Основы музыкально - ритмического воспитания детей на занятиях фортепиано


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Основы музыкально - ритмического воспитания детей на занятиях фортепиано
Автор: Балахнина Татьяна Николаевна

МБОУ ДО Городской Дворец детского (юношеского) творчества
им Н.К. Крупской
Основы музыкально - ритмического воспитания детей на занятиях фортепиано
Методическая разработка
Выполнила:
Балахнина Татьяна Николаевна, педагог д/о
МБОУ ДО ГДД(ю)Т им. Н.К.Крупской
г. Новокузнецка
Новокузнецк
2023
Введение
Музыкальные способности ребенка развиваются только в деятельности: пении, игре на инструменте, творческой деятельности (сочинение, импровизация). Одной из важных видов музыкальной деятельности ребенка является метроритмическая деятельность.
Много лет работая в системе дополнительного образования и стараясь как можно лучше раскрыть и развить музыкальные способности детей, я все больше и больше убеждаюсь, что ритм является одним из важнейших компонентов музыки и что развитие чувства ритма у ребенка является одним из самых важных на начальном этапе обучения.
Занимаясь метроритмической деятельностью с ребенком, педагогу удается решить не только задачу развития чувства метроритма, но и многого достичь в плане музыкальных способностей.
Основное назначение данной работы – поделиться с коллегами некоторыми формами и методами работы по развитию метроритма на начальном этапе обучения.
Роль метроритмической деятельности в развитии ребенка
“Воспитание ритма – это внедрение в музыкальное мышление ребенка основ порядка, равновесия и разнообразия ритмического строения музыки” – писала М.Н. Баринова в своей работе “О развитии творческих способностей ученика”.
Как известно, развитие чувства ритма встречает большие трудности в музыкально-педагогической практике, так как используемые традиционные методы часто оказываются недостаточно результативными. Однако данные экспериментальной психологии свидетельствуют: музыкально-слуховые представления, в том числе и метроритмическая их сторона, формируются прижизненно в результате выполнения соответствующей деятельности.
Целенаправленная организация метроритмических представлений способствует интенсивному музыкально-слуховому развитию учащихся. При этом активизируется моторно-двигательная сфера, поскольку произвольный и непроизвольный вызов представлений связывается с интонированием, приводящим в движение мышцы рук, пальцев и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что переживание музыкального ритма включается в целостный комплекс музыкальных способностей человека. Метроритмические представления совершенствуются в результате развития образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, ладогармонического слуха и интонационной культуры учащегося. При этом происходит формирование не только специальных музыкальных качеств, но и индивидуально-психологических особенностей личности: внимания, воли, быстроты ориентирования в ситуации, скорости двигательной реакции. Ритмическое воспитание оказывает определенное дисциплинирующее и организующее воздействие, развивает точность ощущений музыкального времени и дает возможность управления им.
Ритм тесно связан с такими выразительными средствами, как мелодия и гармония, особенности фактуры и штрихи, динамика и тембр. Поэтому даже на первоначальном этапе обучения при прохождении легких одноголосных пьес нужно выработать ощущения временных тяготений к сильной доле, тонике и т.д. Это обеспечит гибкое прочтение ритмической записи, а так же осмысление произведения на уровне музыкальной формы.
Наиболее эффективный путь воспитания у детей чувства ритма – это постоянное обогащение их музыкально-ритмических впечатлений. Чувство ритма должно быть воспитано на слуховом, а не на зрительном восприятии. Ребенок сначала приучается слухом различать разнообразие ритмических фигур, а затем знакомится с графическим изображением различных ритмических построений. Недостаток восприятия в области ритма обнаруживается у детей на более позднем этапе обучения. При чтении нот они не умеют быстро переводить зрительное восприятие ритмической фигуры в слуховое. Поэтому допускают ритмические ошибки при исполнении. Некоторые педагоги требуют от учащихся счета вслух. Если у ребенка не воспитано чувство ритма, он будет считать не ритмично, и при этом, поглощенный своей “мелодекламацией”, произнесением слов счета (“раз”, “два”, “три”, “четыре”), не слышит свою игру.
Последовательность работы над развитием чувстваритма на раннем этапе обучения
Активная работа по развитию метроритмического чувства ребенка начинается с первых занятий. И начинать их надо с чувства временной упорядоченности, без чего невозможно никакая фортепианно-педагогическая работа с учеником – ни обучение осмысленному исполнению, ни формирование его инструментальной техники.
Не фиксируя пока его внимания на чередовании разных долей – сильных и слабых, мы добиваемся сначала переживания и осознания равномерности музыкального пульса, (мерного следования метрических долей), или, как мы говорим ребенку, “шагов, которые слышны в музыке”.
Ритм тесно связан с движением, важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Для этого можно предложить ребенку мерно прошагать под какую-либо музыку, а так же прохлопать в ладоши или в какой-нибудь шумовой инструмент пульс (шаги) музыки, добиваясь ощущения равномерности пульсации.
Обращение к словесной речи и ее ритмизации – важное подспорье для понимания музыкально-ритмических соотношений. Одной из интересных форм работы с детьми является использование стихотворного текста. Например: прошагать, исходя от образа, под стихотворение “Топ-топ-топ-топ. Я медведь – лохматый лоб” с ощущением ровного, тяжелого как у медведя, шага.
После этого можно переходить к игре пульса на инструменте с попеременным чередованием рук на любом интервале, добиваясь наиболее точной передачи образа. Можно для облегчения задачи сначала прохлопать пульс по коленкам. Не нужно забывать, что метрическая пульсация даже в музыке однотипной в отношении размера и скорости движения по характеру своему может быть различной. Например, метрическое биение в танце, марше и в протяжной лирической песне по “наполненности” и резкости пульсовых ударов несхоже.
После того, как ребенок, хорошо прочувствовал в шагах, в игре на инструменте равномерную пульсацию, обращаемся к простейшему способу записи “шагов”, к записи палочками, располагая их на равном расстоянии друг от друга. Теперь ребенок не вышагивает и не прохлопывает доли, а только к ним прислушивается и одновременно с ними под музыку обозначает доли палочками. Такая фиксация долей зримыми вертикальными линиями, с одной стороны, помогает более интенсивному ощущению пульсации и ее осознанию (видимый знак и само действие записывающего, как известно из психологии, этому способствуют), с другой стороны, закладывают основы будущей ритмической записи.
Начав ритмическое воспитание ученика с ощущения равномерной пульсации, мы переходим к осмыслению характера чередующихся долей – сильных и слабых. Для этого ребенку предлагается проговорить простые слова, выделяя ударные слоги, с хлопками (ударные слоги по коленкам, безударные в ладоши или наоборот). При игре на инструменте так же выделять сильную долю, исполняя ее тяжелее и ярче, а слабую – легче и мягче. Во время этой работы ребенок знакомится с понятием “акцент” (ударение). При записи “шагов” музыки ребенок на слух определяет сильную долю и отмечает значком >.
Параллельно с этим знакомим ребенка с понятием двухдольность и трехдольность. Рекомендуется прохлопывание слов из двух и трех слогов, проигрывание простых попевок и пьес на две и три доли: полька, вальс.
Далее можно переходить к освоению ритма. Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении ребенком различных, чаще контрастных длительностей. Так, наиболее естественно воспринимаемая детьми временная единица – четвертная длительность лишь тогда приобретает для ребенка свой конкретно-временной образный смысл, когда она чередуется с контрастными половинными или восьмыми длительностями.
Объяснить ребенку, что такое ритм с позиции теории музыки очень сложно. Значительно проще понятнее дать ему практическое представление о ритме по аналогии с человеческой речью. Ребенок вместе с педагогом произносит и прохлопывает различные слова. Ударному слогу будет соответствовать более долгий, громкий, сильный хлопок, короткие, легкие хлопки – безударные слоги. Для этого можно использовать различные картинки с изображением фруктов, овощей, зверей, предметов и т.д.
На материале разных попевок и детских стишков с ясно выраженной ритмикой восьмых и четвертей ребенок научается записывать и читать простейшие временные соотношения. При освоении ритма мы пользуемся широко распространенной системой ритмослогов. Каждая длительность получает свое слоговое обозначение. Нужно объяснить ребенку, что долгие звуки записываются длинными вертикальными палочками, а короткие – маленькими палочками, объединенными ребрами (перекладинами) по две. Длинные палочки называем именем “Та”, маленькие – “Ти-ти”. Привыкнув к такому написанию, ребенок легко читает ритм любой пьесы, не “затрудняясь” чтением звука высотности.
Для исполнения на инструменте различных попевок и детских песенок, состоящих из двух нот, ребенок сначала прохлопывает ритмический рисунок попевки, затем записывает его на двух строчках, распределяя между руками (верхняя строчка для правой руки, нижняя – для левой). После этого приступаем к игре на инструменте по партитуре, записанной ребенком, используя любой интервал, соответствующий характеру песенки, попевки.
Очень полезно для лучшего освоения ритма, а также для развития координации движений ребенка использовать карточки-схемы, включающие в себя ритмические партитуры, где одна рука стучит пульс, а другая – ритм. Для этого можно использовать игру “Музыкальный паровозик”. Схемы рисуются в виде паровозика с вагонами. Ребенок сам расставляет вагончики в разной последовательности и прохлопывает ритмический рисунок каждой схемы. Получается, что колеса каждого вагончика стучат свой ритм.
Можно давать ребенку много разных творческих заданий: сочинение мелодии на заданный ритм, ритмическая импровизация на инструменте под музыку, сочинение разных ритмов на заданный стих и т.д.
С первых же шагов обучения ребенку нужно понять смысл паузы. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались детьми в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механическая или внезапная остановка. Это вид музыкальной выразительности, выразительный перерыв между звуками, а не пустота, которую только и надо, что просчитать. Во время паузы продолжается течение музыки, и хотя наступает тишина, но в нее нужно вслушиваться столь же сосредоточенно, как и в звуки. Вспомогательным средством, способным помочь ребенку не упустить в наступившей тишине метрическую пульсацию, может быть жест руки, а также использование слогов, например “Па”. Теперь пауза может быть включена в различные ритмические упражнения, игры, аналогичные предыдущим.
При изучении понятия длительности нот ребенок испытывает определенные трудности. Для лучшего усвоения соотношения длительностей можно воспользоваться сказкой “Дружная семья” (по методике Е.А. Королевой). Все мы знаем, что дети намного подвижней взрослых. Это и легло в основу сказки. В ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Все это наглядно объясняет соотношение длительностей.
После этого ребенку дается общепринятая схема длительностей. Показать эту схему можно не на известном всем примере с яблоком, а на длинной полоске бумаги. Рисуем целую ноту, далее одновременно выполняем тройное действие: ведем карандашом по полоске бумаги, голосом тянем звук и отстукиваем пульс ногой. Делим полоску бумаги пополам – получилось два более коротких звука и т.д.
Разъясняя схему, необходимо закрепить временное, метрическое, зрительное и слуховое восприятие записи. Обязательно нужно объяснить и показать ребенку, что при записи нот расстояние между ними зависит от их длительности.
Для закрепления понятия длительности нот и их ощущения полезно использовать цветные полоски и карточки с изображением длительностей во время выкладывания ритмического рисунка различных стишков, песенок, попевок.
Так как ребенок уже имеет представление о понятиях сильная и слабая доля и умеет находить их в равномерной пульсации различных песенок и стишков, то на данном этапе мы ставим перед ним задачу нахождения сильных и слабых долей в ритмическом рисунке. Как и в других аналогичных случаях, мы обращаемся сначала к стихотворному тексту и, прежде всего на нем подводим ребенка к осознанию тяжелых и легких “шагов”. Естественно, что за этим следует разговор о такте и тактовой черте, которую ставят перед сильной долей. Для примера можно использовать детские песенки: в двухдольном размере “Ой, звоны звонят”, в трехдольном – “Котик и козлик”. Ребенок находит сильные доли, отмечает их в нотном тексте значком >, ставит перед сильной долей тактовую черту.
Целесообразно сразу дать такое понятие как размер. Для этого можно объяснить ребенку, что такты – это комнаты, в которых живут ноты. Размер комнат в каждом доме (пьесе) чаще всего одинаковый. Он проставлен сразу за ключевым знаком. Верхняя цифра означает количество “пульса” (долей), а нижняя – чему равен пульс, какой длительности. В комнате живет столько нот, сколько может поместиться в ударах пульса. При изучении размера детям очень нравится игра “Гостиница”, где ребенок играет роль администратора гостиницы и расселяет по этажам (у каждого этажа свой размер) ноты, которые приехали на музыкальный фестиваль. Для этого используются различные карточки с обозначениями длительностей.
Объяснение затакта начинаем с разбора стихотворного текста. Например: “Лесоруб, лесоруб. Раздается громкий стук”. Ребенок записывает или выкладывает из карточек ритмический рисунок стихотворения, затем определяет сильные доли и расставляет тактовые черточки. Выясняется, что первый такт начинается не с сильной доли, а со слабой, и что недостающую долю или длительность нужно искать в последнем такте. Поэтому мы говорим, что песенка начинается с затакта, т.е. со слабой доли. Ребенку даются различные музыкальные примеры, ритмические упражнения с использованием затакта.
В дальнейшем необходимо дать ребенку такие понятия как нота с точкой, синкопа, триоль, пунктирный ритм, простейшая полиритмия, познакомить со сложными и составными размерами. По мере изучения этих понятий будут усложняться ритмоформулы и ритмические рисунки исполняемых произведений.
Занимаясь развитием чувства ритма через накопление опыта общения с различными ритмическими рисунками следует помнить, что все многообразие ритмических вариантов, которое можно составить из имеющихся в распоряжении ученика ритмоформул, должно быть прочно усвоено. Имея в опыте большое количество ритмических образцов, ребенок легко опознает их в музыкальных произведениях, и это помогает ему при чтении с листа и в исполнительской практике.
В заключение хотелось бы отметить, что все понятия и темы, которые педагог дает на занятии ребенку, должны быть объяснены живым понятным ребенку языком, используя как можно больше образных сравнений, наглядных пособий. А занятия, особенно для детей 4-5 лет должны проходить интересно, в форме игры, используя различные дидактические и развивающие сказки, музыкальные путешествия и т.д. В то время как детям 6-7 лет уже можно потихоньку вводить общепринятую терминологию. Главное, чтобы ребенку было интересно и понятно то, чем он занимается.
Список использованной литературы
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: учебное пособие. – Москва: Советский композитор, 1989.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. Исследования. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. – Л.: Музгиз, 1961. – 60 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – 415 с. с нот.
Зенина Л.Л. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта/Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Сост. и отв. ред. В.М. Цеханский. – Новосибирск: изд. НГК, 1986. – 152 с., ил. (Вып. 4).
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: нот., ил. – (Б-ка учителя музыки).
Милич Б. Маленькому пианисту. – Москва: Кифара, 1997.
Москаленко Л.А. Донотный период обучения юного пианиста. Лекция по курсу методики обучения игре на фортепиано. – Новосибирск, 2000.
Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс: Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации. – М.: РИФ “Крипто-логос”, 1992, 56 с.
Современный пианист: Учебное пособие для начинающих. Редакторы-составители М. Соколов, В. Натансон и Н. Копчевский. Общая редакция М. Соколова. – Москва: Музыка, 1970.
2