Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Автор: Дубинина Любовь Николаевна
Методическая разработка по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста1.Целевой раздел Пояснительная запискаРоль развития речи детей дошкольного возраста трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы их восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и способствует их социализации.Воспитание правильной речи – это часто сложная и трудоёмкая работа, как для педагогов, родителей, так и для самих детей.Задержки в формировании речи детей могут быть обусловлены многими факторами.Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Любые недостатки речи ограничивают общение со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы, затрудняют обучение в школе.Чтобы избежать подобного, педагогам необходимо уделять большое внимание формированию и развитию речи детей, при этом использовать различные методы и приемы. Чем раньше будет развивающее воздействие, тем в значительной мере ускорится ход речевого развития, в том числе, быстрее сформируется правильное звукопроизношение.Содержание данной методической разработки носит развивающий характер и направлено на развитие у детей звуковой культуры речи, фонематических процессов, расширение словарного запаса, внимания, памяти, мыслительной деятельности, связной речи. Увлекательные игры и упражнения помогут детям овладеть этими навыками, тем самым обеспечат профилактику речевых нарушений.Методическая разработка предназначена для детей младшего дошкольного возраста и рассчитана на два года обучения: первый год обучения (с сентября по май) – дети 3-4 лет, второй год обучения (с сентября по май) – дети 4-5 лет.Методической разработкой могут пользоваться педагоги, работающие с детьми 3-5 лет (воспитатели, учителя-логопеды), а также родители. 1.2. Цель и задачиЦель: создание условий для речевого развития, а также для профилактики речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста через организацию совместной речевой деятельности.Задачи:- развитие фонематических процессов.- развитие физиологического и речевого дыхания.- развитие моторики (артикуляционной, мелкой, общей).- развитие координации речи и движений. 1.3. Принципы и подходыМетодическая разработка построена на следующих принципах:- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка;- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;- сотрудничество с родителями (законными представителями) детей;- адекватности содержания, форм, методов и приемов возрасту и особенностям развития обучающихся;- наглядности;-др. 1.4. Планируемые результаты- повышение речевой активности детей в целом;- соответствие показателей речевого развития детей возрастной норме;- повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребенка. Содержательный раздел 2.1. Общие положенияМетодическая разработка включает в себя комплексы игр и игровых упражнений, которые составлены с учетом возрастных возможностей детей. Каждый комплекс состоит из:игр и упражнений на развитие фонематических процессов;игр и упражнений на развитие речевого дыхания;артикуляционных упражнений;пальчиковых игр;игровых упражнений на развитие координации речи и движений.Педагог (воспитатель) должен:- знать об особенностях речевого развития детей возрастной группы;- показывать детям правильный образец речи, артикуляционных упражнений, движений в сочетании с речевым материалом. 2.2. Описание особенностей образовательной деятельности с детьмиРаботу с детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности.Структура совместной деятельности:Игры и упражнения на развитие фонематических процессов.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)Пальчиковые игрыИгровые упражнения на развитие координации речи и движений.Последовательность игр и упражнений, представленных в комплексе, может варьироваться с целью поддержки детской инициативы, предоставления детям выбора, учета конкретной ситуации в группе в данный момент.Так же речевой материал (отдельные игры и упражнения) может использоваться для закрепления полученных навыков на «речевых пятиминутках» с группой или подгруппой детей, в ходе занятий по речевому развитию, в режимных моментах, для организации индивидуальной работы. Перспективный план совместной деятельности по развитию речис детьми младшей группыИгры и упражнения на развитие фонематических процессов.Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.Артикуляционные упражнения (номер упражнения в картотеке)Игры и упражнения на развитие мелкой моторикиИгровые упражнения на развитие координации речи и движений. Комплексы игр и игровых упражнений для детей младшей группы(см. Приложение 1).Комплексы игр и игровых упражнений для детей средней группы(см. Приложение 2)Картотека артикуляционных упражнений(см. Приложение 3) Включает в себя рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, картинку, небольшой стишок и описание к каждому упражнению. 2.3. Особенности взаимодействия взрослого с детьми, в том числе способы поддержки детской инициативы. Взаимодействие педагогов с детьми строится в соответствии с одним из принципов дошкольного образования - содействие и сотрудничество детей и взрослых.Педагоги поддерживают инициативу детей в различных видах деятельности.Поддержка инициативы детей осуществляется через:- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;- поддержку речевой активности каждого ребенка;- поддержание интереса к совместной деятельности, похвала;- не директивную помощь детям. Организационный раздел3.1. Организация образовательной деятельностис детьми рекомендуется организовывать в виде совместной игровой деятельности в соответствии с циклограммой.Содержание одного комплекса реализуется в течение двух недель. Речевой материал комплексов можно использовать по частям: в режимных моментах - на прогулке, в динамических паузах и в других видах деятельности. Так же материал комплексов используется в индивидуальной работе с детьми. Артикуляционные упражнения и пальчиковые игры данного комплекса проводятся ежедневно. 3.2. Организация предметно-пространственной средыДля работы по данной методической разработке необходим наглядный и раздаточный материал в соответствии с содержанием комплекса. Это пособия для развития плавного длительного выдоха, картинки к названиям артикуляционных упражнений (в приложении 3), предметы и иллюстрации к играм на развитие фонематических процессов. Необходимое оборудование указано в описании каждой игры. 3.3. Список литературы1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников».- М.:Астрель, 20072. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. «Дыхание и речь: Работа наддыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения». - СПб.: ИД «Литера», 20143. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». - ТЦ«Сфера», 20114. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4лет». - М.: ТЦ Сфера, 20085. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5лет». - М.: ТЦ Сфера, 20086. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». - М., 20087. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в считалках». - М, 2008