Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Автор: Елисеева Людмила Данеровна
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
И именно поэтому в последние годы были разработаны и активно внедряются педагогами здоровьесберегающие технологии, цель которых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Основой здоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующих принципов:
учет возрастных особенностей младших школьников;
учет состояния здоровья при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная часть урока);
осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики Не навреди!
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока (избежание скомканности, задержки учащихся в классе после звонка.)
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
дифференцированный подход в обучении;
групповая работа, работа в парах;
игра, игровые моменты
самомассаж, точечный массаж;
воспитательные моменты на уроке (беседы), т.е. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности
санитарно – гигиенические условия;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Использование таких несложных приемов на каждом уроке, несомненно, принесет свои плоды. Показателем эффективности проведенного школьного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель начальных классов в состоянии сделать для здоровья своих воспитанников больше, чем врач. У учащихся хорошо развита интуиция по отношению к эмоциональному настрою учителя. И с первых минут урока педагогу просто необходимо создать такую атмосферу на уроке, чтобы ребенку было комфортно. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Урок можно начать со слов учителя: Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, наклоните головы на парты. Каждый учитель импровизирует варианты установочных слов. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
С точки развития познавательных процессов у учащихся преобладает непроизвольное внимание. Чаще всего ученик способен сосредоточится лишь на том, что ему интересно, нравится, и задача учителя помочь ему преодолеть неудовлетворенность, незаинтересованность через систему разноуровневых заданий. Большим значением в предупреждении утомления учащихся является четкая организация учебного процесса. Поэтому подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большую роль играет оформление урока, т.е. наглядность, используемая на уроке, которая способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
Все знают, что движение – это жизнь.
Проведение физкультминуток (ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствовать некоторым требованиям:
включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
для проведения ФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
продолжительность ФМ 1,5-2 минуты.
комплексы упражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Литература
Амосов М.В. Смирнов Н.К. Здоровьесберегаюие образовательные технологии в работе учителя и школы - М.: АРКТИ, 2003.
Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы// Педагогика. Психология. Управление. – М.: ВАКО,2011.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер// Педагогика. Психология. Управление. – М.: ВАКО,2010.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения./ Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.Сонькина. – М.,2010.
Подвижные игры 1-4 классы.// Мозаика детского отдыха.- М.: ВАКО,2007.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.
Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
Чупраха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии
Ссылки на источники использованных материалов, литература:
nsportal.ru›…shkole/forum/zdorovesberegayushchie…
mircitaty.com›Цитаты о здоровье
images.yandex.ru›картинки о школе
e/page04-1.htm