Площадь.Площадь прямоугольника.Урок 5 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Площадь.Площадь прямоугольника.Урок 5 класс
Автор: Светлана Геннадьевна Наумович

Методическая разработка урока Наумович С.ГКласс: 5Учебник УМК А.Г. Мерзляк и др..Тема урока Площадь. Площадь прямоугольника.Тип урока Урок изучения нового материала.ЦелиПредметные:
  • Активировать у учащихся понятия
  • измерения прямоугольника;
  • площадь прямоугольника и квадрата;
  • единицы измерения площади
  • из курса начальной школы как пропедевтику сегодняшней темы урока;
  • Обозначить компоненты этого понятия;
  • Установить связи между единицами измерения площади;
  • Познакомить учащихся с формулами площади прямоугольника и площади квадрата.
  • Личностные: формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.Метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.Планируемые результатыУчащийся получит представление о площади фигуры и её свойствах, научится устанавливать связи между единицами измерения площади, применять формулы площади прямоугольника и площади квадрата.Основные понятияПлощадь, свойства площади, единица измерения, измерение площади, формула площади прямоугольника, формула площади квадрата, равновеликие фигуры.
  • Организационный этап.
  • Приветствие.Ну – кa, проверь дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте?Всё в порядке?Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидятВсе ль внимательно глядят?Взаимопроверка организации рабочего места.
  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • - Мы не раз говорили с вами о том, что в 5 классе мы повторяем все то, что изучали в начальной школе, дополняя и расширяя эти знания. И сегодняшняя тема урока – не исключение.А помочь вспомнить, а заодно и отгадать тему урока помогут вам ваши навыки устного счета и знание единиц измерения длины.Слайд 2.Да, верно. Тема сегодняшнего урока – Площадь. Площадь прямоугольника.- Запишем тему урока в тетрадях.Беру интервью.- Как вы думаете, какие задачи мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке?- Вспомнить, что такое площадь, сформулировать определение площади.- Вспомнить формулы вычисления площади прямоугольника, квадрата.- Как и в каких единицах измеряется площадь фигур.- Научиться вычислять площадь прямоугольника и квадрата.- И, конечно же, журналистов всего мира интересует, где же вам применять те знания, умения и навыки, что получите сегодня?Ответы учащихся.- Я немного помогу вам и подведу итог списка наших задач на сегодня.- Ну что ж – цели поставлены. Мы проверим их реализацию в конце урока. Ну а отправиться в путь по волнам математики я предлагаю сегодня под флагом китайской мудрости «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне попробовать и я научусь».
  • Изучение нового материала.
  • Слайд 5.- Еще в Древнем Египте люди умели вычислять площади фигур. Главный дошедший до нашего времени папирус, содержащий эти сведения, - папирус Ринд, хранится в Британском музее в Лондоне. Он датируется приблизительно 1660 г. до н.э., но это - список более раннего текста, сделанного жрецом Ахмосом, и датирующегося примерно 3500 годом до н.э. Египтяне использовали это знание, чтобы, например, вычислять площади посевов и объемы зернохранилищ. Т.е. для сугубо практических целей. А значит постоянно?..Посчитайте, сколько лет древнеегипетским знаниям о площади фигур?3500+2018=5518лет.- Итак, площадь фигуры. Внимание на доску.- Что вы можете сказать о желтой и зеленой фигурах, состоящих из квадратов со стороной 1 см?- Они равны.- Почему?- Совпадут при наложении.- А что скажете о зеленой и синей фигурах?- Они не равны, т.к. не совпадают при наложении.- Но ведь каждая из них состоит из 7 квадратов со стороной 1 см?!..Про такие фигуры говорят, что их площади равны. Называются подобные фигуры равновеликими. Запишем в тетради:Равновеликие фигуры – фигуры, площади которых равны.- Где в повседневной жизни вы сталкивались с понятием «площадь»?- Площадь участка, пола, огорода…Общая площадь квартиры равна сумме площадей комнат.- Отлично. Это первое свойство площади. Площадь фигуры равна сумме площадей фигур, из которых она состоит. А второе свойство касается площадей двух равных фигур. Кто попробует сформулироватьПлощади равных фигур равны.- Молодцы! Ведь площадь фигуры – это величина, характеризующая фигуру. И поэтому у нее есть свойства. В каких единичных отрезках мы эту величину измеряли?- В см, м и т.д.Чтобы что-то измерить, надо выбрать единицу измерения. А о какой же единице измерения площади фигуры мы говорили в начальной школе?- О квадрате со стороной 1 см, 1 дм …- Правильно. Назовем такой квадрат единичным. Площадь квадрата со стороной 1 см договоримся называть квадратным сантиметром и, уже зная степень, будем писать 1 см2. Как, вы думаете, в математике договорились называть квадрат со стороной 1 м? 1 дм? Как это можно записать?- Квадратный метр, м, квадратный дециметр, дм.- Вспомните, как мы измеряли площадь прямоугольника?- Считали, сколько единичных квадратов умещается в прямоугольнике.- Верно. Измерить площадь фигуры – значит посчитать, сколько единичных квадратов в ней помещается.Слайд 7.площадь прямоугольника равна произведению длин его соседних сторон.Запишем в тетрадях формулу площади прямоугольника S=a x b, где a и b –это длины соседних сторон, выраженные в одних и тех же единицах. Что вы можете сказать о квадрате?- У него все стороны равны, значит его площадь S=a x a.- Теперь, зная степень, мы можем записать формулу площади квадрата S= a2 . Именно поэтому вторую степень числа называют квадратом.Какое же определение площади прямоугольника или даже в общем фигуры мы можем сформулировать?- Площадь прямоугольника – это произведение его длины на ширину…, площадь – это величина, показывающая, сколько единичных квадратов укладывается в фигуру.- Молодцы! Запишем это определение. Площадь фигуры – это величина, показывающая, сколько единичных квадратов укладывается в эту фигуру. Вы знаете, что равные фигуры имеют равные площади. Однако, если площади фигур раве обязательно равны. ФизкультминуткаСлайд 6.
  • Первичное закрепление нового материала.
  • Слайд 9.Далее работа над задачами дифференцируется в соответствии с уровнем усвоения темы.
  • Базовый уровень
  • Найти площадь прямоугольника со сторонами 17 см и 21 см.Найти площадь прямоугольника со сторонами 14 см и 2 м.Найти площадь прямоугольника со сторонами 10 дм и 20 мм.Заготовлены карточки с этими заданиями, чтобы по необходимости их использовать.
  • Уровень повышенной сложности.
  • 569, №571, №572 в бумажной версии учебника.
  • Повторение.
  • Вне зависимости от индивидуальных темпов решения заданий учащимися за 5-7 минут до звонка переходим к №595.
  • Рефлексия урока.
  • Вопросы 1-9.Возврат к слайду 4, анализ выполнения поставленных задач. Заполнение листа самооценки.i
  • Информация о домашнем задании.
  • Индивидуальное домашнее задание. Общее п.21, вопросы 1-9, №596(1)570, №573(базовая часть, если будут такие ученики)579, №588(повышенный уровень)iПриложениеЛист самооценки__________________________________________________________имя, фамилияСамостоятельная работаКакую бы я поставил себе оценкуКритерииОценкаКритерииОценка урока0 ошибок5По результатам анкеты51 ошибка442 ошибки332Анкета (нужное подчеркнуть)На уроке я работалАктивно/пассивноСвоей работой на уроке яДоволен/не доволенЗа урок яУстал/не усталМоё настроениеУлучшилось/стало хужеНовый материал мне былПонятен/ не понятенПолезен/бесполезенИнтересен/скученЛегким/трудным