«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА М.МОНТЕССОРИ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА М.МОНТЕССОРИ»
Автор: Алентьева Анастасия Андреевна

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал) РГЭУ (РИНХ)Факультет физики, математики, информатикиКафедра математикиКУРСОВАЯ РАБОТАна тему«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА М.МОНТЕССОРИ»Автор Фамилия Имя Отчествостудент группы ____________направление ___________________________________ ______________________________________________направленность (профиль) _______________________ ______________________________________________ Научный руководитель работыученая степень, ученое званиедолжность Фамилия Имя ОтчествоДата сдачи «_____» __________2023 г.Дата защиты «____» __________2023 г.Оценка ________________Таганрог, 2023ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕПознавательная способность является первостепенным аспектом в жизни детей и играет витальную роль в их интеллектуальном становлении и формировании представлений о мире. Эта способность является двигателем их активности, стимулирует стремление к новым знаниям и открытиям. Период дошкольного возраста представляет собой критическую фазу, когда личностные качества ребенка не только формируются, но и подлежат последующему углублению и специализации. В контексте данной траектории развития, способность к познанию выступает как один из центральных компетенций. Принятый в 2013 году новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает значимость развития когнитивных способностей дошкольников. Это становится фундаментальным для их последующего обучения в начальной школе и дальнейшем образовательном пути, предоставляя им инструментарий для успешного освоения различных учебных программ.Согласно ФГОС ДОО, ключевые задачи в области когнитивного развития дошкольников включают: стимулирование интересов и любознательности, воспитание познавательной мотивации; формирование познавательных процессов и сознания; а также поддержку творческой активности и развитие воображения. Эти задачи обеспечивают всестороннее когнитивное развитие, которое является неотъемлемым для полноценного интеллектуального роста ребенка.Период дошкольного возраста признан оптимальным для развития когнитивных функций личности. Сформироваться без влияния внешних факторов когнитивная активность не может, поскольку ребенок является социальным существом и его развитие напрямую зависит от социума, который является как средой, так и катализатором этого процесса. На начальном этапе образовательного процесса в детском саду крайне важно создать благоприятные условия для развития познавательных способностей детей. Сотрудничество педагогического коллектива и родителей должно быть направлено на культивирование у ребенка стремления к знаниям, самостоятельности и инициативности в познавательной деятельности, которые проявляются через естественную любознательность.Игровая активность занимает центральное место в процессе становления ребенка как личности и служит краеугольным камнем в его психологическом и физическом развитии. В отличие от других форм активности, игра открывает особенные перспективы для всестороннего взросления, позволяя ребенку интерпретировать и воспринимать окружающую действительность в контексте для него понятных и осмысленных фактов и процессов. Гипотеза исследования: специфическая образовательная среда, созданная согласно принципам Марии Монтессори, влияет на ускорение познавательных способностей развития детей. Исследование познавательных способностей детей давно привлекло внимание педагогов и психологов, таких как: Л.И. Божович [7], А.В. Запорожец [24], А.Н Леонтьев [32], Д.Б. Эльконин [40] и др. Они утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит интеллектуальное развитие, темпы которого впоследствии постепенно замедляются. Цель исследования: теоретически изучить проблему и исследовать дидактические игры старших дошкольников посредством материала М. Монтессори, с целью формирования познавательных способностей.Объект исследования: формирование познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством материала М. Монтессори.Предмет исследования: дидактическая игра, как средство формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.Задачи исследования:
  • Анализ понятия «познавательные способности» в современной психолого-педагогической литературе.
  • Исследование влияния дидактических игр Марии Монтессори на развитие познавательных способностей у дошкольников.
  • Определение методов диагностики уровня познавательных способностей детей дошкольного возраста.
  • Разработка и описание содержания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
  • Проведение анализа результатов опытно-экспериментальной работы.
  • Для решения поставленных целей и задач, в соответствии с объектом, предметом были использованы методы исследования:- теоретические методы: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта;- эмпирические методы исследования: наблюдение за познавательными способностями детей в разных видах деятельности, опытно - поисковая работа;- методы обработки данных: количественный и качественный анализ.База исследования: Детский сад «МонтессориУм», г. Таганрог, ул. Бакинская, дом 75.Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе и обогащении академического понимания образовательных процессов в детских дошкольных учреждениях, с особым вниманием к инновационным подходам в обучении, нацеленным на развитие личности ребенка.Практическая значимость исследования выражается в интересе, который оно представляет для студентов педагогических специальностей, методистов и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников, а также приложения. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1 Понятие «познавательные способности» в психолого-педагогической литературеСпособности являются уникальными психологическими атрибутами личности, позволяющими успешно действовать в различных сферах, включая практическую, научную и творческую деятельность. В рамках современного педагогического и психологического дискурса познавательные способности интерпретируются как взаимодействие интеллектуальных и сенсорных способностей индивида, активизируемых в процессе познания и стремления к новому. Они включают в себя способность формировать ментальные представления, которые отражают характеристики объектов, их внутреннюю структуру, взаимосвязь компонентов или ключевых атрибутов и сценариев. Эти способности неотъемлемо связаны с успехом в познавательной деятельности и представляют собой индивидуальные черты человека, ориентированные на осмысление окружающего мира. Они развиваются под влиянием определённых условий и факторов, к которым причисляют интеллектуальные, сенсорные и творческие способности [4].Сенсорные способности детей играют ведущую роль в когнитивном развитии и становятся фундаментом для умственного прогресса. От трех до четырех лет начинается их активное формирование, что приводит к усвоению детьми дошкольного возраста идеальных моделей свойств предметов, выражаемых через язык. Распознавая и систематизируя различия между отдельными признаками, дети учатся узнавать и применять эталоны, различать цвета, феномены языка и геометрические формы.Интеллект ребенка, его уникальность и глубина знаний, составляют базу для развития интеллектуальных способностей. Дошкольники, проявляющие повышенную потребность в новизне и умственных задачах, а также высокую познавательную активность, часто обладают развитыми интеллектуальными способностями. Такие дети демонстрируют интеллектуальную активность, которая тесно связана с способностью к саморегуляции [1].С начальных этапов развития ребенка начинают формироваться его уникальные интеллектуальные качества и умственные способности, которые становятся определяющими для его последующего роста и обучения. Интеллектуальная индивидуальность ребенка проявляется в различных формах, в зависимости от его способностей: некоторые дети выделяются своей способностью к решению практических задач, другие проявляют логическое мышление, третьи показывают навыки в работе с компьютерами, а четвертые проявляют заботу о природе и живых организмах, улавливают несоответствия, создают новые идеи, строят и творят.Даже в дошкольном возрасте у детей могут наблюдаться выраженные предпочтения к определенным областям знаний, таким как математика, биология, гуманитарные или технические науки. В этот период их интересы часто охватывают множество направлений и могут быстро меняться.Творческие способности, в свою очередь, дарят ребенку способность к поиску нестандартных путей и методов решения задач, в корне связанных с их воображением. Это позволяет детям создавать собственные сказки и истории, разрабатывать игры, рисовать, петь и строить изображения и фигуры, выходя за рамки привычного мышления.Творческий потенциал ребенка, выражающийся в высоких показателях творчества, не становится безусловной предпосылкой для будущих успехов, но открывает шире двери к высокой мотивации, развитию творческих навыков и приобретению специализированных умений. Стремление к знаниям и исследованию представляет собой ключевую составляющую творческого потенциала, ведь, согласно Н.В. Баранника [3], познавательная мотивация ребенка проявляется через его стремление к исследованию и поисковой деятельности.В дошкольном возрасте дети активно занимаются различными видами деятельности, включая продуктивную (такую как рисование, лепка), игровую, и учебно-познавательную, что, согласно исследованиям Н. Лебедевой [30], способствует развитию познавательных способностей, поскольку такая интеграция деятельности обладает практически-продуктивным характером. Вешневицкая, О.В. [12] утверждают, что творческие и познавательные способности ребенка развиваются через постоянные поиски и открытия в ежедневной практике.Исследовательская работа рассматривается учеными как одна из наиболее результативных и увлекательных видов деятельности. Тем не менее, как отмечает Ващенко, в дошкольном возрасте следует говорить о специфической системе мероприятий, предназначенных для подготовки ребенка к освоению начальных форм школьной исследовательской работы.Научные исследования показывают, что в раннем возрасте дети имеют ограниченную способность к сосредоточенному наблюдению, что связано с особенностями развития внимания. В этот период внимание ребенка часто бывает неустойчивым и склонно к отвлечениям, что не позволяет малышам фиксировать детали предметов и их характеристики в достаточной степени для глубокого осмысления опыта. Исследования Э.А. Баранова [41] подчеркивают, что интеллектуальные интересы у детей дошкольного возраста еще только начинают формироваться, а непостоянство внимания и интересов мешает детям ставить перед собой четкие цели и задачи, влияя на изменчивость их увлечений.Самостоятельное построение выводов из наблюдений и фактов является ключевым в развитии интеллекта дошкольников. В этом процессе значительную роль играет использование дидактических материалов, созданных М. Монтессори [35], наблюдения за природой, а также экскурсии и прогулки, организуемые педагогами и родителями. Эти деятельности направлены на развитие наблюдательности у детей и способствуют укреплению их способности концентрировать внимание, что является важным аспектом в формировании основ для более сложных умственных операций в будущем.Дошкольный возраст характеризуется повышенным интересом детей к исследованиям окружающего мира, что является индикатором их естественного стремления к познанию. По словам Д.Б. Годовиковой [18], в этом процессе важно соблюдение определённых методических принципов. Ключевым является подача ответов на детские вопросы в доступной форме, одновременно стимулируя самостоятельный поиск знаний среди малышей.В контексте воспитания познавательных способностей К.Д. Ушинский подчеркивает критическую роль родительской поддержки и образовательной активности. Он предлагает использовать детскую любознательность как ресурс для обучения, предлагая им последовательно анализировать характеристики предметов, затем сопоставлять их, выявляя сходства и различия. В его работе "Первые уроки логики" он рекомендует тренировать детское мышление через организацию взаимосвязанных задач на наблюдение, анализ и сравнение, что способствует развитию аналитических навыков и формированию основ логического мышления [12].В рамках педагогического процесса, направленного на формирование абстрактного мышления у детей, К.Д. Ушинский использовал наблюдения за природными явлениями как фундаментальное средство обучения. В.О. Сухомлинский далее развил этот подход в своей методике "Школы под открытым небом", где взаимодействие с природой в контексте грамотного педагогического сопровождения способствует развитию визуально-образного и действенного мышления [12].Изображения с открытым сюжетом оказываются полезными в оценке уровня познавательного интереса ребенка, предоставляя ему пространство для проявления фантазии и творчества. Через интерактивные сценарии с участием персонажей дети стимулируются к придумыванию разнообразных действий и мотиваций. Использование метода сомнения-размышления (задавая вопросы типа: "А возможно ли это? Как это могло произойти? Может быть, всё было иначе? Что ты думаешь, что произошло дальше? Что могло здесь случиться?") способствует мотивации к познанию, поскольку заставляет ребенка не просто делиться впечатлениями, но и обосновывать своё мнение, активируя регуляцию познавательной активности. Этот процесс направлен на целенаправленное выполнение внутренних психических действий, необходимых для познавательного процесса. Проблематизация вопросов, представленных ребенку, вызывает у него желание искать разнообразные способы решения, стимулируя его креативность и интеллектуальное развитие.Коллективные проектные задания играют значительную роль в стимуляции познавательных способностей у детей. Они предоставляют возможность маленьким исследователям осваивать планирование, распределение задач, а также умение синтезировать и систематизировать информацию. Важно также отметить, что в процессе такой работы дети приобретают навыки социального взаимодействия, которые педагог может направить и развить. Это способствует возникновению интереса к учебной деятельности и усилению активности в рамках коллектива, а также формирует навыки саморегуляции и критического анализа в результате сочетания учебного руководства и автономных занятий детей.Конструирование, как вид детской деятельности, вызывает глубокий интерес и представляет собой не только увлекательное, но и крайне полезное занятие. В процессе конструирования дети развивают способность к анализу, выявлению существенных характеристик и устанавливают связи между функциями конструкций и их предназначением. Таким образом, конструирование влияет на формирование творческого воображения, фантазии, логического мышления, эстетического чувства, аккуратности, а также способствует формированию навыков экономного использования материалов и планирования действий [8].Музыкальное воспитание тесно переплетается с развитием познавательных процессов у детей, поскольку музыкальные образы способны отражать жизненные явления, обогащая детский внутренний мир новыми идеями и концепциями. Она расширяет восприятие и помогает детям лучше понимать и ценить красоту окружающей их среды и природу.Интеллектуальные состязания, такие как «КВН», турниры знатоков, викторины и подобные мероприятия, имеют особую ценность в развитии познавательных способностей. Организуемые преимущественно в игровой форме, эти конкурсы захватывают внимание детей своей необычностью, праздничной атмосферой и визуальной привлекательностью, стимулируя их интеллектуальное и творческое развитие.1.2 Влияние дидактических игр Марии Монтессори на формировании познавательных способностей дошкольниковПериод дошкольного возраста выделяется как особо чувствительная фаза, когда закладывается фундамент множества познавательных способностей. Определение «сензитивного периода» в контексте психологии было введено Марией Монтессори для обозначения времени, когда условия наиболее благоприятствуют возникновению и прогрессированию определённых умственных функций. В возрастной промежуток до шести лет инициируются и активно развиваются языковые, сенсорные, моторные и социальные умения, причем глубина их развития напрямую коррелирует с качеством внешней поддержки [37].Процесс когнитивного развития в дошкольный период может быть стимулирован различными методами, среди которых наиболее распространены специально организованные предшкольные программы. Эти программы, как правило, начинаются за один-два года до начала школьного обучения и направлены на развитие конкретных умений, таких как чтение, письмо и математика, и на обучение работе в коллективном ритме. Такие занятия, хотя и полезны для интеллектуального развития, могут упускать из вида уникальные личностные черты и эмоциональные потребности детей, а также важность игры в дошкольном возрасте. Этот акцент на обучение определенных навыков может в конечном итоге отрицательно отразиться на мотивации учения и эмоционально-волевой сфере детей.Альтернативный метод стимуляции когнитивного развития ребенка заключается в создании богатой и стимулирующей среды, в которой ребенок живет и развивается. Согласно подходу М. Монтессори [35], образование и развитие ребенка рассматриваются как инстинктивные, саморегулирующиеся процессы, не требующие искусственного направления или принуждения. В этой парадигме центральным становится активный поиск ребенком знаний через взаимодействие с окружающей средой, основанный на автономии в выборе предметов для изучения, партнеров для общения, места и скорости собственной учебной активности. Создается специализированная образовательная среда, внимательно согласованная с сензитивными периодами развития ребенка, что соответствует принципам методики Монтессори. В рамках данного метода учитель выступает не в роли диктатора обучения, а как наставник и поддержка в естественном стремлении ребенка познавать мир и язык, которым он окружен.В рамках Монтессори-системы дошкольное образование, охватывающее возрастные группы от 3 до 7 лет, предусматривает формирование образовательной среды, где каждый ребенок через индивидуально адаптированный образовательный путь познает мир. В течение этого времени дети последовательно идут от знакомства к более сложным взаимодействиям с учебными материалами. Педагог строит маршрут обучения с учетом индивидуальности учащегося, его возраста, потребностей и интересов. Деятельность по познанию окружающего мира осуществляется через самостоятельную работу с образовательными материалами, принимая во внимание непостоянство и порой дисгармоничность когнитивного развития. Это обеспечивает полноценное раскрытие потенциала ребенка и формирование ключевых академических навыков — письма, чтения и арифметики — не подавляя его естественное любопытство и сохраняя положительный эмоциональный настрой [36].В контексте мультивозрастной группы, дети в течение 3-4 лет проходят обширный социальный путь развития, переходя от статуса младшего члена сообщества к более зрелой роли старшего. В процессе этого пути они осваивают пять ключевых зон развития, каждая из которых способствует развитию различных аспектов когнитивных навыков: это зоны речи, математики, сенсорики, космического восприятия и практической жизни, лежащие в основе когнитивного прогресса в дошкольном возрасте.Когда ребенок вступает в дошкольное образование Монтессори не в трехлетнем возрасте, а позднее, педагогический коллектив обеспечивает все необходимые меры для его гладкой адаптации и социального вхождения в существующую группу. Однако ускорить его продвижение по образовательным зонам Монтессори-класса они не в силах. В этой связи возникают насущные исследовательские вопросы: несет ли длительность обучения в Монтессори-классе существенный вклад в когнитивное развитие ребенка и существует ли разница в когнитивном развитии между детьми, интегрированными в Монтессори-среду с самого начала, по сравнению с теми, кто присоединился к ней на более позднем этапе. Ответы на эти вопросы позволят оценить развивающее воздействие Монтессори-подхода на дошкольное образование.Игровая деятельность является фундаментальным элементом для гармоничного развития детей, в особенности в дошкольном возрасте. Игры способствуют стимуляции мозговой активности, что оказывает влияние на прогресс в моторике, развитие речи, социальных навыков, самоосознания, эмоционального благополучия, креативности, навыков решения задач и обучаемости. Задача воспитателя состоит в поддержке ребенка в организации собственной деятельности, в следовании уникальному пути развития и реализации индивидуальных природных способностей ребенка. Лозунг школы Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самостоятельно» отражает суть ее педагогической философии.В диапазоне от трех до шести лет дети, согласно концепции Марии Монтессори, активно занимаются самоконструированием. Этот период характеризуется пиком активности так называемых сензитивных фаз, охватывающих развитие речи, сенсорику, социальные и моторные навыки. При наличии благоприятной среды к завершению этого этапа развития ребенок, опираясь на свои чувственные восприятия, способен воспринимать мир сопоставимо со взрослым. Оптимальная среда для эволюции детской личности в эти годы предполагает наличие компонентов, способствующих развитию: сенсорных и речевых материалов, зон для физической активности и детского коллектива.В ходе подготовки к изучению данной темы был проанализирован педагогический метод Монтессори, составлен прогнозируемый план и предпринимаются действия по непрерывному улучшению образовательной атмосферы в группе. В рамках работы с детьми были выделены ключевые задачи: укрепление навыков классификации предметов по различным критериям, расширение и обогащение сенсорного опыта детей и развитие способности выражать его через речь, а также усовершенствование восприятия детьми окружающего мира с активным привлечением всех органов чувств.В рамках своего педагогического опыта, я пришел к выводу, что эффективность решения образовательных задач возрастает при использовании методики, разработанной М. Монтессори [36]. Важно, что ребенок приобретает жизненные навыки в социальной среде, в которой он существует, а роль педагога заключается в создании условий для самостоятельного выражения ребенком своих умений и оттачивания культурного взаимодействия с обществом. Мария Монтессори утверждала: наилучшие результаты в воспитании детей достигаются тогда, когда с самого раннего возраста в них воспитывается стремление достигать целей самостоятельно, что способствует формированию сильных, автономных и свободных личностей. Ее принцип «Помоги мне сделать это самостоятельно» отражает суть подхода: начиная с ранних лет через специально разработанные упражнения в детях развивается чувство порядка, которое является фундаментальным для их дальнейшего развития и самоидентификации.Методика Монтессори [37] обеспечивает учет уникальных психологических характеристик каждого ребенка, способствуя высокому уровню мотивации в обучении. Такой подход позволяет детям испытывать удовлетворение от учебного процесса, поскольку они действуют не под давлением внешних инструкций, а под влиянием собственных стремлений и интересов.Автономия личности является ключевым аспектом в методологии Монтессори, которая с ранних лет способствует формированию у ребенка независимости, высокой самооценки и способности к самостоятельному действию. Данная система обучения ориентирована на активизацию творческого мышления ребенка, исключая любые формы авторитарного давления. Материалы, разработанные Марией Монтессори, играют значительную роль в образовательном процессе, отличаясь эстетической привлекательностью, функциональной изолированностью и соответствием возрастным, а также индивидуальным потребностям ребенка.Эти уникальные дидактические материалы предназначены для самостоятельного освоения детьми, где взрослый выполняет лишь роль инициатора, предоставляя материал ребенку в первый раз и помогая развить у него внутренний контроль. Каждый материал требует предварительной презентации перед использованием детьми. В моей педагогической практике используются различные материалы, такие как ложки, щетки, салфетки, полотенца и губки, с помощью которых дети учатся базовым навыкам самообслуживания, что стимулирует их самостоятельность и практические навыки.В ходе формирования основных жизненных навыков у детей в диапазоне возрастов 3-6 лет, осуществляется активная работа над усвоением практических умений, таких как переливание жидкости, перемещение мелких зерен, управление застежками на одежде и другие аналогичные действия. Эти навыки развиваются в результате методических повторений и автономных занятий. Каждое занятие сопровождается специально разработанными учебными материалами, обеспечивающими возможность независимого выявления и коррекции ошибок, а также стимулирующими усовершенствование тонкой моторики рук.Разнообразные обучающие элементы, оснащенные пуговицами, предназначены для тренировки ручных навыков. Процесс уборки мелких отходов со стола также структурирован: используется корзинка с предварительно подготовленным "мусором", лопатка и щетка, все элементы организованно размещены в единой коробке, что способствует развитию организованности и порядка.Образовательный процесс включает в себя упражнения для стимуляции слуховых ощущений, в частности, использование погремушек с различными наполнителями. Для тренировки осязательных ощущений предусмотрены шершавые таблички, а для развития обонятельных навыков – баночки с разными запахами. Развитие стереогностического чувства осуществляется через работу с геометрическими фигурами, что позволяет углублять пространственное восприятие и координацию.В процессе обучения по системе Монтессори [37] дети дошкольного возраста достигают значительного прогресса в освоении сенсорных навыков. Это подразумевает успешное усвоение ряда концепций: умение классифицировать объекты по критериям размера, формы и текстуры, включая такие понятия, как большой/маленький, толстый/тонкий, длинный/короткий и т.д.; способность соотносить и различать цвета и их оттенки; разборчивость в ощущениях шершавости и гладкости поверхностей; умение идентифицировать и сопоставлять звуки и шумы; распознавание геометрических тел и фигур; дифференциация температурных режимов и вкусов; а также навыки работы с различными художественными материалами, такими как краски и пластилин.Ключевым аспектом системы М. Монтессори [36] является сочетание свободы с дисциплиной, что содействует моральному воспитанию детей. На этапе дошкольного детства особое значение приобретает формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими, умение уступать и находить компромиссы, развитие благодарности, личной гигиены, адекватного поведения в социуме и ухода за собой и своими вещами. Подобные навыки и привычки являются фундаментом для развития гармоничной личности, способной к самостоятельной и ответственной жизни. Таким образом, в рамках современной научной парадигмы познавательные способности детей рассматриваются как сложное явление, которое обусловлено врождёнными, интринсичными механизмами, обладающими автономностью и саморегуляцией. Несмотря на всеобъемлющий характер исследований в данной области, концепт детских когнитивных способностей не раскрыт полностью и сохраняет пространство для дальнейшего изучения. Обучение по системе Монтессори создает всеобъемлющую основу для развития интеллектуальных, социальных и эмоциональных компонентов личности ребенка, направленную на его всестороннее развитие и образование.ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕРИАЛА М. МОНТЕССОРИ
  • Диагностика сформированности познавательным способностей у детей дошкольного возраста
  • В 2023 году опытно-экспериментальная работа проводилась среди воспитанников дошкольного учреждения «МонтессориУм», расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Бакинская, д. 75. Данный детский сад работает согласно образовательной программе «Монтессори», разработанной О.Ф. Борисовой, В.В. Михайловой и Е.А. Хилтунен. Исследование осуществлялось преимущественно в течение сентября и октября 2023 год. В исследовании приняло 20 воспитанников, которые были поделены по 10 человек на контрольную и экспериментальную группу.Основная цель опытно-экспериментальной работы – выявить и проанализировать различные аспекты познавательных способностей. Признаки познавательного интереса у учеников начальных классов позволяют подобрать ряд методик для диагностики его уровня:- наблюдение;- диагностика познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская);- «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной.Исследование познавательных способностей у детей младшего школьного возраста предполагает оценку трех градаций развития: высокой, средней и низкой. Дети, демонстрирующие высокий уровень, активно проявляют инициативу, самостоятельность и заинтересованность в решении интеллектуальных задач, отличаясь упорством и стремлением к достижению цели. Средний уровень обозначает тех учащихся, которые при встрече с трудностями сохраняют стремление к решению, хотя и нуждаются в поддержке взрослых. Низкий уровень характеризует отсутствие инициативы и самостоятельности, а также негативные эмоциональные реакции при проблемах с заданиями.В процессе диагностики важно обеспечить достоверность результатов, учитывая специфику психологического развития в данном возрасте. Это включает в себя уровень сознательности, мыслительных процессов, памяти и воображения у младших школьников. Поэтому материалы для диагностики должны быть адаптированы к их развитию, и задания должны быть ориентированы как на осознанный, так и на неосознанный уровни регуляции познавательной активности.Рассмотрим подробнее каждую из методик:1. Изучение познавательного вовлечения учащихся лучше всего производится через наблюдения во время занятий, так как это помогает понять их уровень заинтересованности и мотивацию. Этот метод позволяет оценить, как школьники реагируют на обучение, их устремленность к знаниям и реакцию на отвлекающие факторы.Для оценки используются следующие критерии: инициативность ученика и его интерес к предмету, способность работать самостоятельно и степень отвлекаемости. Записи о поведении каждого ученика вносятся в дневник наблюдений, который затем анализируется по баллам за каждый критерий.Ученики могут зарабатывать до трех баллов за активность и любознательность, самостоятельность и концентрацию на учебном материале. Два балла присваиваются, если такое поведение нестабильно, а один балл — если у учащегося наблюдается недостаток инициативности или самостоятельности и высокая степень отвлекаемости. Для удобства подсчета рекомендуется использовать графические данные (рис. 1).Рисунок 1 – Сравнительная диаграмма обработки результатов наблюдения в контрольной и экспериментальной группе, в %2. В контексте оценки познавательной активности у учеников начальных классов, методика, разработанная А. А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника», является основной. Эта методика предусматривает количественный анализ уровня познавательного вовлечения детей посредством тестирования. Используя стандартизированный набор вопросов, учащиеся сталкиваются с задачей выбора наиболее подходящего ответа из заранее предложенных вариантов, включенных в анкету. Эта анкета содержит пять ключевых вопросов, направленных на идентификацию степени активности учащихся в процессе познания.Обработка полученных результатов осуществляется путем подробного подсчета ответов, классифицированных по трехуровневой системе: высокая, умеренная и низкая познавательная активность. Таким образом, можно точно определить уровень познавательного развития каждого респондента. В ходе исследования была проведена администрация данного анкетирования, и последующий статистический анализ данных позволил выявить конкретный уровень познавательной активности младших школьников.Для наглядности построим диаграмму по результатам анкетирования А. А. Горчинской (рис. 2).Рисунок 2 – Сравнительная диаграмма показателей уровня развития познавательных способностей по методике А. А. Горчинской в контрольной и экспериментальной группе, в %На основании предоставленной сравнительной диаграммы показателей уровня развития познавательных способностей по методике А. А. Горчинской на рис. 2, можно сделать несколько выводов о динамике в контрольной и экспериментальной группах.Во-первых, в контрольной группе процент участников с высоким уровнем познавательных способностей составляет 40%, что на 4 процентных пункта выше, чем в экспериментальной группе, где этот показатель равен 36%. Это может свидетельствовать о более высоком исходном уровне познавательных способностей в контрольной группе или о более эффективных методах работы, использованных в этой группе.Во-вторых, уровень участников среднего уровня познавательных способностей почти идентичен в обеих группах и составляет 50% в контрольной группе и 51% в экспериментальной. Это незначительное увеличение в экспериментальной группе может быть результатом статистической погрешности или перехода части участников из категории с низким уровнем.В-третьих, в экспериментальной группе наблюдается более высокий процент участников с низким уровнем познавательных способностей (13%) по сравнению с контрольной группой (10%). Это увеличение может указывать на некоторые трудности в усвоении материала или методики, применяемой в экспериментальной группе, что потребует дополнительного анализа и коррекции подходов.3. Методология Г. И. Щукиной, известная как "Методика с конвертами", представляет собой инновационный подход к диагностике познавательного интереса у младших школьников в рамках их деятельности за пределами учебного расписания. Ее отличительной чертой является применение индивидуализированного подхода во взаимодействии с каждым ребенком, что осуществляется через личное общение во время внеурочной активности.Интегрирование этой методики с анкетированием и наблюдением позволяет всесторонне оценить степень познавательной активности ребенка. В ходе методики ребенку предоставляется выбор из пяти конвертов разного цвета, каждый из которых содержит название и сферу активности, а также три вопроса. Учащийся выбирает один вопрос для ответа, и если есть желание ответить на дополнительные вопросы, он должен сначала полностью разобраться с первым. Кроме того, ученику разрешается искать информацию в литературе самостоятельно. Предполагается, что выбор конверта и интерес учащегося к тематическим книгам могут отражать его познавательный интерес, который также коррелирует с качеством выполнения задания. Оценка выполнения заданий ребенком может включать анализ таких показателей, как целенаправленный или случайный выбор конверта, сущность выбранных заданий с точки зрения познавательной или репродуктивной работы, степень сложности задач, эмоциональное отношение ребенка к деятельности и его стремление к самостоятельному расширению познавательного кругозора и инициативности в поиске информации. Обработка результатов методики осуществляется по следующей схеме: ответ на первый вопрос свидетельствует о высоком уровне познавательного интереса, так как требует обстоятельного, логического и ясного ответа; ответ на второй вопрос соответствует среднему уровню, поскольку он также требует ясности, но без необходимости глубоких рассуждений; ответ на третий вопрос отображает низкий уровень, так как для него не требуются специальные знания или значительные усилия.Рисунок 3Сравнительная диаграмма показателей уровня познавательного интереса по методике Г. И. Щукиной в контрольной и экспериментальной группе, в %Изучив на рис. 3 диаграмму показателей уровня познавательного интереса по методике Г. И. Щукиной, можно выделить несколько важных моментов, касающихся контрольной и экспериментальной групп.Во-первых, уровень высокого познавательного интереса в экспериментальной группе превышает таковой в контрольной группе на 3 процентных пункта (33% против 30%). Это может указывать на положительное влияние применяемых в экспериментальной группе методов или условий обучения на мотивацию учащихся, стимулируя их интерес к познанию.Во-вторых, доля участников со средним уровнем познавательного интереса в контрольной группе на 5 процентных пунктов выше, чем в экспериментальной (60% против 55%). Это различие может быть связано с тем, что часть учащихся экспериментальной группы повысила свой интерес до высокого уровня, в то время как в контрольной группе этот переход произошел в меньшей степени.В-третьих, уровень низкого познавательного интереса в экспериментальной группе на 2 процентных пункта выше по сравнению с контрольной группой (12% против 10%). Это небольшое увеличение может свидетельствовать о том, что, несмотря на общее положительное воздействие на группу, некоторые учащиеся экспериментальной группы столкнулись с трудностями, которые снизили их интерес.2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работыВ течение двухмесячного периода исследовательского проекта, посвященного анализу познавательных способностей детей, были созданы и проведены занятия НОД, преимущественно утром и вечером для экспериментальной группы. Подбор материала для дидактических игр проводился с учетом возрастных особенностей детей, целями занятий становилось не только вовлечение детей в активную деятельность, но и максимизация развивающего потенциала этих игр для укрепления их познавательных навыков.Дидактические игры стимулируют умственные процессы детей, превращая их в целенаправленные действия. Для освоения сути игры, усвоения правил и игровых действий детям необходимо было сфокусироваться на инструкциях воспитателя, проявляя при этом активное внимание и умственную активность, которые обусловливали их способность к различению, сравнению и обобщению.Использование дидактических игр оказалось эффективным средством для преодоления трудностей в обучении у некоторых детей. Организация индивидуальных игровых занятий позволяла создать условия для личного общения, исследовать причины затруднений и через многократную практику способствовать повышению уровня их развития.В отношении правил, установленных для дошкольников разного возраста, было замечено, что в старших группах они приобретают более обобщенный характер и должны быть ясно сформулированы для понимания их роли в игре. В отличие от младших групп, где правила тесно связаны с демонстрацией действий, старшие дети способны усваивать правила и воспринимать их значение в контексте игры, управляя своими непосредственными интересами и одновременно следуя комплексу правил.На протяжении эксперимента мы наблюдали, что дети обучались следовать определенным правилам, таким как соблюдение очередности действий, активное участие в общении, внимание к партнеру по игре, невмешательство в действия других участников и честное признание ошибок. Созданный нами комплекс дидактических игр был ориентирован на культивирование и укрепление познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.В разработанных НОД нами применялся разнообразный набор дидактических игр, цель которых - развитие конкретных навыков и познавательных способностей у детей. Примеры таких игр и занятий включают:1. Занятия на «Сенсорное развитие» используют рамки с разнообразными застежками для обучения детей навыкам, актуальным в процессе одевания. Детальный набор инклюдирует элементы с пуговицами, молниями, пряжками и другими креплениями, требующими от ребенка усидчивости и мелкой моторики.2. «Коричневая лестница» демонстрирует различия в двух измерениях и вводит детей в курс понятий относительно размера - от тонкого к толстому. Данный дидактический материал составлен из десяти деревянных призм, сокращающихся в размерах и обучающих ребенка концепции последовательности и соотношения размеров, способствуя развитию координации и моторных навыков.3. Работа с «Розовой башней» позволяет ребенку освоить дифференциацию размеров в трехмерном пространстве, помогая понять разницу между большим и маленьким. Используемый материал - десять деревянных кубов различных размеров, которые ребенок учится ставить по порядку от наибольшего к наименьшему, развивая при этом пространственное восприятие, логическое мышление и моторику.4. «Красные штанги» демонстрируют вариативность в едином измерении – длине, обучая детей определять различия от короткого к длинному. Этот набор состоит из десяти штанг, увеличивающихся в длине на 10 сантиметров от одной к другой, начиная от 10 сантиметров и доходя до одного метра, при этом все имеют одинаковые ширину и высоту. Основная цель занятий с штангами - формирование понимания длины, в то время как второстепенная - стимуляция моторных навыков, координации движений и подготовка к обучению математическим концепциям.5. «Блоки цилиндров» представляют собой четыре серии деревянных блоков с цилиндрическими углублениями, где каждый блок снабжен девятью цилиндрами, отличающимися высотой, диаметром или и тем и другим. Изучение соответствия каждого цилиндра определенному отверстию способствует усвоению концепций размера и поддерживает развитие мелкой моторики, которая критически важна для овладения навыком письма.6. «Цветные цилиндры» соответствуют блокам цилиндров и служат дополнительным материалом для закрепления понятий размера и формы. Они включают два набора, каждый из которых состоит из шести цилиндров с уникальными звуковыми характеристиками, что позволяет ребенку учиться различать звуки и узнавать их сопоставления. Четыре вида цилиндров в блоках A, B, C и D имеют разную высоту и диаметр, что углубляет понимание многообразия форм при одинаковой структуре объектов. Основная цель этих материалов - научить ребенка классифицировать объекты по размеру, в то время как косвенная цель - совершенствование целенаправленных действий и дальнейшее развитие моторики.Развитие речиДля обучения детей основам графической грамотности применяются такие материалы, как буквы, вырезанные из песчаной бумаги. Эти элементы позволяют детям ощущать контуры каждого символа на осязание, тем самым способствуя формированию ассоциативной связи между звуковой и графической составляющей буквы. Такой метод обучения способствует более глубокому и многомерному восприятию алфавита.Дополнительным инструментом являются «металлические вкладки», которые представляют собой набор из десяти элементов с различными геометрическими формами. Каждая вкладка оснащена удобной ручкой для захвата, что облегчает её манипулирование. Трассирование по контуру вкладок активизирует навыки координации руки и глаза, что является неотъемлемой частью подготовки к письму. Эти обучающие материалы органично вписываются в педагогику Монтессори, поддерживая самостоятельное обучение через чувственный опыт.Математическое развитие«Красно-синие штанги» представляют собой комплект из десяти элементов, идентичных красным штангам по размерам, однако каждая из них разделена на части красного и синего цвета. Данный набор направлен на знакомство детей с начальными принципами арифметики и может быть применен для выполнения базовых операций: сложения, вычитания, умножения и деления.В комплекте «Коробка с веретенами» две коробки, разделенные на секции с числами от 0 до 9, предназначены для обучения ребенка основам счета и визуализации количества. Дети распределяют веретена по секциям, соответственно их количеству.«Золотые бусины» являются материалом, который вводит детей в понятия счета, количества и базовых математических операций.«Геометрические тела», состоящие из куба, сферы, цилиндра, пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы, предназначены для обучения детей визуальному и тактильному распознаванию различных геометрических форм.План конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием Монтессори – технологий представлен в приложении А.В рамках образовательной деятельности, нацеленной на развитие познавательных способностей детей в дошкольном учреждении, работающем по системе Монтессори, был применён комплексный подход. В центре этого подхода находилось целенаправленное формирование речевых навыков у дошкольников через различные методики и виды деятельности. Данные методики предполагали, прежде всего, индивидуальное взаимодействие с речевыми материалами в специально созданной образовательной среде, что способствовало обогащению словарного запаса ребёнка.Кроме того, ежедневно проводились дидактические игры в форме кругов, в ходе которых педагог знакомил детей с базовыми понятиями о мире, человеке и культуре. Разнообразные методы презентации информации, включая рассказы, демонстрацию иллюстраций, объектов и проведение экспериментов, использовались для стимуляции аудиальных, визуальных и тактильных анализаторов. Это вовлекало детей в активное обсуждение, побуждало их к задаванию вопросов и участию в диалоге. Также в рамках таких занятий регулярно осуществлялись упражнения по развитию артикуляционных навыков, изучению считалок, чистоговорок и игр на развитие речи.Помимо групповых занятий, большое внимание уделялось регулярному чтению и последующему обсуждению литературных произведений, организации сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Эти мероприятия способствовали развитию творческого воображения и драматургических навыков у детей.Особая роль отводилась свободному общению детей, которое было неотъемлемой частью повседневной жизни детского сада. В процессе общения дети приобретали навыки самостоятельного вербального выражения, осваивали правила взаимодействия, учились выражать собственные мысли и чувства, а также научились слушать и понимать своих сверстников. Эти навыки формировались через совместную деятельность и общие соглашения в группе, что способствовало развитию социальной компетенции и эмпатии у детей.В образовательной практике дошкольных учреждений, работающих по системе Монтессори, было уделено значительное внимание культивированию речевого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Это стремление способствовало закладыванию основы для развития их познавательных способностей. В прошлом, важным аспектом этой работы стали дидактические игры, направленные на развитие способности детей строить логические рассуждения и участвовать в аналитической деятельности в ходе диалогов. Такие игры активизировали и далее развивали языковую компетенцию в различных ключевых направлениях.Для стимуляции речевого интеллекта дошкольников, в детских садах ежедневно проводились тематические круги. Во время этих занятий дошкольники не только слушали взрослого, но и активно участвовали в обсуждениях, задавали вопросы, решали загадки, а также участвовали в играх на развитие речи и театрализованных постановках. Эти занятия способствовали формированию у детей навыков критического мышления и эффективной коммуникации.Важную роль в формировании речевого мышления сыграла рефлексивная деятельность, когда в конце занятий дети анализировали свои действия, описывали впечатления и обсуждали возникшие трудности. Такой подход позволил детям лучше осознать свой учебный процесс и принять активное участие в его корректировке.Активное включение детей в образовательный процесс проявилось также тогда, когда они по собственной инициативе делились знаниями или впечатлениями с одногруппниками, что способствовало развитию их навыков публичного выступления и умения поддерживать диалог.Дети старшего возраста часто принимали на себя роль наставников для младших, обучая их работе с образовательными материалами. Это не только способствовало развитию речевого мышления и педагогических навыков старших детей, но и укрепляло их позиции в группе.Использование речевых материалов, таких как карточки с инструкциями, стало характерной особенностью метода Монтессори. Дети читали и выполняли эти инструкции, развивая тем самым умение следовать устным указаниям и укрепляя связь между речью и действием. Развитие визуального интеллекта в Монтессори-среде получило особое внимание. Этот аспект интеллекта эффективно развивался у тех детей, которые прошли через этап становления наглядно-действенного мышления и активно участвовали в конструктивной деятельности и играх, требующих зрительно-моторной координации и пространственного осознания.Линейное восприятие у детей было стимулировано в процессе взаимодействия с сенсорными геометрическими материалами, где они обучались дифференциации объектов по таким характеристикам, как размер, форма и масса. Структурный аспект визуального интеллекта развивался через работу с материалами, такими как «розовая башня», «коричневая лестница» и другими образовательными конструкциями, которые требовали воспроизведения сложных образцов.Дидактические игры, включая работу с сенсорными материалами, способствовали развитию у детей умения воспринимать и анализировать информацию, усваивая основы математики и геометрии на интуитивном уровне. Этот подход Монтессори предоставил обширные возможности для комплексного развития речевого и визуального интеллекта, которые являются ключевыми компонентами познавательных способностей детей.Повышенная точность внимания, критический аспект познавательных способностей детей, в некоторых исследованиях связывалась с физиологическими факторами, такими как состояние мозгового кровообращения. Тем не менее, были обнаружены доказательства того, что продолжительность пребывания в Монтессори-группах положительно влияла на этот параметр, указывая на потенциальные эффекты педагогической среды на познавательные функции. В случаях минимальных нарушений внимания было замечено, что подходящие условия могли активировать механизмы компенсации, способствующие восстановлению функций внимания.2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работыНа заключительном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены те же методики исследования, что и на начальном этапе.Рисунок 4 – Сравнительная диаграмма обработки результатов наблюдения в контрольной и экспериментальной группе, в %Согласно полученным данным рис. 4 можно отметить, что инициативность в экспериментальной группе незначительно выше, чем в контрольной (41% против 40%). Это указывает на легкое улучшение в способности или готовности участников экспериментальной группы предлагать идеи или вести действия без необходимости внешнего стимула. Заметное увеличение самостоятельности в экспериментальной группе (33%) по сравнению с контрольной группой (20%) может свидетельствовать о более эффективной методике или образовательном подходе, который был применён в экспериментальной группе. Это может быть следствием улучшения умений принимать решения и решать задачи без посторонней помощи. Отвлекаемость в экспериментальной группе значительно ниже (26%), чем в контрольной (40%). Это уменьшение может отражать повышенную способность участников экспериментальной группы концентрироваться и поддерживать внимание на задачах, что может быть результатом специальных упражнений, направленных на развитие концентрации или изменения в обучающей среде, которые снижают потенциальные отвлекающие факторы.В целом, результаты наблюдения в экспериментальной группе показывают улучшение в ключевых областях инициативности и самостоятельности, а также снижение отвлекаемости, что может указывать на успешность проведённой экспериментальной работы в стимулировании позитивного поведения и развитии навыков концентрации внимания.Рисунок 5 – Сравнительная диаграмма показателей уровня развития познавательных способностей по методике А. А. Горчинской в контрольной и экспериментальной группе, в %В экспериментальной группе наблюдается повышение доли участников с высоким уровнем познавательных способностей на 5% по сравнению с контрольной группой (с 40% до 45%). Это может свидетельствовать о том, что внедрённые методы или условия обучения в экспериментальной группе способствовали более интенсивному развитию познавательных способностей.Также произошло увеличение на 5% в доле участников со средним уровнем развития познавательных способностей в экспериментальной группе (с 50% до 55%), что может указывать на общее улучшение познавательных способностей в этой группе.При этом доля участников с низким уровнем познавательных способностей осталась неизменной в обеих группах (10%), что может свидетельствовать о стабильности этого показателя и потребовать дополнительного внимания к участникам с низкими познавательными способностями для их дальнейшего развития.Суммарно данные указывают на положительную тенденцию в экспериментальной группе, где методы обучения, предположительно, были более направлены на развитие познавательных способностей, что выразилось в повышении процента участников с высоким и средним уровнями развития этих способностей.Рисунок 6Сравнительная диаграмма показателей уровня познавательного интереса по методике Г. И. Щукиной в контрольной и экспериментальной группе, в %В экспериментальной группе произошло значительное увеличение количества учащихся с высоким уровнем познавательного интереса - до 52% по сравнению с 30% в контрольной группе. Это может отражать успешность применяемых методов и подходов в образовательном процессе экспериментальной группы, которые способствовали увеличению мотивации и интереса к обучению.Одновременно с этим наблюдается уменьшение числа учащихся со средним уровнем интереса в экспериментальной группе с 60% до 39%, что может быть связано с переходом учащихся к категории с высоким уровнем интереса. Это изменение позитивно свидетельствует о повышении общего уровня заинтересованности учебным материалом.Минимальное уменьшение доли учащихся с низким уровнем познавательного интереса в экспериментальной группе (с 10% до 9%) может указывать на то, что изменения в методиках обучения или внешних условиях оказали влияние на большинство учащихся, но все же осталась малая часть, которая не проявляет повышенного интереса.Проведём общий анализ на начальном (констатирующем) и заключительном (контрольном) этапах проведения опытно-экспериментальной работы.Таблица 2.1 – Анализ экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе, в %На основе данных табл. 2.1, которая отражает изменения в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах, можно сделать следующие выводы:1. Инициативность участников экспериментальной группы возросла с 34% на констатирующем этапе до 41% на контрольном. Это улучшение на 7% может свидетельствовать о развитии у участников группы способности брать на себя ответственность и активно участвовать в деятельности без внешнего подталкивания.2. Самостоятельность участников также увеличилась, с 24% до 33%, что на 9% больше по сравнению с констатирующим этапом. Это указывает на усиление способностей участников действовать независимо и принимать собственные решения.3. Отвлекаемость в экспериментальной группе снизилась с 42% до 26%, показывая значительное уменьшение на 16%. Этот результат может отражать улучшение концентрации внимания у участников и их способность оставаться фокусированными на задачах.4. Анализируя уровень развития познавательных способностей по методике А. А. Горчинской, видно, что процент участников с высоким уровнем увеличился с 36% до 45%, что говорит о 9% росте. Участники со средним уровнем также выросли с 51% до 55%, на 4%. При этом, доля участников с низким уровнем осталась неизменной - 10%.5. Согласно методике Г. И. Щукиной, доля участников с высоким уровнем познавательного интереса значительно увеличилась с 33% до 52%, что на 19% выше. Участники со средним уровнем интереса сократились с 55% до 39%, на 16%, тогда как процент участников с низким уровнем слегка уменьшился с 12% до 9%, на 3%.Таким образом, можно отметить, что в процессе опытно-экспериментальной работы наблюдаются значительные положительные сдвиги в развитии инициативности, самостоятельности и снижении отвлекаемости участников, а также повышение уровня их познавательных способностей и интереса. Эти результаты могут свидетельствовать о эффективности применяемых методик и подходов в экспериментальной группе.ЗАКЛЮЧЕНИЕПознавательные способности интегрируют интеллектуальные, сенсорные и творческие аспекты и начинают интенсивно развиваться на дошкольном этапе, что является определяющим для когнитивного развития ребенка и формирует основу для его дальнейшего обучения. Учитывая этот аспект, особую значимость приобретает использование многоаспектных методов стимуляции познавательных способностей, которые опираются на иннативную любознательность ребенка и его естественные стремления к исследованию окружающего мира; сюда входят такие методики, как наблюдение, проведение исследовательских заданий, разнообразная творческая и проектная деятельность, конструирование и музыкальное воспитание, а также вовлечение в интеллектуальные состязания и образовательные игры, позволяющие развивать логическое мышление и креативность.В этом контексте ведущую роль играют взрослые – педагоги и родители, которым отводится миссия не только мотивировать и направлять юных исследователей в их стремлении к познанию, но и аккуратно поддерживать их интерес, создавая обогащенную образовательную среду и предоставляя свободу в выборе деятельности. При этом следует не забывать постепенно усложнять поставленные задачи и задания, адаптируя их под возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Такой дифференцированный и комплексный подход, в который интегрированы понимание и учет возрастных категорий, позволяет наиболее полноценно и эффективно реализовывать познавательный потенциал детей и закладывать основу для их всестороннего развития.В 2023 году опытно-экспериментальная работа проводилась среди воспитанников дошкольного учреждения «МонтессориУм», расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Бакинская, д. 75. Данный детский сад работает согласно образовательной программе «Монтессори», разработанной О.Ф. Борисовой, В.В. Михайловой и Е.А. Хилтунен. Исследование осуществлялось преимущественно в течение сентября и октября 2023 год. В исследовании приняло 20 воспитанников, которые были поделены по 10 человек на контрольную и экспериментальную группу. Основная цель опытно-экспериментальной работы – выявить и проанализировать различные аспекты познавательных способностей. Признаки познавательного интереса у учеников начальных классов позволяют подобрать ряд методик для диагностики его уровня: наблюдение; диагностика познавательной активности младшего школьника (А. А. Горчинская); «Методика с конвертами» Г. И. Щукиной. В целом, результаты свидетельствуют о положительной динамике в развитии познавательных способностей и интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Это подтверждается более высокими показателями по уровню высокоразвитых способностей и заинтересованности, выявленными с помощью различных диагностических методик.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
  • Авдеева, Н.Н. Развитие познавательной активности. Его диагностика / Н.Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2015.– №9.– С. 26-28.
  • Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды/ Б.Г. Ананьев – СПб.: Питер, 2010. – 288с.
  • Баранник, Н.В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Н.В. Баранник // Молодой ученый.– 2015.– № 24.–С. 916-919.
  • Басов, М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми /М.Я. Басов.–М.: Педагогика. 2016, – 316 с.
  • Берулава, М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: теор.-методол. Аспект / М. Н. Берулава; Под ред. А. А. Пинский. – Томск : Изд-во Томского университета, 2008. – 222 с.
  • Богоявленская, Д.Б. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д.Б. Богоявленская, И.Л. Петухова // Вопросы психологии.– 2009.– №4.– С. 12-14.
  • Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Д.Б. Богоявленская; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Воронеж, 2005. – 162 с.
  • Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студентов педвузов/Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2007. – 216 с.
  • Ващенко, Г. Воспитание исследовательских способностей у детей дошкольного возраста. : Общие методы обучения/Г.Ващенко – К.: Украинская Издательское Союз, 1997. – С. 304-310.
  • Веракса, Н.Е. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2014.– 523 с.
  • Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2014.– 115 с.
  • Вешневицкая, О.В. Подготовка дошкольников к школе через развитие познавательной активности / О.В. Вешневицкая, Н.Н. Карачевцева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.I. Челябинск: Два комсомольца, 2011.–68с.
  • Волков, С.В. Умственное воспитание дошкольника /С.В. Волков // Дошкольное образование.– 2016.– №12.– C. 9-12.
  • Выготский, Л.С. Проблемы развития психики : Собр. соч.: в 6 т./ Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2003.– Т. ІІІ.– 366 с.
  • Выготский, Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие / Л.С. Выготский; сост. Л.М. Семенюк.– М.: Воронеж, 2003.– 334 с.
  • Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста/ И.А. Габова // Теория и практика общественного развития.– 2014.– № 9.– С. 52-54.
  • Габова, И.А. Экспериментальное изучение влияния поисковой деятельности на развитие у детей познавательной активности / И.А. Габова// Вектор науки Тольятти. госуд. ун-та. Сер. Педагогика, психология. Тольятти.– 2012.– № 4 (11).– С. 57-60.
  • Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова //Вопросы психологии.– 2014.– № 1.– С. 14-16.
  • Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьей : методическое пособие / О.И. Давыдова.– М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  • Денисенкова, Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации : Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова – Москва - Бирск, 2004.– С. 80 - 89.
  • Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников : учебно-метод. пособие/ В.А. Деркунская.– М.: Центр педагогического образования, 2012.– 105 с.
  • Дыбина, О.В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В. Дыбина.– М.:Просвещение, 2012. – 192 с.
  • Занков, Л.В. Обучение и развитие /Л.В. Занков – М.: Логос, 2015. – 197 с.
  • Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец – М.: Просвещение, 2010.– 430 с.
  • Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности / Т. М. Землянухина – СПб: Смысл, 2009. –16 с.
  • Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения / А.И. Иванова // Управление ДОУ. – 2014.– № 4.– С. 84-92.
  • Коротаева, Е.В. Развитие когнитивной активности у старших дошкольников /Е.В. Коротаева, А.Н. Нефедова // Педагогическое образование в России.– 2012.– №3.– С. 176-180.
  • Кудинова, Л.С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий / Л.С. Кудинова // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. Науки.– 2016.– № 6.– С. 213-216.
  • Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2009.– 232 с.
  • Лебедева, Н. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования/Н. Лебедева // Дошкольное воспитание.– 2013.– № 2.– С. 11-14
  • Лейтес, Н. С. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга: в кн.: Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности / Н.С. Лейтес М.: Просвещение, 2010.– 124 с.
  • Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев – СПб: Смысл, 2009. 429 с.
  • Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии.– 2012. –№ 4.– С. 33-35.
  • Мартынова, Е.А. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова – Волгоград: Учитель, 2011.– 333 с.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. / М. Монтессори— М.: ТОО «Монтессори-Центр». -1993. — 168 с.
  • Монтессори М. О принципах моей школы / М. Монтессори // Учительская газета. — 1992.- N 28. — С.4.
  • Монтессори М. Руководство к моему методу. Пер.с итал. / М. Монтессори — М.,: Просвещение. 1916. — С.55.
  • Фаусек Ю. И. Метод Монтессори в России. / Ю. И. ФаусекПг.: Время, 1924. — 82c.
  • Хилтунен Е. А. Толкование детства. Книга дневников Монтессори-педагогов. Народная книга. / Е. А. Хилтунен— 2013.- 348с.
  • Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж. Изд-во Институт практической психологии, НПО МОДЭК. 1995г. / Эльконин Д.Б. 416 с.
  • Баранова, Э.А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников / Э.А. Баранова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2009. № 2. – URL: (дата обращения: 05.11.2023)
  • ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АПлан конспект НОД по развитию элементарных математических представлений с использованием Монтессори – технологий (старший дошкольный возраст)Цель: Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами Монтессори – технологий. Задачи:Обучающая: Систематизация знаний детей о натуральном ряде чисел, об основных арифметических действиях; закрепить практические навыки ориентировки в пространстве.Развивающая: Научить детей аналитическим приёмам при сравнении геометрических фигур и тел, чётных и нечётных чисел, сравнении мощности числа и величины. Решению проблемных ситуаций.Воспитательная: Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, не мешать друг другу, работать парами, группами.Речевая: Использовать в речи специальные названия и математическую терминологию (геометрические тела и фигуры, количество, чётные – нечётные, плюс – минус, равно)Ход занятия1.Организационный момент.  Дети становятся в круг.Воспитатель. Показывает детям орешек (Дети передают друг другу орешек и говорят при этом слова):Орешек знанья твёрд, но всё жеМы не привыкли отступать.Нам расколоть его поможет Девиз: «Хочу уметь и знать»Математическая разминкаКто стоит справа (слева, напротив) от тебя? Между кем ты стоишь? Что ты видишь впереди (сзади)?Затем дети проходят на стульчики. Проблемная ситуация: одному ребёнку не хватает стульчика. Что делать? Дети предлагают решение данной проблемы: 1. Можно удалить одного ребёнка 2. Можно принести дополнительно один стул. Составляются примеры: 9+1; 10 – 1.  (Уравнивание двух множеств двумя способами). Дети выбирают один  способ решения из двух. Вывод: лучше принести ещё один стул, тогда все могут заниматься.Работа с красно – синими штангами. Сравнение двух штанг. (Прикладывает друг к другу  штанги). Одна длиннее другой. Штанги разделены на красные и синие отрезки. Каждый отрезок – единица. Сколько единиц в короткой штанге? (9)  Длинной штанге? (10). Какая штанга длиннее? (10) Какое число больше? (10) Как можно уравнять эти штанги?» (Добавить к короткой штанге штангу 1). 9+1=10Воспитатель считает детей двойками.Построение детей парами. Сколько пар получилось? 10:2=5Воспитатель проходит между детьми. Число 10 разделили поровну. А теперь  Катя пройдёт по дорожке, а её пара  Саша будет её ждать здесь, в конце дорожки, перекрыв путь. Катя сумела пройти до конца? Нет, Саша мешает. Вывод: 10 – чётное число, 9 – нечётное. Дети проходят за столы. Работа с геометрическими фигурами.Упражнение «Чётное – нечётное число фигур»Упражнение «Назови правильно фигуру»Три вершины, три угла.Три сторонки – вот и я  (треугольник)Четыре сторонки, четыре углаЧетыре вершинки  - вот и я.  (квадрат, прямоугольник)                   Циркуль, циркуль, не ленись, Становись скорей на лист Карандаш, беги вокругРазукрась и будет…( круг )Игра  «Какая фигура лишняя?»Упражнение «Геометрические тела». Проведём мы работу практическуюВозьмём фигуру геометрическую.Посмотрим сверху, и онаКонечно, будет нам видна.А если сбоку мы посмотримИ не увидим мы еёФигура, значит, эта плоскаяИ есть отличие её.А если сбоку мы увидимИ впереди и сзади, то:Она объёмною зовётсяНе ошибётся здесь никто.Упражнение «Это что?» на различение геометрических тел и фигур.Игра «Чудесный мешочек» (дети ощупывают геометрические тела и называют их).Окончание занятия.