«НОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЁМ ИСКУССТВА» или ОБ ЭФФЕКТЕ МГНОВЕНИЯ В ЛИРИКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «НОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЁМ ИСКУССТВА» или ОБ ЭФФЕКТЕ МГНОВЕНИЯ В ЛИРИКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Автор: Людмила Михайловна Юзефович
УРОК №3
НОВОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОЛШЕБНЫМ ФОНАРЁМ ИСКУССТВА
или
ОБ ЭФФЕКТЕ МГНОВЕНИЯ В ЛИРИКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Назначение поэта – быть соединительным звеном между
разрозненными частями мира и человеческими душами.
Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое
их освещение волшебным фонарем искусства.
А.Фет
Изначально термин импрессионизм носил несколько пренебрежительный характер, таким же было и отношение к художникам, ведь считалось, что они позволили себе писать в какой-то небрежной манере, что, разумеется, было ново.
Напомню о том, что пейзажи и сцены из городской жизни, как основные в данном течении, писались на пленэре, т.е. непосредственно с натуры, никаких там эскизов или подготовительных набросков. Главное – эффект мгновения.
Скажу и о том, что импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого художники сосредотачивались на поверхностности, текучести мгновения, настроения, на особом освещении или угле зрения. Также скажу и о том, что картины импрессионистов не затрагивали и социальные проблемы.
Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традицией, это был своего рода протест против кропотливой техники мастеров классической школы. Помните, как у Маяковского: Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды…. Для импрессионистов это неприемлемо.
Все виды искусства, как вы знаете, связаны между собой. И искусство слова, и искусство звука не могли не заразиться новыми идеями, не могли остаться в стороне. То есть стОит говорить о том, что в качестве особого стиля импрессионизм вошел и в художественную литературу, и произошло это вконце XIX века. Его открывали для себя писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании совершенствовать слово.
Что же мог дать импрессионизм именно тем, кто принадлежал к плеяде МАСТЕРОВ СЛОВА, то есть к писателям?
Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые были схвачены наугад, но которые внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая деталь, крупинка, соринка, сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на более глубокий смысл, и она же могла придать произведению необычайную яркость и свежесть. Художники-импрессионисты помогли увидеть особый мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть это мир по-новому. И эту помощь также приняли писатели.
На первый взгляд, импрессионизм не вносил глобальных перемен в структуру художественного образа, не ломались традиционные художественные приёмы, не происходило официального перехода (были, мол, реалисты, а стали импрессионисты), но присутствие духа этого течения (стиля, направления, манеры) было ощутимо.
Так, родоначальниками психологического импрессионизма в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими.
Вот видите, как сами о себе говорили те, кто использовал элементы нового стиля в своём творчестве… Собственно, в этих словах мы увидели и суть того, что называется импрессионизм в литературе …
Отличительнымпризнаком импрессионизма в литературе стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Главное - свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Эффект мгновения (почти как у Гёте в Фаусте: Остановись, мгновенье, - ты прекрасно!)
Главным для художников стала система:предмет – воздух – солнце, то есть воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных бликов на самых обычных предметах. Подобное нашло своё отражение, воплощение особенно в лирике.
Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме, французский поэт. Он определил новую поэтику так: Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением. Импрессионизм многие и называют искусством впечатлений.
А. Фет дает удивительную строку, подтверждающую суть творчества: То ласточка мелькнет, то длинная ресница. Здесь и душевные связи, и ассоциации, и связь во времени, и связь человека и природы, и быстротечность жизни, и впечатление от мгновения, и некая расплывчатость, размытость, мерцание…
Именно Афанасию Фету принадлежат слова: Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами.Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства.
Итак, думаю, пришла пора провести аналогии между изобразительным искусством и искусством слова именно в свете нового освещения волшебным фонарём искусства (извиняюсь за тавтологию…)
Познакомимся со стихотворением А.Фета Свеж и душист твой роскошный…, в котором поэт развивает одну тему, повторяя все время одну и ту же фразу:
Свеж и душист твой роскошный венок,Всех в нем цветов благовония слышны,Кудри твои так обильны и пышны,Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок,Ясного взора губительна сила, -Нет, я не верю, чтоб ты не любила:Свеж и душист твой роскошный венок.
Свеж и душист твой роскошный венок,Счастию сердце легко предается:Мне близ тебя хорошо и поется.Свеж и душист твой роскошный венок.
1847г. Стихотворение напоминает гимн, а тема красоты сливается воедино с темой любви, к которой впоследствии ещё присоединится и тема творчества.
- В каких строчках лирический герой говорит о красоте?
Он видит роскошный венок на голове возлюбленной, восхищается её пышными кудрями, видит ясный взор, который таит в себе магическую губительную силу. Именно это всё и оказало влияние на зарождение любви лирического героя.
- Где же красота и любовь сливаются воедино?
Восхищаясь красотой своей возлюбленной, лирический герой, не скрывая своих чувств, признаётся в любви. И это чувство сильное, поверить в отсутствие взаимности он не хочет и не может:
Нет, я не верю, чтоб ты не любила.
СтихотворениеСвеж и душист твой роскошный венок… музыкально: и этот принцип музыкальности работает на содержательном уровне:
Мне близ тебя хорошо и поется, - признается лирический герой.
На композиционном и звуковом уровнях музыкальность также присутствует. На композиционном – это рефрен, повтор первой строки. Также речь идёт о кольцевой композиции. На звуковом – использование такого средства, как аллитерация (с-ш -ц), а также характерен особый ритм, и хочется петь это стихотворение. Фет считал музыку высшим видом искусства, поэтому, наверно, и свои стихи он доводил до музыкального звучания.
- Что же говорит о принадлежности этого лирического текста к такому направлению, как импрессионизм?
Можно обратить внимание на то, что при описании возлюбленной лирического героя читатель не уловит четких штрихов, нет ясно прорисованных контуров и деталей. А те крупинки, которые мы увидели (роскошный венок, ясный взор) придают образу особую яркость и роскошь.
-Как раскрыта тема творчества?
Строка мне близ тебя хорошо и поется свидетельствует о том, что возлюбленная – муза лирического героя, которая вдохновила на написание этих строк.
Стихотворение навеяно воспоминаниями о весне и солнце, о запахе цветов и молодости. Всё оно нежное, воздушное, прозрачное…
Сравнить это стихотворение А. Фета можно с картинойСобирание цветовПьера Огюста Ренуара. Почему?Наверно, потому что их связывает то же ощущение весны, молодости, легкости. Те же образы – молодого человека и его возлюбленной, конечно же, то же ощущение взаимосвязи человека и природы, их единения, такое же впечатление прозрачности и дымки на картине Ренуара, как и в стихотворении Фета.
Молодой человек, срывая цветок, пытается что-то объяснить даме, о чём свидетельствует его жест – упёртая в бок рука.
Те же пастельные тона, что и у Фета, похожие нечёткие мазки (У Фета - роскошный венок, но в чём его роскошь, нет описания, благовоние цветов - без конкретного запаха или схожести с чем-либо. Ренуар предлагает зрителю розоватые, голубоватые и неяркие голубые, но все они предстают яркими в плане ощущения). Солнце, свет, дыхание жизни – это объединяет полотно художника и лирическое произведение поэта. Черты импрессионизма, думаю налицо. Художники (слова и кисти) поймали миг, почувствовали его и позволили читателю и зрителю увидеть и ощутить всю прелесть этого мгновения. Мир меняется ежеминутно, эти перемены нужно успеть увидеть, поэтому художник не успевает уловить чёткость образов, но красоту удивительного мира и состояние человеческой души удаётся выразить.
Подобные параллели вы можете провести и со стихотворение К.Бальмонта Неясная радуга и картиной А.Куинджи Радуга.
Миг, который увидел Бальмонт, прекрасен. Радуга, долина, облако, цветы, море... Вроде бы реально зримые образы. Но всё это только одна лирическая эмоция.
Бальмонт считал, что слово не орудие идеи, а самоценный музыкальный феномен. Идея в стихах, конечно, есть, но не в ней суть, суть именно в этой лирической эмоции. И уже тогда всё стихотворение превращается в символ. Александр Блок говорил об этом так: Нужно полюбить явления, кроме их идей.
Читаем стихотворение Константина Бальмонта:
Неясная радуга. Звезда отдаленная.Долина и облако. И грусть неизбежная.Легенда о счастии, борьбой возмущенная.Лазурь непонятная, немая, безбрежная.Зарница неверная. Печаль многострунная.Цветы нерасцветшие. Волненье бесцельное.Мечта заповедная, туманная, лунная.И море бессонное, как сон - беспредельное.Виденья прозрачные и призрачно-нежные.Стыдливого ангела признанья несмелые.Стремление к дальнему. Поля многоснежные,Застывшие, мертвые, - и белые, белые.
Неясная радуга
1897г.
- О чём же хотел сказать лирический герой, запечатлев увиденное мгновение (именно мгновение, потому что радуга может исчезнуть тоже мгновенно)? Как же перевести его идею?
Неяснаярадугав этомстихотворенииБальмонта– образ-символ чего-то светлого, грустного, не очень понятного, зыбкого. В более поздних произведенияхрадуга(этот образ встретим у поэта не менее, чем в 60-ти поэтических текстах) окрашена будет в яркие краски, появится многоцветное сияние. В этом же стихотворении подобного нет, здесь она неясная.
Это видение необычно, поэтому стихотворение было понято современниками не сразу (над стихотворениями Бальмонта вообще много глумились, создавали пародии).
- Можем ли мы говорить о том, что мир, который здесь изображён, нереальный?
Да, это так, мир, изображённый в стихотворении, реальным нельзя назвать, потому что поэт создает такую картину, где запечатлены одновременно и радуга в ночном небе, и звезда отдалённая, и ночные зарницы (зарница неверная), и бесконечное море (море бессонное), и заснеженные поля (многоснежные).
Предикативность ослаблена.
(Справка:
Предикативность–этограмматическая категория, формирующая основную единицу синтаксиса - предложение, устанавливая соотнесенность сообщаемого с действительностью. Сообщаемое всегда предстает как реально осуществляющееся во времени (настоящем, прошедшем или будущем) или же мыслится в плане ирреальности (как возможное, желаемое, должное или требуемое).
В этом пейзаже соседствуют несовместимые друг с другом реалии, даже взаимоисключающие друг друга, как то радуга и звёзды. Но не в э том суть. Лирический герой Бальмонта стремится раствориться в мироздании, показать изменчивость мира, мимолетность чувств, которые появляются от увиденного и могут исчезнуть и появиться другие, так как в следующий миг он увидит иную картину… Такие вот ощущения лучше всего и передаются именно техникой импрессионизма. Впечатления ценны в своей неясности, они такие же неясные, как и радуга. Их объединяет не логика, а ассоциации, которые рождаются и исчезают (заметьте: характерно для импрессионизма). Смысл поэзии в фиксации мельчайших ощущений во всем богатстве их оттенков и нюансов.
И ещё можно вспомнить у К.Бальмонта:
Я не знаю мудрости, годной для других.
Только мимолётности я влагаю в стих,
Только в мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой, радужной игры…
Вот он, импрессионизм поэта Бальмонта. Творчество становится глубоко индивидуализированным процессом, поскольку важным в таком импрессионизме является именно воспринимающее окружающую действительность сознание автора, именно этого автора, ибо у другого будет и видение другим. Весь мир заключается в душе поэта и отражается в ней (Моя душа — глухой всебожный храм, -писал К.Бальмонт).
Хочется отметить, что данное стихотворение Бальмонта схоже со стихотворением Фета Шёпот, робкое дыханье… (одна интонация, одно настроение , а то, что глагольные формы заменены назывными предложениями, свидетельствует о философии именно мгновения, неповторимого и безвозвратного).
Проиллюстрировать это стихотворение К. Бальмонта можно картинойРадугарусского художника-импрессионистаАрхипа Куинджи.
Автор изображает обычный пейзаж, но тоже в необычной манере. Ему удалось совершенно простые вещи сделать особенными. Мы видим широкую степь с извилистой дорогой, бегущей вдаль. Изумрудное разнотравье равнины только что осветилось первыми лучами солнца, которые смогли пробиться сквозь страшные грозовые тучи. И уже зритель чувствует свежесть, оставшуюся после проливного дождя. И тёмное небо расступилось и явило миру прекрасную разноцветную радугу, которая в виде воздушного мостика соединяет одну часть неба с другой. Что это? Иллюзия или реальность? Ощущение восторга, восхищения, воодушевления. Хочется любоваться красотой природы бесконечно. Небо занимает большую часть картины. Возможно, таким образом показывая этот миг, автор побуждает зрителя задуматься о таинственности мироздания и секретах Вселенной.
Передний план занимает зелёная равнина, на заднем плане она плавно переходит в жёлтую, залитую солнцем. И уже начинает казаться (из-за возвышенностей), что это не равнина, а огромные стога сена. Деревья, кусты, травы разноцветье (цвет травы то зелёный, то пожелтевший от солнца). Пейзаж присущ явно импрессионисту. И хотя Куинджи не следовал слепо всем законам классического импрессионизма, но можно заметить его увлечение передачей световоздушной среды различными способами. В своих работах он поэтому использует прерывистые мазки, сочетание различных цветов, плавный переход одного цвета в другой…
Вот так мы внимательно подошли к произведениям импрессионистов – мастерам живописи и художникам слова. Проанализированные нами стихотворения и полотна позволяют выявить следующее: основными чертами импрессионизма в поэзии и изобразительном искусстве являются музыкальность, красочность, отсутствие законченного сюжета, присутствие множества символов и намеков, размытость и прозрачность...
…Говорить можно, кажется, бесконечно… И возвращаясь, возможно, в следующий раз и к этим стихам, и к этим картинам, мы можем их увидеть в ином ракурсе… И тогда уже все, о чём шла речь здесь, покажется нам немного странным или непонятным, потому что завтра будет другое настроение, мелькнёт другой миг нашей жизни, а значит- иное видение, иные чувства и ощущения… И это нормально…