«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей c ТНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей c ТНР
Автор: Ситникова Раиса Леонидовна

Компоненты навыка чтения младших школьников В методике при формировании навыка чтения принято обращать внимание на такие четыре компонента, как: правильность, беглость, выразительность и сознательность. Правильность чтения – это чтение без искажения, т.е. без ошибок, которые влияют на смысл читаемогj/ При становлении правильности чтения работать необходимо в двух направлениях: 1) использование определенных тренировочных упражнений, направленных на совершенствование зрительного восприятия, регуляции дыхания и развития артикуляционного аппарата; 2) применение принципа многочтения при чтении художественных произведений. Предложен он был М.И. Омороковой, а описан В.Г. Горецким и Л.Ф. Климановой Данный принцип заключается в том, чтобы при анализе текста постоянно возвращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении. Таким образом обеспечивать не только понимание идеи произведения, но и достигать быстрого и правильного чтения При становлении навыка чтения у детей возможны ошибки в чтении. В методике выделяют несколько групп характерных ошибок, которые допускают обучающиеся. 1.Искажение звукобуквенного состава: -пропуск букв, слогов, слов, а иногда и строчек; - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); -добавление произвольных элементов в единицы чтения; -замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия, а также несформированность артикуляционного аппарата. Так же причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке». В основе данного явления лежит такое человеческое свойство, как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому 14 стилю и смыслу, который уже известен из прочитанного ранее отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его прогрессирования в овладении навыком чтения. Тем временем текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, которые смысл читавлемого искажают, а субъективная догадка неопытного ребенка часто ечет за собой подобные ошибки, которые мешают ему понять прочитанное. 2.Наличие повторов. Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: предложений, словосочетаний, слов, слогов, букв. Чем меньше совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Такие ошибки очень близки к предыдущему типу ошибок, причина заключается, в том, что повторы, зачастую, связаны со стремлением ребенка запомнить и удержать в оперативной памяти только что прочитанную частицу, для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторов не избежать и должны восприниматься педагогом как закономерное и положительное явление. Избыточная торопливость учителя и ранее пресечение «повторов» в чтении у обучающихся, могут помешать ребенку. В таком случае преодоление синтетического этапа чтения будет неестественным и беспокойным для ребенка 3.Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок такого типа можно выделить несколько групп: 1) орфоэпические ошибки, один из распространенных видов - неправильное ударение. Такие ошибки тесно связаны с незнанием лексического значения слов или с незнанием норм произношения; 2)ошибки, связанные с «орфографическим чтением», единицы чтения ученик озвучивает в соответствии с написанием, а не с произношением. «Орфографическое чтение» - это обязательный период становления навыка. Учитель должен знать об этом и не торопить ребенка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Таким образом, работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»; 3) интонационные ошибки, представляют собой неправильные логические ударения и неуместные в смысловом отношении паузы. Легко отметить, что такие ошибки допускаются, если нет понимания читаемого. Так от маленького ребенка процесс чтения требует не только умственных усилий и затрат, но и физических. Поэтому причиной интонационных ошибок может стать ненатренированность дыхания и речевого аппарата.Таким образом, для развития правильности чтения необходимо работать над совершенствованием таких факторов, как: зрительное восприятие; гибкость артикуляционного аппарата; умение распределить дыхание; знание орфоэпических норм; расширение словарного запаса учеников (знание или лексического значения слов) Беглость – скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость выступает важнейшим фактором для других качеств навыка чтения. Нормы скорости чтения в документе Федерального государственного образовательного стандарта НОО не обозначены. Основной ориентацией для учителя должна стать устная речь личности. Беглость зависит от длительности остановок, которые допускаются в процессе чтения и от так называемого поля чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это часть текста, которая охватывается за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время такой остановки и осуществляется осознание охваченного, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный читатель на строке незнакомого текста делает от трех до пяти остановок, при этом отрезки текста, которые зафиксировались его взглядом за один прием, равномерны Поле чтения у ребенка, начинающего читать очень мало, иногда ровняется одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением охваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного читателя. Если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано.Следовательно, в развитии работы над совершенствованием зрительного восприятия, учитель формирует не только правильность, но и беглость чтения. Одновременно с развитием навыка беглого чтения, развиваются и умения постижения и восприятия смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного составляется из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение диапазона представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям. Сознательность чтения определена пониманием младшими школьниками реального содержания читаемого текста, ориентации идеи произведения, его образов и роли художественных средств, а также правильным отношением ученика к тому, что изображает автором. Таким образом, это зависит от наличия необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Такая трактовка сознательности чтения давно сложилась в методике и стала традиционной. В становление такого подхода значительный вклад внесен был К. Д. Ушинским.Сейчас понятие «сознательность чтения» используется в школьной практике и литературе в двух значениях. Аналогично тому как «чтение» употребляется в различных значениях, так и понятие «сознательность чтения» может употребляться применительно к чтению в более широком 17 значении слова. Сознательность самого процесса чтения зависит от того, насколько обучающиеся владеют технической стороной чтения: владеют слогобуквенным и звуковым анализом слова; умеют соотносить букву и звук, сливают слоги в единый комплекс-слово; осознанно выполняют аналитикосинтетические операции, которые ведут к правильному «воссозданию звуковой формы слова на основе графического обозначения» Сознательное чтение тесно связано с пониманием смысла каждой из языковых единиц: слова, словосочетания и предложения. Сознательность чтения текста (как самой крупной языковой единицы) предполагает, что обучающиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений. Для того чтобы обучающиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств. Таким образом, важнейшим условием сознательного чтения является понимание содержания и структуры произведения.Выразительность чтения – это чтение, передающее идею содержания произведения, его образы, как качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит, как найти средство в устной речи, с помощью которого можно будет точно и правдиво, в соответствии с авторским замыслом, передать чувства и идеи, которые вложены в произведение (Л. А. Горбушина). Таким средством является интонация. Интонация – сочетание взаимодействующих частей звучащей речи, важнейшие из которых – паузы, ритм речи, ударение, темп, понижение и повышение голоса. Такие части образуют связь, поддерживают друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно – эмоциональным «зарядом» и целями, которые в этот данный отрезок времени заданы читателем. D качестве главнейших аспектов овладения основами выразительной речи у обучающихся определяются: 1) умение распределить в процессе речи свое дыхание; 2) овладение четкой дикцией и навыком правильной артикуляции каждого звука; 3) усвоение правил литературного произношения.Работу над выразительностью речи обучающихся, педагог начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос характеризуется такими особенностями: - высотой, - силой, -звуковой окраской (тембром), -продолжительностью (темпом). Обучающиеся учатся произносить (читать) слова тихо или громко в соответствии от содержания текста. Также выбирать медленный, средний или быстрый темп речи, придавать голосу ту или другую эмоциональную окраску.Обучение выразительному чтению в себя включает знакомство с логическим ударением и паузой. Подготовку в методике выразительного чтения (А. Агейкина, А. А. Горбунова, Е. Е. Руднева и др.) символически разделяют на три стадии: а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;б) разметка текста: расставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения; в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам). Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению. В развитии выразительного чтения обучающихся главную роль играет выразительное чтение педагога. Ученики должны всегда слышать выразительную речь учителя. Однако при обучении выразительному чтению главным считается не подражание образцу, а понимание текста, сопереживание героям, понимание текста и выражение собственного отношения к событиям.Таким образом, при формировании навыка чтения необходимо работать над правильностью, сознательностью, беглостью, выразительностью чтения, формируя эти качества в комплексе и тесной взаимосвязи.