урок русского языка в 5 классе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: урок русского языка в 5 классе
Автор: Степакина Татьяна Михайловна
План-конспект открытого урока в 5 классе по теме «Омонимы» (по ФГОС)Тип урока: «открытие» новых знаний.Форма урока: традиционный.Метод: комбинированный.Модель обучения: базовая (5 класс – 5 часов в неделю).Цель урока: сформировать понятие об омонимах.Задачи урока:1 Предметные:развить умение формулировать определение понятий;развить умение находить омонимы в тексте;научить отличать омонимы и многозначные слова;формировать умение использовать омонимы в речи;развить умение различать омонимы в тексте;определять виды омонимов;обогащать словарный запас учащихся;совершенствовать орфографические и умения.Метапредметные:осуществление системно-деятельностного подхода;развитие критического мышления;развитие внимания;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развивать умение применять новые знания;развитие творческих, речевых способностей учащихся;формирование логических умений;развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;развитие умения групповой и парной работы.Личностные:воспитание интереса и уважения к родному языку;воспитание ценностного отношения к слову;развитие коммуникативных УУД:создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.Оборудование:ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.Структура урока:Организационный этап.Актуализация знаний.Постановка учебной задачи.Построение проекта выхода из затруднения.Первичное закрепление нового знания.Физ. минутка.Выявление места и причины затруднений.Закрепление изученного материала.Рефлексия деятельности.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.Организационный момент, мотивация к учебной деятельностиЦель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.Приветственное слово учителя:- Добрый день, ребята. - Отгадайте такую загадку:Если ты её подаришь,То счастливей каплю станешь.Она мигом обернётся,И к тебе скорей вернётся.Грусть она прогонит махом,Словно фея крыльев взмахом.На неё ты не скупись,С каждым ею поделись.И на праздник на большойПоважней она любойХоть конфетки, хоть открытки.Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)-Ребята, этой загадкой я хочу вас настроить на доброжелательную и душевную атмосферу на уроке.У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.-Улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. -Сегодня я предлагаю вам на один урок стать наблюдателями, исследователями и свидетелями одного языкового явления. -Я уверена, что к концу урока ваш словарный запас пополниться новыми словами и вы будете их использовать в вашей речи. Но для этого придётся потрудиться.II. Актуализация знанийЦель: проверка пройденного материала, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.-Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в путешествие. Я предлагаю вам закрыть глаза и представить море, волны плещут… -Откройте глаза(на слайде : Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на поднятых парусах...А.С.Пушкин.-Но наш парусный корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «завести», но это произойдет только после того, как вы ответите на вопросы. Итак,Блиц - опрос в форме игры “ Ты мне – я тебе ”.Задание на демонстрационном экране: Продолжить фразы по теоретическому материалу по теме «Лексика»Лексика – это … (словарный состав языка.)Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется ... (лексикологией)В толковых словарях разъясняется …( лексическое значение слов)Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ...( многозначными)Однозначными называются слова, имеющие … (одно л/з)Слово может иметь … и … значения. (прямое и переносное значения)Перенос названия происходит, если у предметов есть … (какое – либо сходство)-Молодцы! Наш корабль готов отправиться в путешествие по стране «Лексика»III. Постановка учебной задачи.ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.-Вот иду я по палубе и слышу разговор двух девочек.Инсценирование рассказа Н.Сладкова « Овсянка».Встретились две подруги : Оля и Надя. Надя и говорит :- А у меня дома овсянка.- Подумаешь,- сказала Оля ,- у меня дома тоже овсянка.-Люблю я овсянку!- добавила Надя.-И я люблю!-сказала Оля.- Она желтая, красивая такая!- И вкусная, особенно с молоком!- Как это вкусная ? Как это с молоком?- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком- Да ты про что говоришь?- Как это про что? Про овсянку!- Про какую овсянку?- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?- Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.- Каша песни пела?- Какая каша? Не каша ,а птица. Птица овсянка!- Не слыхала про такую, что ли? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!- А потом ко мне мою овсянку кушать! Вопрос классу:- Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?- Почему девочки долго не понимали друг друга?(услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица), произошла путаница слов) О какой овсянке идёт речь?-Есть общие признаки у птички овсянки с овсяной кашей?-Можно назвать эти слова многозначными? ( НЕТ)-Почему?Многозначные слова имеют что-то общее, а эти нет… (Гнездо птицы, семейное гнездо. Кабинет – служебное помещение для ответственного лица, отдельная комната в квартире, помещение со специальным оборудованием)Вывод:Два предмета названы двумя разными словами.Это два совершенно разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению.-Что же это за слова?- Разгадайте ребус. ,,,,, -Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?Правильно, «Омонимы». - Откройте тетради, запишите число и тему урока.- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. -Что сегодня предстоит нам выяснить?Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?- Правильно, в конце этого урока мы должны:1). Узнать, что такое слова-омонимы.2). Находить омонимы в тексте.3). Научиться отличать друг от друга слова-омонимы.4) Познакомиться с видами омонимии.IV. Построение проекта выхода из затрудненияЦель: построение и фиксация нового знания-Ребята, проведем лингвистический эксперимент. На экране вы видите слово. КЛЮЧ Ваша задача - записать это слово. -Объяснить, что вы представляете себе, когда читаете егоПри объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..-Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы.Давайте внимательно рассмотрим картинки к слову «ключ». Что изображено на них?Скрипичный ключ, ключ от замка, ключ- родник-Похожи ли эти предметы друг на друга? Можно ли их назвать многозначными?-Но они все названы одним и тем же словом «ключ».-В чём же дело? Почему эти «ключи» такие разные, хотя их названия звучат и пишутся одинаково?-Хотите узнать ответы на эти вопросы?-Тогда обратимся к мудрому помощнику- учебнику.Организует учащихся по исследованию проблемной ситуацииРабота с учебником и со словарём- Прочитайте определение омонимов в учебнике на стр.142.«Омос» – одинаковый; «онима» - имя, в целом – имеющий одинаковое звучание.2) - Найдите в толковом словаре учебника омонимы (Упр.353) В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером:(с.302 –вал, с.307 –рысь, с.308 –тираж, ударник, с.309 –фунт и др.).- На что обратили внимание при знакомстве с омонимами?- Не являются ли эти слова многозначными? Посмотрите на слайд и сравните слова - Почему лексические значения омонимов раскрываются в разных словарных статьях? (Толкование слов – омонимов даётся в разных словарных статьях – ведь это разные слова, их сходство случайно.-Явление многозначности основано либо на внешнем сходстве, либо на сходстве по действию. У омонимов нет ни внешнего сходства, ни сходства по действию.)V. Первичное закрепление знаний.ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.Выполнение тренировочного упражнения № 355с последующей взаимопроверкой и самооценкой.(Выписать словосочетания с омонимами так, чтобы было ясно, что обозначают омонимы.)1) Скосил траву. – Скосил глаза.2) Косяк лошадей. – Косяк двери.3) Заплетал косу. – Точил косу – песчаную косу.Дополнительный вопрос:- Какая орфограмма встретилась при написании слов?(Проверяемая безударная гласная в корнях слов …)VI. Физ. минуткаЦель:сменить вид деятельности.-А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.Раз, два, три, четыре, пять!Все умеем мы считать!Отдыхать умеем тоже,Руки за спину положим,Голову поднимем выше И легко-легко подышим VII. Выявление места и причины затрудненийЦель: построение и фиксация нового знания.Углубление знаний учащихся о разных типах омонимов.- Ребята, омонимы очень разнообразны. Например, звучащие одинаково слова могут относиться к разным частям речиУченые-лингвисты ещё выделяют омографы – графические омонимы - слова, которые пишутся одинаково, но различаются при произношении. Явление это можно наблюдать в словах Отца спросила дочка:Не знаю , как прочесть.Есть слово « Проволочка»И « проволочка» есть.А что такое « атлас»?Его приносят в класс.Я прочитала « атлас», Но есть ведь и «атлас»?ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯУ Пушкина прочтем :— Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу!-Здесь совпали в звучании два слова (по калачу) и одно (поколочу), хотя в написании их нет совпадения. В этом случае перед нами омофоны (от греческого омос — одинаковый и фоне — звук), их еще называют фонетическими омонимами.-Омонимия может проявляться и в каких-либо формах слов в стихах Я. Козловского :Снег сказал: — Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей.-Такие слова называются омоформами или грамматическими омонимамиОмонимы, омофоны и омоформы очень любимы писателями-юмористами, потому что они помогают создавать более яркие образы, шутки и так называемые каламбуры – игра слов.VIII.Закрепление знаний Цель: применение нового знания в типовых заданиях, проговоривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекцииА теперь ответьте на шуточные вопросы:1. Каким ключом нельзя открывать двери?2. Какую ноту кладут в суп?3. Из какого крана нельзя брать воду?4. Из каких ноготков не соберешь букета?IX. Рефлексия деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода нового знания-Ребята, вот и подошло к концу наше необычное путешествие, нам осталось ответить на несколько вопросов и подвести итог уроку.-Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог:Фронтальный опрос.-Что нового вы узнали на уроке?- Что называют омонимами?- В чём отличие омонимов от многозначных слов?-Какую цель ставили в начале урока? Удалось ли достичь поставленной цели? Что вызвало особенные затруднения? Где можно применить полученные знания?-Какую бы вы поставили себе оценку?Спасибо за работу на уроке.X. Домашнее задание: выполнить упр.