«Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО»
Автор: Елена Григорьевна Добрышкина
Рождественские образовательные чтения «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». «Реализация краеведческого подхода в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Добрышкина Елена Григорьевна учитель начальных классов МБОУСОШ №148 Купинского района 2023г Основная задача современного образования в условиях ФГОС заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. В то же время всем хорошо известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребёнка. Слайд2А интересы младшего школьника определяются не только потребностями, сформированными в процессе воспитания и обучения, но и заложенными в него самой природой.Слайд3 Ещё Ян. Амос. Коменский рассматривал окружающий мир как начальный способ обучения и развития думающего человека и советовал приучать учащихся «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней». Слайд4Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым как семья, дом, друзья, город, река, лес. Слайд5 Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быте, культуре того или иного края. «Край» – понятие условное. Это может быть и город, и район, и улица. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает школьникам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. В связи с отсутствием в учебном плане предмета «краеведение», я использую краеведческий подход на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также во время бесед и классных часов. А для формирования у детей чувства любви к своей малой родине, эмоционально - положительного отношения к тем местам, где они родились и живут, необходимо более тщательное изучение краеведческого материала. Термин «краеведение», возник в начале 20 века и указывает он на то, что объектом изучения становится край, как территория, близкая человеку, которую он может увидеть, исследовать, изучить. Ребёнок, понимающий, какое место занимает его родной край в истории России, безусловно, ощущает гордость за свою землю, за себя. У ученика повышается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Развивающий потенциал краеведения велик. Через использование краеведческого материала на уроках педагог решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине. А ученик, открывающий для себя новые, неизвестные ему стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствует себя первопроходцем. Незаметно в ходе обучения ученик начинает расти как гражданин: он приобретает такие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам. Слайд 6Формы организации краеведческой работы могут быть самыми разными. Но я использую следующие: - интеллектуальные игры, викторины, посвящённые памятным датам и известным людям – научно - исследовательские работы; («Моя фамилия – моя гордость!» – походы в музеи; – уроки – экскурсии; – уроки - «путешествия» по страницам истории родного края; - фестиваль творческих или социально значимых проектов - «Моя малая родина», «Бабушкин сундук», где ребята готовят рисунки, поделки из природного и бросового материала, макеты, социальные акции экологической и краеведческой направленности. – музыкально - театрализованные выступления краеведческой тематики; - семейные праздники; – фотовыставки и выставки рисунков «Моя улица», «Мой город», «Край, в котором я живу». - участие в различных конкурсах; «С картой по городу» и другие. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает определённые требования к результатам учащихся в начальной школе. Перечисленные формы краеведческой деятельности не только позволяют формировать личностные результаты, такие как гражданское самосознание и ценностное отношение младшего школьника к своей малой родине, но и помогают достигать различных предметных и метапредметных результатов, например:слайд1. В области предметных результатов:– знакомство с природными и историко - культурными памятниками края;– формирование трудовых навыков, развитие физических качеств;– формирование экологической культуры. 2.В области метапредметных результатов:– умение извлечь информацию, сравнить различную информацию, проверить её достоверность (познавательные УУД);– умение определить цель, регулировать своё поведение и деятельность в соответствии с целью (регулятивные УУД);– формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и культурного поведения в различных ситуациях; – развитие коммуникативных навыков. Краеведческая работа много даёт учащимся в плане развития их интересов и познавательной деятельности, расширения общего кругозора. Навыки и умения развиваются, а знания расширяются по мере продвижения ученика через метапредметные, предметные и личностные результаты. Краеведческий подход позволяет объединить разные формы и виды деятельности в единую систему и сформировать у учащихся восхищение, гордость и любовь к родному краю, тем самым развивая творческое воображение, наблюдательность, активность и самостоятельность. Список использованной литературыАверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. Яндекс-словариКиреевский Петр Васильевич . Большая советская энциклопедия.— 3-е изд.- М., 1973. — Т. 12 4.В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996 год. 5.Герои Русской Истории Москва,2006г 6.В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985г.