«Как интересно и полезно автоматизировать звуки в речи»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Как интересно и полезно автоматизировать звуки в речи»
Автор: Ольга Николаевна Волкова
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Как интересно и полезно автоматизировать звуки в речи»Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звукаПосле постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию звука проводят в определенной последовательности: сначала необходимо добиться легкого произношения изолированного звука , затем слогов с этим звуком , далее - слова с этим звуком, фразы, тексты, самостоятельная речь.Автоматизация нового звука в стихах (или в рассказах) – предпоследний этап автоматизации. После него можно приступать к исправлению произношения звука в самостоятельной речи ребенка. Отработка звука в стихах позволяет подготовить ребенка к использованию нового звука в повседневной жизни.Итак, когда ребенок может правильно произносить звук в словах, специально подобранных словосочетаниях и предложениях, начинаем читать стихи.На что следует обратить внимание, выбирая стихотворение ребенку? Для автоматизации лучше использовать стихи, в которых не встречаются звуки, оппозиционные отрабатываемому по каким-либо признакам (С – Ш, Ть – Ч, Р – Л) или те, которые были заменителями нужного нам звука до исправления (например, ребенок вместо С произносил Ф, постарайтесь выбирать стихи, в которых не встречается звук Ф).Если ребенку исправляли параллельно несколько звуков из разных групп (например, С и Л), и если они встречаются в одном стихотворении – выберите тот звук, который вам сейчас важнее или тот, который чаще встречается в тексте, и на другой звук не обращайте внимания, пусть произносится так, как ребенку удобнее. Если же звук Л ставили позже, чем С, и звук С уже автоматизирован, то требуйте правильного произношения и того и другого звука…Старайтесь подбирать стихи, доступные пониманию ребенка, учитывайте его возраст и кругозор. Прочитайте стихотворение ребенку целиком, убедитесь, что смысл текста понятен. Если встретились незнакомые или непонятные слова – объясните их смысл ребенку. Понимание смысла облегчает произношение текста…..Выбирайте стихи по интересам ребенка. Пусть они будут забавными, вызывающими положительные эмоции. Если стишок вызывает у ребенка отторжение, негативизм , возьмите другое стихотворение.Не стоит очень маленькому ребенку давать стихи длинные (больше 8 строчек) – малыш не сможет удержать сюжет стишка, утратит смысл, получится набор слов. Не стоит выбирать стихи с очень длинной строчкой (больше 4 слов в строке) и со сложным порядком слов в предложениях – это также усложняет восприятие смысла, снижает качество работы. После этого читайте стихотворение по одной строчке, предлагая ребенку повторить после вас. Если же ребенку трудно запомнить и воспроизвести всю строчку сразу (он забывает часть строки, переставляет слова, или неправильно произносит отрабатываемый звук в некоторых словах) перейдите на вариант повторения по одному - два слова. Прочитайте так все стихотворение, затем – снова повторите построчно.Читая ребенку текст, выделяйте голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым вы облегчите ребенку процесс воспроизведения.Слова в тексте произносятся в соответствии с правилами русской орфоэпии, а не орфографии. То есть не стоит произносить «Сова», «Корова», «Дуб» - эти слова читаются так: «Сава, КАрова, ДуП». Логопедические тексты специально подобраны с учетом оглушения звонких звуков.Не стоит заучивать стихи наизусть – внимание у ребенка одно, если мы отрабатываем звук, не нужно тратить интеллектуальные силы ребенка на запоминание текста.Одно и то же стихотворение следует прочесть 4-5 раз, не подряд, а в течение нескольких дней. Кстати, те стихи, которые ребенок знает наизусть, но с «неправильным» звуком, переучивайте в последнюю очередь. По сути, это будет контрольной работой по результатам автоматизации звука.Стихи на букву (звук) БСтихи на букву (звук) ЖСтихи на букву (звук) ЗЗнакомы вам её угрозы.Она всем нам грозит морозом,хоть в снег закуталась сама.Кто гостья грозная? - Зима.Новый годК нам придёт Новый год,заведёт хоровод.Зазвенят голоса,засверкают глаза.Стихи на букву (звук) ЛТуманУбежаломолоко,побежало далеко,по полям,по лугам,по лесам,по городам.Загрустил Аэрофлот,не взлетает самолёт.Пассажирам нелегко.Убежало молоко.Р. Сеф.Стихи на букву (звук) РБарабан.Левой, правой!Левой, правой!На парад идёт отряд.На парад идёт отряд.Барабанщик очень рад.Барабанит, барабанитполтора часа подряд.А. БартоРыбки плавали, ныряли,в прятки весело играли.Но однажды буква Ав гости к рыбкам приплыла...и сейчас же у рекипоявились рыбаки!Рыбкам сразу стало ясно:с буквой А дружить опасно!А. ШибаевСтихи на букву (звук) ССосать сосульку — вот беда!нам строго запрещается.Но почему она тогдаСОСУЛЬКОЙ называется? А. Шибаев. Слонёнок удивил ребят,Слоненок стал на самокат,Немножко покатался –И самокат сломался.Г. Сапгир.Стихи на букву (звук) ЦЦветёт у птичника цветок -Цветёт на паре тонких ног.Цветок пушист и звонок…- Цветок, ты кто? - Цыплёнок!В. ЛунинСтихи на букву (звук) ЧУтром дед спросил у внучки:– Почему не моешь ручки?Отвечает внучка:– Я не белоручка!Стихи на букву (звук) ШЛягушкиУ речушки, вдоль опушки,мимо вспаханных полейшли ленивые лягушкив гости к бабушке своей.И. Демьянов.Стихи на букву (звук) ЩПочтовый ящикНа скамейку я встаю,еле ящик достаю.Открываю ящик,голубой, блестящий.Посыпались из ящикаписьма настоящие.Подготовила учитель-логопед МБУ « Центр ППМСП» Суземского района О.Н.Волкова