"Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства"
Автор: Ковалева Оксана Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Боковская средняя общеобразовательная школа имени Я.П. Теличенко
Боковского района
Методическая тема: Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС
Выполнила:
Ковалева Оксана Сергеевна
учитель изобразительного искусства
Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся,которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Уроки изобразительного искусства призваны помочь каждому ребенку понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полет фантазии.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Для развития творческих способностей обучающихся на современных уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС можно использовать следующие методы обучения:
Метод открытий. Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.
Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность обучающихся, помогает найти верное решение из всех возможных.
Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.
Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.
Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ обучающихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда.
Уроки-познания: обучающиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Уроки-конкурсы конкурсы эрудитов: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
Уроки-тесты: обучающимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Урок – прогулка-путешествие. Урок – панорама. Урок – репортаж с выставки. Урок – викторина. Урока - игра. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения обучающихся.
На уроках ИЗО, для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер и проектор.
Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО, создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс
При проведении уроков изобразительного искусства необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:
От знаний к творчеству – основной метод обучения.
Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.
Обеспечение последовательности творческого процесса.
Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.
Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.
Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.
Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.
Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.
Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.
Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.
Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.
Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.
Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.
На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать обучающихся к самостоятельной и активной учебной работе.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
сотворчество учителя и ученика;
диалогичность;
четкость поставленных задач и вариативность их решения;
освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ. наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой. Поэтому мой профессиональный опыт сформировался при взаимодействии с учителями – музыки, информатики, истории, технологии, педагогом-психологом и учителями начальных классов. Большую роль в формировании моего профессионального опыта играютметодические семинары, где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д.
Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования, зависит качество творческой работы ученика. Чем разнообразнее будут условия в которых протекает изобразительная деятельность: содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалами с которыми они работают, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”