"Труд на радость себе и людям"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Труд на радость себе и людям"
Автор: Елена Михайловна Мартиросян

Цель: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.Задачи:Образовательные: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора;Коррекционные:Развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию;Воспитательные:Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие,воспитание уважительного отношения к любому труду.Оборудование: компьютер, проектор, экран.                                      Ход беседы.Организационный момент.Дорогие, ребята! Пусть э та беседа принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.I. Проблемная ситуация. «Два плуга»- Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.     Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
  • Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашей беседы.
  • Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
  • Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
  • Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)
  • Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
  • Примерные ответы детей:
  • Труд красит человека, а безделье его уродует.
  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
  • Только в труде человек может раскрыться.
  • Без труда человек заржавеет и заболеет.
  • Труд – основа нашей жизни,         Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень. По душе найди работу, Будь в ней Мастером, твори, Не стесняйся грязи, пота, Грубых слов не говори! Труд любой нам очень важен, Постарайся все пройти, И душою будь отважен, Постигая труд в пути.          Мини-лекция «Что труд дает человеку?»     Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.     Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.            Игра «Окончание пословицы»     В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?     Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.Читаю пословицы, дети хором отвечают.Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).Терпенье и труд... (все перетрут).Под лежачий камень... (и вода не течет).Маленькое дело... (лучше большого безделья).Горька работа,... (да сладок хлеб).Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).Не спеши языком - ... (спеши делом).Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).Делу время,... (потехе час).Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).         1.  Скажите, кто так вкусно                   2. С огнем бороться мы должны –              Готовит щи капустные,                         Мы смелые и храбрые,              Пахучие котлеты,                                   Мы очень людям всем нужны.              Салаты, винегреты,                               Так кто же мы?              Все завтраки, обеды? (Повар)                                                (Пожарные)                                                                       3. Кладет кирпич за кирпичом –               4. Встаем мы рано,     Растет этаж за этажом,                               Ведь наша забота –     И с каждым часом, с каждым днем          Всех отвозить по утрам на работу.     Все выше, выше новый дом.                                                             (Шофер)                         (Строитель)  5. Кто нас одевает в красивые платья,           6. Мастер, мастер, помоги –      Кто шьет нам наряды,                                      Прохудились сапоги.      Чтоб было приятно?                                         Забивай покрепче гвозди –                          (Швея)                                            Мы пойдем сегодня в гости!   (Сапожник)7. Поет рожок, поет рожок!                     8. Мы учим детишек читать и писать,    Мы гоним стадо на лужок.                      Природу любить, стариков уважать.    Пасем коров мы целый день,                                                      (Учитель)    Лишь станет жарко – гоним в тень.                                                 (Пастух)                                          9. Кто знает дороги отлично воздушные    И нас перевозит туда, куда нужно?                                        (Летчик)                      Профессии в лицах.
  • Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине землиМы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли.
  • Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем.
  • Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.
  • Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас
  • Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,С водою мы напарники. Так кто же мы?
  • Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,Пахучие котлеты, салаты, винегреты?
  • Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
  • А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?
  • Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногдаНам гудками или свистом, а ведут их…
  • – А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)А сейчас давайте вспомним, какие  профессии есть в нашей школе (ответы детей)     Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
  • Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.
  • Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.
  • Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.
  • Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)
  •      К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».                   Стихотворение М. Яснов.«Одного мальчика спросили:– Для чего тебе две руки?Тот ответил:– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»– Ребята, вы согласны с мальчиком?– А для чего же ещё нам руки нужны?           Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:— А для чего, Петенька, людям руки нужны?— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.— А еще для чего? — спросил дед.— Чтобы ложку держать.— А еще?— Чтобы кошку гладить.— А еще?— Чтобы камешки в речку бросать…     Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?– Как понимаете выражение трудовые руки?– Можно сказать, что у вас трудовые руки?      Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.                Конкурс  Аукцион профессий».- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:Кисти, краски, мольберт, палитра.                                (художник)Парик, костюм, грим, сцена.                                           (актёр)Молоток, гвозди, рубанок.                                              (столяр)Овощи, кастрюля, плита.                                                 (повар)          X. Заключительное слово.Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?   Именно сейчас вы должны хорошо учиться.Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.- И пусть девизом вашей жизни станут слова:               «Землю солнце красит, а человека-труд».Подведение итогов (рефлексия) Слушайте, смотрите, мотайте на ус-Выбирайте работу по душе  на любой вкус!Да нельзя, конечно, сразуСтать пилотом и врачом,Водолазом,Скалолазом,Знаменитым скрипачом,Стать полярником отважным,К дальним звездам улетать.Самым лучшим,Самым нужным,Самым важным сразу стать.Да, нельзя…Но можно сразуИ учиться,И мечтать!Каждый может выбрать дело,Чтоб оно в руках кипело.Мы будем учиться,Мы будем трудиться,Чтоб Родина намиМогла бы гордиться!Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. Самоанализ.1. Общие сведенияНазвание внеклассного мероприятия : «Труд на радость себе и людям».Цель: данное мероприятие рассчитано на то, чтобы показать учащимся огромное значение труда в жизни человека, а также формировать у учащихся потребность в их главном труде-учебе, в уважительном отношении к труду и людям труда.Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.Во вступительной части было предложено стихотворение, которое помогло эмоционально настроить детей и подготовить к восприятию материала.Далее воспитанникам было предложено подумать, порассуждать о том, что такое труд?, что дает человеку труд?, зачем и как нужно трудиться? Дети озвучивали свои мысли, высказывали свою точку зрения, обобщали, делали выводы. Умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать и «слышать» своего собеседника является неотъемлемой частью в развитии личности школьника.Воспитатель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание воспитанников на роль труда в жизни человека и общества в целом, используя русские пословицы и поговорки , художественные произведения.Для поддержания интереса воспитанников применила наглядный материал в виде картинок на доске ,пословицы на каждой парте, видео-ролик «Все профессии важны. « Дети рассказывали стихи о труде, читали тексты о роли профессии в жизни человека.Для снятия эмоционального напряжения была проведена музыкальная физминутка.В ходе внеклассного мероприятия воспитанники принимали активное участие в дискуссии с воспитателем , отвечали на вопросы, выполняли задания..Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. Удалось достигнуть поставленных целей и задач. Для данного возраста воспитательная ценность проделанной работы очень велика.В целом диалог получился интересным и информативным для ребят.