обеспечениеКадровые ресурсы:ВоспитателиИнструктор по физической культуреМатериально-технические ресурсы:Ожидаемые результаты и способы проверки.Дети научатся1. Выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей2. Прыгать на двух ногах с продвижением вперед3. Бросать и катать мяч4 Подлезать под дугу5. Перелазить через бревно, лежащее на полуПредполагаемый результат:Таким образом, в результате реализации проекта можно сделать вывод, подвижная игра позволяет повысить двигательную активность детей раннего возраста.Позволяет убедиться, что проект по подвижным играм, способствует более быстрому и качественному развитию двигательной активности детей. Развитие умений и навыков по повышению интереса детей. Наиболее успешно усваивают упражнения, дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях. Наблюдается активное участие родителей в различных формах, развлечениях, в играх дома и в детском саду.Риски проектаСписок используемой литературыАршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. М., 1990Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека М., 2000Каплун Н.В. Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников / Семинар-практикум «Игра как фактор развития двигательной активности детей» [электронный ресурс]Зайченко Е.П. Повышение двигательной активности детей всамостоятельной игре. //Дошкольное воспитание №3 1991Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб., 2003Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (Всвязи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). М., 1887Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания иразвития. М., 2006Степаненкова Э.Я.Подвижные игры как гармонического развития детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №12 1995Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физическоговоспитания в дошкольных учреждениях, 1998Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: ПросвещениеЭльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.- URL: ФГОС дошкольного образования- URL: ?ПриложенияДИАГНОСТИКИ ПО ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ (способ проверки)Показатели1 балл – ребенок не справляется с заданием или умением;2 балла – ребенок справляется с заданием или умением, но требуется помощь взрослого;3 балла – ребенок справляется с заданием или умением самостоятельно.Уровни:Уровень ниже среднего – 5-6 баллов;Средний уровень – 7-9 баллов;Высокий уровень – 10-12 баллов;АНКЕТА «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ»1. Как Вы оцениваете двигательную активность своего ребенка?Малоподвижный –Нормаочень подвижный2.Как Вы с ребенком добираетесь до ДОУ утром?Пешком –На транспорте (личном/общественном) –3.Уделяете ли Вы внимание физическому воспитанию ребенка в семье?Регулярно –В выходные дни-Во время отпуска –Никогда –6. Каковы источники Ваших знаний о физическом воспитании ребенка?Личный опыт –Телевидение, интернет –Специалисты ДОУ –Не интересуюсь7.Как Вы оцениваете работу по физическому воспитанию Вашего ребенка в ДОУ?Отлично –Хорошо –Удовлетворительно –Не удовлетворительно –