Использование цифровых технологий в образовательном процессе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование цифровых технологий в образовательном процессе
Автор: Роман Павлович Соболев
План и методические рекомендации по проведению урока по теме «Визуализация данных»Основная идея: привлечение внимания обучающихся к одной из перспективных областей профессиональной деятельности в ИТ-индустрии — науке о данных.Цель урока: сформировать у учащихся представление о визуализации данных;научить использовать программу Microsoft Excel для работы с табличными данными.Задачи урока: расширить представление учащихся о табличных данных и методах работы с ними;сформировать навыки визуализации данных и их анализа с помощью графиков, диаграмм, гистограмм;сформировать навыки использования базовых инструментальных средств табличного процессора Microsoft Excel для визуализации данных (использование конструктора для работы с диаграммами и их форматирование);сформировать метапредметные результаты, связанные с навыками:работать с информацией, анализировать и структурировать полученные знания и синтезировать новые, устанавливать причинно-следственные связи; ставить цель и находить оптимальные способы ее достижения, проводить ситуационную и ретроспективную рефлексию, участвуя в подведении итогов отдельных этапов и урока в целом;вступать в диалог и вести его, взаимодействовать в команде. Планируемые результаты:личностные:готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования благодаря ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;метапредметные умения и опыт:выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;определять цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;строить рассуждение на основе сравнения данных, выделяя общие признаки;излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи и др.Тема урока «Визуализация данных» раскрывается за два академических часа и состоит из вводной теоретической и практической частей. Сопровождается презентацией в рамках содержательной части урока, а также подкрепляется проектами в Microsoft Excel для учителя (с заданиями, комментариями и ответами) и ученика (с заданиями, комментариями, но без ответов) в практической части урока. Практическая работа включает алгоритм, справочный материал и пошаговые инструкции по выполнению заданий. Содержательное наполнение заданий основано на реальной практической задаче (сюжет и данные, используемые в задаче, вымышленные; все совпадения случайны). Кроме того, учитель имеет доступ к файлам с исходными данными задач, что позволит значительно оптимизировать процесс, не тратя времени на создание массивов данных (ввод информации). Подробное описание действий в инструкциях («выделите», «откройте» и т.п.) позволит включить в работу даже школьников, не имеющих опыта работы с табличным процессором.Практическую работу можно выполнять как во фронтальном (синхронном) режиме, объясняя рекомендуемые приемы работы, так и организуя индивидуальную работу школьников в удобном для них темпе.Рекомендации по распределению времени: учитель может распределить учебное время следующим образом: теория — 0,5 часа, практика — 1,5 часа или теория и практика по 1 часу, ориентируясь на уровень подготовки учебной группы. Если есть дополнительное время, то на практическую часть можно заложить и больше времени (на усмотрение учителя).Важно: на уроке можно выполнять не все задания практикума. Все зависит от подготовленности группы. Учитель может самостоятельно формировать набор заданий для урока. Часть разобрать и выполнить на уроке, а другую часть дать учащимся для домашнего выполнения. Можно выбрать другую стратегию: увеличить количество времени для практической части до 2 часов.Для проведения урока учителю понадобится:компьютер с проекционным оборудованием;компьютерный класс с выходом в сеть Интернет и установленным пакетом Microsoft Excel;опорная презентация;файл с заданиями для учеников, загруженный на каждый учебный компьютер.