"Труд на радость себе и людям"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Труд на радость себе и людям"
Автор: Елена Михайловна Мартиросян
Цель: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.Задачи:Образовательные: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора;Коррекционные:Развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию;Воспитательные:Воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие,воспитание уважительного отношения к любому труду.Оборудование: компьютер, проектор, экран. Ход беседы.Организационный момент.Дорогие, ребята! Пусть э та беседа принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.I. Проблемная ситуация. «Два плуга»- Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашей беседы.Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?(Труженика и лентяя.)Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?Примерные ответы детей:Труд красит человека, а безделье его уродует.Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.Только в труде человек может раскрыться.Без труда человек заржавеет и заболеет.Труд – основа нашей жизни, Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень. По душе найди работу, Будь в ней Мастером, твори, Не стесняйся грязи, пота, Грубых слов не говори! Труд любой нам очень важен, Постарайся все пройти, И душою будь отважен, Постигая труд в пути. Мини-лекция «Что труд дает человеку?» Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду. Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились. Игра «Окончание пословицы» В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.Читаю пословицы, дети хором отвечают.Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).Терпенье и труд... (все перетрут).Под лежачий камень... (и вода не течет).Маленькое дело... (лучше большого безделья).Горька работа,... (да сладок хлеб).Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).Не спеши языком - ... (спеши делом).Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).Делу время,... (потехе час).Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится). 1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны – Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые, Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны. Салаты, винегреты, Так кто же мы? Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные) 3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано, Растет этаж за этажом, Ведь наша забота – И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу. Все выше, выше новый дом. (Шофер) (Строитель) 5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги – Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги. Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди – (Швея) Мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник)7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать, Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать. Пасем коров мы целый день, (Учитель) Лишь станет жарко – гоним в тень. (Пастух) 9. Кто знает дороги отлично воздушные И нас перевозит туда, куда нужно? (Летчик) Профессии в лицах.Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине землиМы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли.Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем.Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним васПожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,С водою мы напарники. Так кто же мы?Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,Пахучие котлеты, салаты, винегреты?Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногдаНам гудками или свистом, а ведут их…– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)А сейчас давайте вспомним, какие профессии есть в нашей школе (ответы детей) Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.Это самое нужное искусство, оно необходимо и царю, и вельможе, и бедняку, и нам с вами.Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать.Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.) К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». Стихотворение М. Яснов.«Одного мальчика спросили:– Для чего тебе две руки?Тот ответил:– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»– Ребята, вы согласны с мальчиком?– А для чего же ещё нам руки нужны? Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:— А для чего, Петенька, людям руки нужны?— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.— А еще для чего? — спросил дед.— Чтобы ложку держать.— А еще?— Чтобы кошку гладить.— А еще?— Чтобы камешки в речку бросать… Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?– Как понимаете выражение трудовые руки?– Можно сказать, что у вас трудовые руки? Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно. Конкурс Аукцион профессий».- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)Овощи, кастрюля, плита. (повар) X. Заключительное слово.Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.- И пусть девизом вашей жизни станут слова: «Землю солнце красит, а человека-труд».Подведение итогов (рефлексия) Слушайте, смотрите, мотайте на ус-Выбирайте работу по душе на любой вкус!Да нельзя, конечно, сразуСтать пилотом и врачом,Водолазом,Скалолазом,Знаменитым скрипачом,Стать полярником отважным,К дальним звездам улетать.Самым лучшим,Самым нужным,Самым важным сразу стать.Да, нельзя…Но можно сразуИ учиться,И мечтать!Каждый может выбрать дело,Чтоб оно в руках кипело.Мы будем учиться,Мы будем трудиться,Чтоб Родина намиМогла бы гордиться!Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем. Самоанализ.1. Общие сведенияНазвание внеклассного мероприятия : «Труд на радость себе и людям».Цель: данное мероприятие рассчитано на то, чтобы показать учащимся огромное значение труда в жизни человека, а также формировать у учащихся потребность в их главном труде-учебе, в уважительном отношении к труду и людям труда.Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.Во вступительной части было предложено стихотворение, которое помогло эмоционально настроить детей и подготовить к восприятию материала.Далее воспитанникам было предложено подумать, порассуждать о том, что такое труд?, что дает человеку труд?, зачем и как нужно трудиться? Дети озвучивали свои мысли, высказывали свою точку зрения, обобщали, делали выводы. Умение отстаивать свою точку зрения, умение слушать и «слышать» своего собеседника является неотъемлемой частью в развитии личности школьника.Воспитатель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание воспитанников на роль труда в жизни человека и общества в целом, используя русские пословицы и поговорки , художественные произведения.Для поддержания интереса воспитанников применила наглядный материал в виде картинок на доске ,пословицы на каждой парте, видео-ролик «Все профессии важны. « Дети рассказывали стихи о труде, читали тексты о роли профессии в жизни человека.Для снятия эмоционального напряжения была проведена музыкальная физминутка.В ходе внеклассного мероприятия воспитанники принимали активное участие в дискуссии с воспитателем , отвечали на вопросы, выполняли задания..Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно. Удалось достигнуть поставленных целей и задач. Для данного возраста воспитательная ценность проделанной работы очень велика.В целом диалог получился интересным и информативным для ребят.