"Маленьким детям - большие права"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Маленьким детям - большие права"
Автор: Бобкова Татьяна Владимировна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №124»Заводского района города СаратоваПроект на тему:«Маленьким детям-большие права» Воспитатели: Бобкова Т.В. 2023г.Проект «Маленьким детям-большие права»Актуальность реализации проекта:«Я имею право быть чёрным и белым.Я имею право быть ловким и смелым.Ты имеешь право иметь своё имя.Ты имеешь право быть просто любимым.Мы имеем право на всём белом свете.Мы имеем право! Мы – дети!»Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть. Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.Задачи:- познакомить детей с понятием «право»;- дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.Сроки проведения: С 1 ноября по 1 декабря Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.Вид проекта: семейный, групповой.Проблема: дети не имеют достаточных знаний о своих правах.Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.Режим работы: во время и вне занятий.Участники проекта: воспитатели, дети, родителиВозраст детей: 4 – 5 лет.Форма проведения:Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», прошло развлечение «Правовое воспитание».Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.1 этап.Постановка проблемы:Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями – Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.2 этап.Ввод в игровую ситуацию.Планируемая деятельность.Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.Дети хором говорят свои имена.Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?Ответы детей.Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!Дети отвечают.Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди. Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.3 этап.Организация деятельности проекта.3.1. Игровая деятельность.*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.3.2. Художественно-речевая деятельность.Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память. • Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:- Е. Благинина «Посидим в тишине».- Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».• Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».• Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.3.3. Музыкально-театрализованная деятельность.Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова. 2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".3.4. Художественно-эстетическая деятельность.Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.3.5. Развлечение «Правовое воспитание». (Баба Яга и Лесовичок рассказывают о правах)4. Продукт проектной деятельности.4.1. Коллективная работа «Мы все равны».4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»Список литературы:1. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. (Вместе с детьми).2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.3. Декларация о правах ребенка.4. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003. – 143 с.5. Козлова, С.А. Мы имеем право!: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дет. дошк. учреждений / С. А. Козлова. – М.: Обруч, 2010. – 208 с.6. Конвенция ООН о правах ребенка.7. Конституция РФ.8. Претуляк, Л.Б. «Детская правовая школа «Росток» / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Июнь, 2013.9. Семейный кодекс РФ.10. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.