«Политика разрядки международной напряженности»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Политика разрядки международной напряженности»
Автор: Соколова Юлия Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2 городского округа город Волгореченск Костромской области
Учитель истории и обществознания:
Соколова Юлия Владимировна
Технологическая карта урока.
Предмет: История
Класс:10
Тема: Политика разрядки международной напряженности
УМК: учебник для 10 класса: История России под редакцией А. В. Торкунова, М: Просвещение,2018г.
Тип урока: комбинированный
Цель: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.
Задачи:
- закрепить понятия политика разрядки, региональные конфликты;
- рассмотреть возможности мирного сосуществования государств с различным политическим строем,
- охарактеризовать взаимоотношения с Западом и региональные конфликты СССР в середине 60-х годов
- выяснить, что главной предпосылкой разрядки международной напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом в конце60-хгг., а также стремление каждой из сторон достичь в результате ослабления международной напряженности собственных целей.
-продолжить формирование умений самостоятельно работать с рабочим листом, компьютером, анализировать материал видеофрагментов и делать выводы. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, образного мышления.
- воспитывать патриотизм, гуманистические ценности, гражданственность.
Основные понятия:разрядка международной напряженности; военно-стратегический паритет; ракеты средней дальности, пражская весна, интеграция, Доктрина Брежнева
Основные даты:1968г.— ввод советских войск в Чехословакию; 1970г.— договор между СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе; 1971г.— принятие Программы мира на XXIV съезде КПСС; 1972г.— подписание Договора ОСВ-1 между СССР и США; 1августа 1975г.— подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; декабрь 1979г.— ввод советских войск в Афганистан.
Формы работы учащихся:коллективная, групповая.
Оборудование:
Учебник под ред. А. В. Торкунова История Росси. 10 класс. В 3 ч. Ч. 2, Москва, Просвещение, 2018 год.
Презентация.
Педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, прием стратегии смыслового чтения , кроссенс , Синквей, кластер.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Стремление к совершенствованию своих умений
Овладение целостным представлением о возможностях мирного сосуществования государств с различным политическим строем, роли СССР в региональных конфликтах, отношениях СССР со странами социализма, использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач, сравнение свидетельства различных источников, описание исторических событий на основе текста учебника, причины и историческое значение событий.
Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
ХОД УРОКА
Этапыурока
Цельэтапа
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Приёмы,УУД
1. Организационный момент
Активация учащихся.
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.
Личностные:мобилизация внимания, уважение к окружающим.Регулятивные:целеполагание.
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Обратите внимание на кроссенс и определите тему нашего сегодняшнего урока.
-Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
- Какие цели, задачи вы для себя поставили?
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
Примерные варианты
1.Отношения СССР со странами Запада?
2.СССР и региональные конфликты?
3.Ввод советских войск в Афганистан?
4. Отношения СССР со странами социализма?
Запись в тетрадь
Регулятивные:целеполагание; планирование.Познавательные: общеучебные – логические– решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
3.Актуализация знаний.
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
-Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, как складывалась внешняя политика СССР в условиях холодной войны?
Проверка домашнего задания
( кроссенсы на тему Внешняя политика СССР в условиях холодной войны)
Представляют результаты своей работы по теме: Внешняя политика СССР в условиях холодной войныУчаствуют в обсуждении проблемных вопросов ( читают кроссенсы), формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные:осознание своих возможностей.Регулятивные:умение регулировать свои действия.Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные:логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Работа с текстом учебника.
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Существуют разные точки зрения на причины перехода к политике разрядки
международной напряженности. Вот некоторые из них:
Первые считают разрядка нужна и СССР и США
Вторые считают, что политика разрядки –ширма для СССР и их политика не изменилась
Третьи считают, что разрядка была выгодна исключительно США для восстановления влияния над европейским континентом.
Что же на самом деле представляла политика разрядки и кому она была выгодна мы сегодня с вами и выясним.
Сначала давайте дадим определение политики разрядки
Учитель организовывает групповую работу:
1 группа: выясняют причины перехода к политике разрядки; ( стр 170)
2 группа: определяют основные шаги политики разрядки международной напряженности;( стр. 171)
3 группа: выясняют причины непродолжительности периода разрядки ( стр.172)
Участвуют в беседе; формулируют выводы.
Дают определение, записывают в тетрадь.
Работают в группах с материалом учебника , делают записи в тетради. Предъявляют результаты самостоятельной работы, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прочитанного, структурировать знания.Коммуникативные:вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Предметные:давать определения новым понятиям темы.
Каковы причины перехода к политике разрядки?- Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?-Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?-Какие противоречия существовали в оценках хельсинских мировых инициатив лидерами СССР и США?Какой общий вывод можно сделать?Какие выводы сделали США и СССР?
Какой общий вывод можно сделать?
Выводы:
США:
Борьба за права человека в СССР и Восточной Европе.
СССР:
Невмешательство, признание границ
Общий вывод:Разрядка оказалась недолгой. От прямого военного противостояния перешли к региональным вмешательствам.
Работа с текстом учебника
Дайте определение-
региональный кофликт –это….
В каких региональных кофликтах участвовал СССР?
Составьте кластер СССР и региональные конфликты
Какова роль СССР в этих конфликтах?
Дают определение, записывают в тетрадь.
Работают с текстом учебника стр. 172-173, составляют кластер, отвечают на вопрос.
Работа с видео фрагментом
Организовать осмысленное восприятие новой информации
Все эти локальные конфликты несли на себе печать противостояния СССР и США, а территории указанных выше стран становились полигонами для проверки эффективности советского и американского оружия, правильности планов и разработок их военного командования. Также региональные конфликты отрицательно сказывались на экономике страны. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского государства стала война в Афганистане.
.Просмотрите видео и определите:
- причины ввода советских войск в Афганистан:
- продолжительность этой войны;
- итоги войны в Афганистане.
Смотрят видео , отвечают на вопросы.
Работа с учебником
Используя текст учебника стр 174. Объясни те, что такое доктрина Брежнева
Работают с документом, анализируют, делают выводы, характеризуют Доктрину Брежнева
5. Первичная проверка понимания.
Давайте обобщим изученный материалОткройте в учебнике стр. 175.Прочитайте и ответьте на вопрос № 2Дайте оценку характера отношений СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающими странами.
Итак, возвращаясь к проблеме , как вы считаете для чего была необходима политика разрядки?
Кому это было выгодно?
Какой общий вывод мы можем сделать?
Объясняют, анализируют, формулируют.
Регулятивные:устанавливать последовательность действий по выполнению задания..Познавательные:применять полученные знания о политике разрядки
6. Первичное закрепление.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.
Подводят итоги, высказывают свое мнение, слушают мнения одноклассников.
Регулятивные:контроль, оценка, коррекция.Познавательные:общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.Коммуникативные:организовывать учебное взаимодействие в группе.
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
Составьте синквейн со словом разрядка
Составляют, осуществляют обмен мнениями, аргументация.
Регулятивные:контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.Личностные:самоопределение.Коммуникативные:управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
Комментирует домашнее задание:
параграф 38,
с. 175 задание 5
с. 175 задание 6
продолжите заполнение таблицы Холодная война
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
Регулятивные:умение выбрать задание по силам.Коммуникативные:планирование сотрудничества с учителем.
9.Рефлексия деятельности
1)Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.2) Подвести итог проделанной работы на уроке.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Рефлексия: Незаконченная фраза
Меня удивило…
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
За это я могу себя похвалить…
Было трудно…
Мои ощущения…
Урок заставил задуматься…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные:умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.Коммуникативные:вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.Личностные:осознавать успешность своей деятельности.