Удивительный подводный мир


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Удивительный подводный мир
Автор: Данькова Наталья Николаевна

АктуальностьНаша страна со всех сторон омывается морями. Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный  подводный мир. Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне морей Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них. Цель проекта : расширение знаний детей о подводном мире и его обитателях. Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.Задачи проекта Образовательные :-Познакомить с разнообразием подводного мира -Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .Развивающие :-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.-Обогащать словарный запас детей и их знания о   подводном мире . -Развивать познавательный интерес, творческие способности. -Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; Воспитательные :-Воспитывать бережное отношение к природе.-Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому. Гипотеза реализации проекта.Реализация проекта «Удивительный подводный мир» позволит максимально обогатить знания и представления дошкольников о обитателях подводного мира и его многообразии . Способствует совместному творчеству детей, родителей и педагогов. Ожидаемый результат:У детей-Овладение понятиями «Морские животные», «Рыбы»;-Развитие представлений о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;-Формирование представлений о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;- Имеют представления о взаимосвязи с другими обитателями; - Формирование первоначальных навыков экологически грамотного поведения в природе.У родителей- активизация участия в воспитательно-образовательном процессе;- выход на позиции партнеров.У педагогов- подбор и разработка комплекса современных мероприятий сродителями;- разработка консультативно-практического материала для родителейи педагогов. Этапы реализации проектаТематическое планированиеСентябрь1 недПрезентация «Вода и её обитатели».П.и «Море волнуется …» - закреплять умение детей изображать фигуру3 недБеседа: «Моря бывают разные» - дать детям представление о том, что на земле существует много морей. Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое, холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом.Д.и «Четвертый лишний»,Октябрь1неБеседа: «Моря нашей страны»Лепка.«Подводное царство». (коллективная). На фоне ширмы с зображением воды, водорослей создать с детьми подводный мир, слепив его жителей. Способы лепки выбирают сами дети, анализируя форму по предложенной воспитателем наглядности.Д.и «Посчитай рыбок» - закреплять счет до 10.3 недРассматривание репродукций - И.К. Айвазовский «Чёрное море»,.Пальчиковая гимнастика: «Рыбка…»- (учить детей правильно соотносить слова с движениями, развивать речь, внимание, память, артикулярный аппарат).Просмотр мультфильма « Кит и кот »Ноябрь1недБеседа: Беседа с иллюстрациями.» Кто живет в аквариуме?»А/Г «Не нужны сейчас улыбки - делай ротик, как у рыбки»д/игра «кто живет в воде» 3недП\И «Караси и щука» Задачи: Совершенствовать основные движения – бег, прыжки. Развивать внимание и ловкость.Декабрь1 недТема: «Море и его обитатели»Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об ихособенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании,передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир. Учить составлятьописательный рассказ об обитателях морских водоёмов, используя план-схему. Развиватьумение использовать в речи прилагательные и глаголы. Формировать навык полных ответов навопросы.П\И «Рыбалка»Задачи: развивать ловкость движений, умение прыгать.Просмотр мультфильма «Подводная братва».Задачи: расширять представления детей о подводном мире.3 недРассматривание репродукции - А. Боголюбов «Парусник в море»;Рисование. Тема. «Крошки-осьминожки». Познакомить детей с рисованием»по-мокрому», работая над цветом воды и формой водоросле. Продолжаем формироваьумениеизображать, опираясь на наглядность, создавая образы осьминогов. Упражняем в построении композиции, продумывая расположение осьминогов и растений на плоскости листа.Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсена «Русалочка» - Формирование Умения анализировать прочитанное произведение.Сюжетно – ролевая игра: «Морское плавание» - закреплять названия профессий, работающих в море.Январь1 недБеседа: «Волшебная страна – подводное царство» - дать детям представление о всех обитателях морской страны (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии; активизировать словарь: учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения.Аппликация «Такие разные рыбки»3 недЧтение художественной литературы: Надежда Шемякина«Сказка про Кита», Словесная игра «Опиши животное»,П.и «Удочка» - развивать координацию движений, создать радостную атмосферу. Февраль1 недрассматривание альбома рассматривание альбома : «Море», - уточнить знания детей о море, приобщить детей к прекрасному Д.и «Отгадай о ком расскажу?Прослушивание песен: «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»;С.р и «Подводная экспедиция»3 недП.и «Рыбак и рыбки» развитие быстроты и скоростной выносливости, ловкости, координации движений и быстроты реакции; развитие внимания и ориентации в пространствеА.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Март 1 недДыхательное упражнение «Под пальмой краб сидит и клешнями шевелит…».Прослушивание песен « Я рисую море» Шоу-группа карусельСоставление рассказа о подводном обитателе по картинке.3 недПальчиковая гимнастика «Осьминожки» - развивать мелкую моторику.Чтение стихов Инны Сударевой «На дне морском»;П.и «Водолаз».Д.и «Назови одним словом?»Апрель1 недС. Сахарнов «Кто в море живёт?»,Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в литературных произведениях. Поместить в уголке Изо книжки - раскраски с морскими обитателями Д.и «Собери Дельфина» - учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение. 3 недЧтение стихотворения Б. Заходера «Про сома» - учить отличать поэзию от других жанров, создавать хорошее настроение.Словесная игра «Чьи детки?»,«Как сделать морскую воду» - Развивать познавательный интерес, умение делать выводы, заключения.Май 1 нед Чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Цель: Развивать усидчивость, внимание, память; учить детей отвечать на вопросы педагога.Словесная игра «Найди предмет по описанию»,Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питанияП.и «Водяной»,3 недВикторина «Подводные обитатели».Консультация для родителейКак развивать познавательный интерес кподводному животному миру у детей.         Познавательный интерес – это особое отношение человека к тому, что его окружает, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению существенных свойств окружающей действительности. Познавательный интерес с точки зрения психологии и физиологии представляет собой также сложное взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов. Он несомненно влияет на развитие памяти, творческого воображения, внимания, мышления, а также является мощным стимулом в развитии ценных качеств личности – настойчивости в достижении цели, целеустремленности, стремление к достижению намеченного результата.Сформировать познавательный интерес у детей в семье можно через эмоциональное отношение к делу, через воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела. Наличие познавательного интереса у школьника делает процесс самоопределения более осознанным, придавая ему, характер привлекательной, продуктивной деятельности, делает ребенка субъектом собственной жизни и счастья. Семейное воспитание имеет свою специфику, которая положительно влияет на развитие познавательных интересов ребенка.Специфика воспитания познавательного интереса в семье заключается в том, что по природе своей семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве. Важно, когда вся гамма чувств, возникающих в семье, благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувства защищенности от внешних невзгод, и в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.Живая природа- это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нем отведено подводным животным: они составляют лишь один процент от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна.Задача взрослых - не только познакомить ребенка с подводными животными, но и научить относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к подводным животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития нравственных высших чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с любыми животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешне, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство, чтобы любовь к живому была осознанной, действенной, а не стихийно развивающейся, созерцательной? Как воспитать у детей интерес к разным представителям подводного животного мира: не только ярким, заметным, легко идущим на общение с ребенком (аквариумные рыбки, кит, акула, актиния и др.) но и незаметным, непривлекательным (циклоп, гидра, рыба-камень.)?Познавательный интерес к подводному животному миру надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к живым объектам подводного мира.Пути появления интереса у ребенка:1. эмоциональное отношение к подводному миру;2. воспитание сознательности, ответственного отношения, понимание общественной важности, нужности животных подводного мира.Как вызвать эмоциональное отношение к подводному животному миру:· роль родителей в воспитании любви к различным видам подводной фауны;· пример отца и матери, старших братьев и сестер;· их отношение к подводным животным;· совместная деятельность;· беседы о роли знаний;· игры-путешествия (развивают логическое мышление, творчество, усидчивость, повышают интеллектуальный уровень, расширяют кругозор, воспитывают человеческие качества: взаимопомощь, сопереживание, чувство ответственности и т. д.);· использование игровых ситуаций: игры-упражнения, игры-загадки, кроссворды, головоломки, ребусы, лабиринты, игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры (чаще используются в детском возрасте, учат детей выбирать, искать новые возможности, пути выигрыша, способствуют развитию познавательного интереса, если ребенок не может отгадать слово в кроссворде, он посмотрит в справочнике, что приведет к узнаванию нового и интересного для него, расширению кругозора о подводном животном мире);· конкурсы (влияют на формирование познавательного интереса к подводному животному миру, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя);· походы, семейный выезд за город, на природу, активный отдых вблизи водоемов (красота природы, смена обстановки и ее необычность активизируют эмоциональную сферу личности, что ведет к стремлению узнавать что-то новое об окружающем мире, к возможности сделать что-то красивое и необычное);· экскурсии к водоемам, в результате которых дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объектов и непосредственного ознакомления с ними. С помощью экскурсий растет уровень научности, укрепляется его связь с жизнью, практикой, а также формируется учебно-познавательный интерес…· советы (вовремя данные), помощь (своевременно оказанная);· друзья, товарищи (соревнования с товарищем, с самим собой);· положительный результат, успех (это эмоциональное подкрепление познавательной деятельности дошкольника чаще всего связано с успехом его в любой деятельности).Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность ребенка неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у ребенка в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой. Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности ребёнка, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится с взрослыми своими впечатлениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к рыбкам в реке. Родители привлекают его к подкормке рыб, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений. Можно предложить дома завести рыбок в аквариуме и вместе ухаживать за ними. Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты, Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность ребенка в отношении подводных животных. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о подводных животных, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи.В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Беседа с детьми «Моря нашей страны (Черное, Азовское море)».Цель: Активизировать словарь. Воспитывать любовь к родной природе, закрепить знания о морях нашей страны.Материал: Карточки с изображением морских рыб и других обитателей морей. Фотографии морей расположенных на территории России.Ход беседы:Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А куда мы отправимся, нам подскажут волшебные картинки. Воспитатель: - А ну-ка отгадайте загадку:В нем соленая вода,Ходят по нему судаЛетом взрослые и детиЕздят отдыхать туда.Ответы детей. - А какие дети, вы знаете моря, которые находятся в нашей стране? (Дети отвечают)Воспитатель: Азовское, Черное. Каждое море имеет свой цвет, он может меняться от различных условий: погоды, песка, цвета водорослей, цвета морских обитателей.Море может быть то зеленым,То задумчивым светло-синим,Море может быть голубое,Но бывает оно и черным,Черным, мечущимся, покатым,Поднимающимся, горбатым.- Вода в море какая на вкус? (солено-горьковатая) – Это потому дети, что в ней растворено много морских солей (рассматриваем морскую соль) .- А кто мне, ребята, скажет, что нужно иметь для исследования морских глубин? (Дети перечисляют: батискаф, подводная лодка, скафандр, водолазный костюм, акваланг, камера для съемок) .- А вы знаете, что нам понадобится еще один предмет? Под мою диктовку «попутешествуйте» по клеткам, и вы узнаете, какой это предмет.(Дети выполняют задания с помощью фломастера и листа в клетку) .(Получается изображение фонаря) .- Пока мы плывем к месту спуска батискафа, предлагаю поиграть в игру: «Отгадай последнее слово».- Белокрылые хозяйкиНад волной летают …. (чайки).- По морю синему плыветТрехэтажный …. (пароход).- Большому судну не страшнаОкеанская …. (волна).- Закаляют нас всегдаСолнце, воздух и … (вода).Через океан плывет великанИ выпускает воды фонтан (кит).В воде она живет,Нет клюва, а клюет (рыба).Стальная акула в океан нырнула.Сама под водой, а глаза над водой (подводная лодка).Кругом вода, а с питьем беда (море).У родителей и детокВся одежда из монеток (рыба).От зубастых щук таясь стороной проплыл … (карась).Он в самом омуте живет, хозяин глубины,Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны (сом).Как называется повар на корабле? (кок)- А теперь надеваем скафандры, водолазные костюмы, занимаем места в батисфере, погружаемся. Нам дышится легко, вода чиста и прозрачна. Мы опускаем все глубже и глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки, покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря. (Воображаем с помощью движений, что одеваем скафандры и садимся на стулья).Воспитатель: Молодцы ребята, все вы хорошо работали, загадки отгадали. О чем мы говорили? Какие моря есть в России?Беседа «Море и его обитатели».Цель: познакомить детей с флорой и фауной моря, уточнить представления о значении моря в жизни человека, воспитывать бережное отношение к природе, родному краю, желание защищать и охранять их.Материал: игрушки морских обитателей, кукла «Русалка», морская капуста, морская соль, мармелад, йод, макет российского флага.Ход занятия.Воспитатель: Дети, что это за звуки? Они мне очень знакомы, что – то напоминают. А вам что напоминают эти звуки?(ответы детей).Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться со мной в увлекательное морское путешествие на корабле. Занимайте свои места. Посмотрите, что это у меня?(показать глобус).(ответы детей).Воспитатель: Если он не крутится, то, какие цвета мы видим?(ответы детей).Воспитатель: А если его сильно раскрутить, каким он кажется?(ответы детей).Воспитатель: Почему? Что обозначает голубой цвет?(ответы детей).Воспитатель: А вы знаете, как образовались моря и океаны?(ответы детей).Воспитатель: Ученые предполагают, что после своего возникновения, Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того, как Земля остывала, на ее поверхность обрушились ливни и затопили все впадины на Земле. Так образовались первые океаны и моря. По морям и океанам можно плыть долго, не видя берегов. Воспитатель: А какая вода в море, можно ли ее пить?(ответы детей).Воспитатель: А где можно применять морскую воду?(ответы детей).Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды делают морскую соль и продают в аптеках.(воспитатель приглашает детей к столу рассмотреть соль, морскую капусту).Воспитатель: Дети, как по – научному называется морская капуста? Эта водоросль называется ламинария. Что можно из нее приготовить?(ответы детей).Воспитатель: А это что? (показать мармелад).(ответы детей).Воспитатель: В мармелад добавляют вещество агарагар, которое получают из водорослей. Агарагар используют для приготовления суфле, мыла, кремов, мороженого, зубной пасты. А еще из водорослей делают удобрение для цветов, йод.Воспитатель: А вы знаете, где растет ламинария?(ответы детей).Воспитатель: Добывают ламинарию специально обученные водолазы, они погружаются на морское дно. А вы хотели бы оказаться на морском дне? Интересно, какое оно.(ответы детей).Воспитатель: Да, дно у моря не плоское, у него есть и долины, и холмы, и цепи гор, и даже пещеры. Как же нам попасть на морское дно?(ответы детей).Воспитатель: Ребята, но из-за большой загрязненности в море погибают дельфины, крабы, киты, становится меньше рыбы. Жители морей и океанов кричат о помощи, но мы их не слышим. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы спасти обитателей моря?(ответы детей).Воспитатель: Люди много делают для того, чтобы очистить море. Есть корабли – дворники, нефтесборщики. Люди – часть природы. Мы с ней одно целое, она дает нам силы, здоровье, радость и красоту. Чтобы сберечь себя, людям нужно беречь и охранять природу, дружить с ней.. Викторина «Что мы знаем о подводных обитателях».Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.
  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.
  • Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко
  • Задание 3. Музыкальная пауза.Пластический этюд «Море волнуется».Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.Задание 5. «Собери и назови».Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.Задание 6. «Отгадай загадки».Посмотрите, дом стоит, До краев водой налит. Без окошек, но не мрачный, С четырех сторон прозрачный. В этом домике жильцы – Все умелые пловцы. (Аквариум)В буйном море – океане Рыба страшная живет, У нее большой живот, Пасть с ужасными клыками. (Акула)Очень добродушная, Я мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода)В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по воде. (Волны)С моряками был он дружен, Чем доныне знаменит. Из морских зверей кому же В мире памятник открыт? (Дельфин)Все ко дну я прижималась В темноте морских глубин. Незаметной быть старалась – Превратилась в плоский блин. (Камбала)Через море – океан Плывет чудо – великан, Пряча ус во рту, Растянулся на версту. (Кит)На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Мы лихие моряки. (Окуни)И на дне морском глубоком, И у самых берегов Кто из рыб электротоком Отгоняет прочь врагов? (Скат)Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».Подведение итогов викторины..