Программа подготовки детей к школе с православной составляющей.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа подготовки детей к школе с православной составляющей.
Автор: Юрцева Нина Викторовна
Заместитель директора по УВРЧОУ РО «НЕРПЦ(МП)» «Православная гимазия г. Дзержинска» Юрцева Нина Викторовна,( высшее образование, стаж работы 30 лет) Россия, Нижегородская область, г Дзержинск. Дополнительная общеразвивающая программа «Я - будущий ученик»(3 года обучения) Содержание.1.Актуальность программы. Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе. «Домашние» дети зависят от культуры своих родителей, их образованности, а они в разных семьях различны. И нередко результатом семейного воспитания становиться неравенство стартовых возможностей будущих первоклассников. Одни дети излишне подвижны, неуравновешенны, другие - замкнуты, ранимы, медлительны. Многие первоклассники не могут сосредоточиться на задании, не умеют слушать учителя, обладают неразвитой памятью, невнимательны, конфликтны во взаимоотношениях со сверстниками. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, в понимании ребёнком смысла учебных задач;в развитии навыков самоконтроля, самооценки волевых качеств, в умении слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Можно выявить четыре линии развития дошкольника, определяющие внутреннюю готовность к его школьному обучению. - общее развитие. К этому времени, когда ребёнок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Это развитие памяти, внимания и особенно интеллекта. - воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещё до конца не научился. Сосредотачиваться на том, что не вызывает у него интереса, ему пока ещё трудно, но это умение необходимо выработать к моменту поступления в школу, как и умение более широкого плана -делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо делать. - формирование мотивов, побуждающих к учению. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая может стать побудительной причиной знаний. - способность видеть мир с точки зрения другого или других людей.Эти четыре линии развития определяют содержание дошкольного образования. Одним из фактором, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность в обучении.Начальное общее образование осуществляется по УМК «Начальная школа 21 века», поэтому с целью преемственности подготовительные курсы « Я- будущий ученик» строятся с учетом программы «Предшкольная пора», которая создана авторским коллективом под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Н. Ф. Виноградовой. Построение программы происходит не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов; ценностного отношения к окружающему миру и к себе и др.Настоящая программа рассчитана на три года обучения, с 4-х до 6-ти лет включительно. 5На проведение занятий отводится один час в неделю (время занятий – с октября по апрель включительно.).(Примечание кол-во занятий 30 ч в год, в соответствии со спецификой образовательной организации кол-во часов может быть меньше, учитель проводит корректирование. Темы занятий имеют православную составляющую, темы указаны в конце программы).Цели данной программы:Создание образовательной среды, способствующей формированию общей культуры, развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, формированию предпосылок у него УУД, а также положительного отношения к школе, новой социальной роли – роли ученика.2.Структура программы.Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: «Познаем других людей и себя», «Познаем мир», «Учимся думать, рассуждать, фантазировать», «Учимся родному языку», «Учимся рисовать», «Играем и фантазируем».(Выделение разделов программы достаточно условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения.).Раздел «Познаем других людей и себя» представлен содержанием, которое формирует у дошкольника знания, необходимые для осознания им своей принадлежности к человеческому роду, понимания ребенком самого себя, своих особенностей, способностей. Особое внимание уделяется развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами. Содержание этого раздела включает ознакомление ребенка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками гигиены, позволяет узнать свои индивидуальные особенности и своеобразие других людей. У него воспитывается доброжелательное, внимательное отношение к другим, развиваются навыки общения.Раздел «Познаем мир» направлен на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы (внешний вид, передвижение, питание и др.). Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, его умение использовать полученные знания в конкретной деятельности (речевой, изобразительной, художественной и др.), усваиваются правила поведения в природе и обществе. Одной из задач освоения содержания этого раздела является подготовка к изучению предметов начальной школы, прежде всего «Математики» и «Окружающего мира». Например, особое внимание уделяется выделению математических характеристик предметов окружающего нас мира (число, последовательность, пространственные ориентировки и др.)Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных связей (причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике», а также «Окружающему миру». Так, подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;символическая пропедевтика — подготовка к оперированию знаками.Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.Раздел «Учимся рисовать». Содержание этого раздела направлено на развитие графической деятельности детей, включающей рисование, копирование образцов (букв, цифр, геометрических фигур и др.), и способствует формированию ряда умений, которые можно объединить в несколько блоков:пространственная ориентировка;умение анализировать форму предмета и изображения;развитие воображения;освоение ряда специфических средств художественной выразительности.Раздел «Играем и фантазируем» направлен на развитие воображения, в значительной степени способствующего успешности обучения ребенка в школе. Особое внимание уделяется такому качеству воображения, как предвидение, сформированность которого определяет творческие характеристики любой деятельности (мыслительной, речевой, художественной, трудовой и др.).Содержание этого раздела способствует развитию умений самостоятельно и с помощью взрослого участвовать в играх с правилами, в ролевых, режиссерских и других видах игр. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:принятие и удержание учебной задачи;самостоятельный выбор средств для достижения результата;точное выполнение инструкции (правила) игры и др.Раздел I«Познаем других людей и себя» Знать свое полное имя и некоторые его производные формы (например, Дмитрий, Дима, Митя), отчество, пол, день рождения, адрес, № телефона. Узнавать свой дом среди других. Знать свои роли в семейном коллективе (сын, брат, внук и др.) и роли других членов семьи (мама, дочь, бабушка, дедушка и др.). Различать некоторые особенности пола и возраста (мальчик/девочка, взрослый/ребенок, молодой/старый).Проявлять желание самостоятельно, с родителями и сверстниками заниматься физической культурой: делать зарядку, закаливающие процедуры, много двигаться на воздухе, участвовать в спортивных играх и т. п.Проявлять желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми, выполнять поручения в семье, в групповой и классной комнате (накрыть стол, убрать посуду, вытереть пыль, полить растения и др.). Проявлять заботу о близких (знакомых) людях: подать воды, выполнить просьбу, проявить сочувствие.Кратко характеризовать свои индивидуальные особенности (черты внешности, любимые игры и занятия). Ориентироваться в своем теле: знать, какая рука (ухо, глаз) 7левая, а какая — правая. Определять направление своего движения — ходьбы и бега (вперед, назад, влево, вправо, вверх и др.). В конкретных жизненных ситуациях использовать слова, характеризующие пространственные отношения предметов, основные направления, ориентируясь от себя и от других предметов (близко, ближе, дальше, вверху, посредине, сзади, спереди, центр, середина, между, рядом, вертикально, горизонтально).Определять и кратко объяснять значение каждого органа чувств для восприятия окружающего мира («глаза нужны, чтобы видеть...», «уши нужны, чтобы слышать различные звуки...», «запахи мы чувствуем с помощью носа, а вкус — с помощью языка»). Знать правила охраны органов чувств (нельзя смотреть книги и рисовать при плохом освещении, громко кричать, касаться горячего или холодного голыми руками и др.).Овладевать элементарными умениями определять свое и чужое эмоциональное состояние (грустно, весело, тревожно и др.). Проявлять внимание к настроению и эмоциональному состоянию других людей — взрослых и детей (пожалеть, развеселить и др.)Осознавать: «Я — человек и умею говорить, чувствовать, думать, делать. То же умеют делать все люди, но я многому еще должен научиться». Накапливать жизненные ситуации, позволяющие объективно оценивать свои успехи, достижения, конкретные умения: что получается, а что — нет.Проявлять желание узнавать новое. Знать и выполнять требования воспитателя (учителя), правила поведения в группе (классе). Следить за своей осанкой, соблюдать гигиену письма, рисования, работы с книгой. Проявлять внимательность, сдержанность, аккуратность, поддерживать порядок в личных вещах, в окружающей обстановке, организовывать место для занятий, труда, игр. Знать некоторые элементарные способы снятия усталости, напряжения, организации своего рабочего места.Самостоятельно находить себе интересные занятия. Выполнять поручения взрослых, проявлять инициативу в трудовых действиях: подготовка к занятию, уборка игрушек, уход за своими вещами, участие в уборке групповой комнаты (класса). Знать назначение столовой посуды и утвари, использовать правила сервировки стола к чаю, обеду, пользоваться столовыми приборами (включая нож), салфетками.Проявлять желание участвовать в разговоре, беседе, совместных играх и занятиях со сверстниками и взрослыми. При общении со сверстниками пользоваться принятыми правилами общения (во время игр, занятий, еды и др.): благодарить, просить, помогать. Проявлять внимание, желание порадовать, посочувствовать. В конкретных ситуациях учиться предвидеть последствия своего поступка, слов, высказываний. Элементарно оценивать свои поступки по отношению к другим людям (хорошо/плохо), понимать слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Различать некоторые чувства и состояния других людей (радуется, опечален, доволен и т. п.). Стараться доставлять радость другим (поделиться, приласкать, угостить...).Справедливо оценивать успехи сверстников. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнения не только взрослых, но и сверстников. Понимать, что наличие разных мнений обогащает общение людей. Сравнивать свое отношение и отношение других к одним и тем же объектам («Мне нравится, а Оле нет...»). Понимать шутку, юмор, не обижаться на шутки взрослых и детей. Находить решения простых этических ситуаций (правильно/неправильно, хорошо/плохо). Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.В разговоре со сверстниками, на занятиях выражать свое отношение к наблюдаемым объектам, книгам, игрушкам, мультфильмам (нравится/не нравится), элементарно 8.обосновывать свое мнение (почему нравится/не нравится).Раздел II«Познаем мир» Предметный мирНаблюдать основные свойства разных предметов (игрушек, вещей), их назначение и возможные действия, которые можно с ними производить. В бытовых ситуациях и в специальных упражнениях, играх определять предмет по запаху, вкусу и на ощупь. Узнавать изделия, сделанные из разных материалов, называть их (стеклянный, деревянный, глиняный и др.). Знать назначения предметов быта (мебель, посуда, бытовая техника).Объединять предметы в группы по разным признакам (форме, величине, материалу и др.). Находить предмет по простому плану-описанию. Замечать изменения (в реальной ситуации и в игре) пространственных отношений предметов (отвечать на вопрос «что изменилось?»).На основе наблюдений определять основные (радуга) и дополнительные цвета спектра. Соотносить цвет разных предметов. Определять форму предметов (круглый, квадратный, треугольный, похожий на шар), ориентироваться в количественных характеристиках предметов (больше/меньше, один/много), пересчитывать предметы в пределах 10, прибавлять и отнимать по одному предмету.Ориентироваться в пространстве: в своей квартире, помещении гимнази. В процессе упражнений, игр выполнять несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо/налево, сзади/впереди, за, под, перед, в центр, с краю и др.), с определением пространственных отношений между предметами (расположение мебели, окон, дверей, предметов быта по отношению друг к другу).Определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон (например, арбуз — шар; окно — прямоугольник), называть основные геометрические фигуры и их элементы (круг, квадрат, шар, прямоугольник, овал, цилиндр; угол, сторона, вершина).Определять величину предмета, измерять с помощью других предметов — мерки. Знать значение слов «вчера», «сегодня», «завтра». Ориентироваться в понятиях «время», «давно», «недавно», «долго/недолго», «еще будет» и др.ПриродаНаблюдать и называть явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года (например, листопад, похолодание, замерзание водоемов, оттепель, распускание листвы и др.). Знать названия и последовательность времен года, называть основные признаки сезона. На основе наблюдений соотносить природные явления, погоду с сезонами (град, снег, иней, гололед и др.).Наблюдать различные живые объекты природы (растения, животных). Показывать части растения (стебель, корень, лист, цветок). Сравнивать и различать деревья хвойные и лиственные.В процессе наблюдений узнавать, называть, давать краткую характеристику некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка), земноводных (лягушка), зверей, птиц (диких и домашних), пресмыкающихся (ящерица, черепаха), живущих в ближайшем природном окружении и уголке природы, описывать особенности их внешнего вида (количество ног, части тела, чем покрыто животное), движений (ползает, летает, плавает) и поведения (как ест, отдыхает и т. п.). Узнавать животных по издаваемым ими звукам, называть и воспроизводить некоторые звуки (рычит, квакает, пищит, жужжит, 9стрекочет), наблюдать отдельные защитные свойства (покров тела, особенности окраски). Знать наиболее распространенных животных разных мест обитания (вода, лес), особенности приспособления к сезонной жизни (спячка, накапливание жира, заготовка корма).Знать и соблюдать правила поведения в природе: не трогать незнакомые растения и животных, не ловить бабочек, жуков, бережно относиться к растениям. Отражать в изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации) результаты своих наблюдений в природе.ОбществоЗнать название родного города, страны, столицы. Наблюдать отдельные достопримечательности своего города или села (парк, музей, памятник, площадь, места труда и отдыха людей).На основе чувственного опыта или наглядного материала (картины, слайды, фильмы) познакомиться с картинами природы и жизни людей разных регионов родной страны, достопримечательностями столицы, узнавать их (Кремль, Красная площадь).В ближайшем окружении наблюдать различные виды транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Проявлять внимательность и осторожность на улицах и во дворах, знать некоторые знаки дорожного движения (пешеходный переход, «зебра», остановка транспорта), сигналы светофора. Уметь вести себя в транспорте (не кричать, держать за руку взрослого, спокойно сидеть и т. д.).Наблюдать трудовую деятельность взрослых, знать названия некоторых профессий людей и соответствующих этим профессиям трудовых действий.Принимать участие в национальных играх, обрядах и праздниках. Различать музыку народную и авторскую.В процессе слушания книг и рассматривания иллюстраций расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов (сказки, песни, танцы, игры, предметы быта, костюмы).Раздел III«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» В процессе практической деятельности с предметами устанавливать соответствие между элементами двух множеств (без пересчитывания); сравнивать множества, формулируя результаты сравнения: «столько же (поровну)», «больше/меньше», «больше/меньше на столько-то», уравнивать множества (удалить или добавить элементы); измерять величины, выбирать меры для измерения, сравнивать величины. Получать числа прибавлением или вычитанием. Устанавливать равенство (неравенство) предметов (+1,-1).Знать числовой ряд (1-10), прямой и обратный счет в пределах 10. В практической деятельности определять отношения между числами в натуральном ряду («3 больше 2, но меньше 4 на 1»), состав числа («3 — это 2 и 1» или «3 — это 1 и 1 и 1»). Определять при счете направление движения, ориентироваться в терминах «предыдущий», «последующий». Узнавать и называть цифры (0-9) и пользоваться ими для определения числа.Подбирать множество к числу и число к множеству; использовать различные средства изображения при выполнении арифметических и логических операций.Сравнивать и описывать предметы по признакам, выделять отличительные признаки предметов; находить признаки (один или несколько) при изменении их в ряду предметов (фигур). Самостоятельно выстраивать ряд предметов по изменяющемуся признаку; строить (достраивать) фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах. Распознавать простейшие геометрические фигуры, составлять фигуры из частей.Выделять основания для объединения предметов в группы, образовывать из одних и тех же предметов разные группы (по одному признаку). Находить обобщающее слово (понятие) для группы предметов.Опытным путем определять, что число не зависит от величины, расстояния, пространственных размещений, направлениясчета (слева направо, справа налево). В процессе действий с предметами сравнивать смежные числа, накладывать или прикладывать, измерять с помощью условной меры. Устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, высота, толщина). Считать. предметы, звуки, движения в пределах 10. Используя карточки, составлять и читать числовые равенства и неравенства.Учиться обдумывать действия в начале своей работы, элементарно планировать предстоящую деятельность; отвечать на вопросы: «Что я должен сделать?», «Как и почему именно так буду делать?». Быть готовым переделывать свою работу, если неправильно ее сделал.Изображать признаки предметов символами, используя принятые знаковые системы (например, дорожные знаки и др.). Определять значение знаков-рисунков, знаков-символов, пиктограмм, букв, цифр, геометрических фигур. Придумывать знаки для обозначения явлений природы, признаков предметов, месяцев года, сезонов, названий помещений (например: жарко, ночь, сильный ветер, май, столовая, спортзал и др.).Видеть образы в неопределенных изображениях: в чернильных пятнах, бегущих по небу облаках, зимних узорах на окнах. Узнавать спрятанные предметы (объекты) в пересекающихся линиях, цветовых пятнах, дорисовывать их по отдельным чертам, завершать рисунок.В процессе игрового часа участвовать в свободных играх-движениях под музыку, создавать различные образы в соответствии с характером музыки, импровизировать в свободных плясках.Раздел IV«Учимся родному языку» В процессе общения пополнять активный словарь словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.). По образцу подбирать слова, сходные и противоположные по значению (например: бежать — мчаться — идти; хохотать — смеяться — улыбаться; грустно — весело; легко — тяжело и др.).При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий, глубокий, узкий, мягкий и др.). Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока; яблоко и банан и др.).Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам. В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристики любого объекта — игрушки, предмета быта, декоративно-прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал). Использовать в описании имеющиеся сенсорные представления.Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники). Составлять небольшие портреты-рассказы о родителях, старших членах семьи, братьях-сестрах.Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например, кошки, утенка, муравья, лягушки, вороны).Составлять рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности), по сюжетной картине на доступные детям темы, несложному натюрморту, пейзажу.Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме-плану на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Придумывать небольшие истории по рисункам-пиктограммам («Кто спрятался в чернильных пятнах?», «О чем рассказывают эти знаки?»).Составлять небольшие описательные рассказы от имени животного («Я — бабочка», «Я — муравей», «Я — лисичка» и т. п.). Придумывать фантастические истории по плану: кто это, где находился, что делал, что натворил, что сказали люди, чем закончилась эта история (с помощью взрослого). Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок.В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком-заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определенному фонематическому признаку, называть пары звуков по твердости-мягкости.Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трех-пяти звуков (в процессе моделирования).Различать и обозначать соответствующим знаком-заместителем гласные, твердые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определенным звуком, заданной звуковой структурой слова и т. п.Читать слоги, структурно несложные слова и предложения.Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.Раздел V«Учимся рисовать» Использовать сенсорные впечатления для передачи формы, величины, цвета предметов и объектов, их расположения в пространстве.Анализировать предметы и их графические изображения по форме, пропорциям, частям. Сравнивать объекты, предметы по цветовой гамме. Использовать цвет для передачи настроения в рисунке, аппликации. Ориентироваться в пространстве листа. Для воспроизведения образца выделять пространственные отношения между элементами изображения.Изображать человека и животных в статике и динамике.Иметь представления о видах и жанрах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура; пейзаж, портрет, натюрморт).Раздел VI«Играем и фантазируем» Овладеть разными видами дидактических игр (с предметами, словесными, настольно-печатными).В процессе дидактических игр выполнять поставленную игровую задачу, не нарушать правил и действия игры.Участвовать в имитационных играх («превращение» предмета, подражание кому-то, изображение профессии или действия и др.). Разыгрывать простые сценки: приглашение в гости, знакомство, поздравление, диалог по телефону, встреча друзей, разговор животных и др. Имитировать движения и звуки (по образцу и собственному замыслу). Быть внимательным при повторении движений за другими («Тень», «Повтори движение», «Эхо»).Вносить свой вклад в умение самостоятельно придумывать элементы сюжета, его продолжение, новые роли. Осваивать способы взаимодействия в игре, на основе правил, очередности действий и др. Придумывать новые варианты дидактических игр.Принимать участие в театрализованных играх. Учиться передавать особенности образа речевыми средствами, движениями, мимикой, пластикой. Участвовать в оформлении театрализованной игры (подготовка декораций, элементов костюма, музыкального сопровождения).Проявлять интерес к подвижным играм, соревнованиям с элементами спортивных игр. В процессе праздников участвовать в музыкальных играх, танцах, хороводах.Все шесть разделов нашли свое отражение в следующих занятиях:I. Математика («Учимся думать, рассуждать, фантазировать» , «Играем и фантазируем» II. Грамота («Учимся родному языку», «Играем и фантазируем») III. Развитие речи («Познаем других людей и себя», «Познаем мир» )lV. Компьютерное рисование («Познаем мир», «Учимся рисовать» ) 3.Раздел «Математика и развитие логики (+ конструирование)»3.1.Пояснительная записка.Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность на то, чтобы дать дошкольникам начальные математические знания, на создание условий для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является одной из особенностей курса. Математические знания становятся не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности. Цель: формирование у детей приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.Задачи:1. Уточнить и расширить представления о пространственных отношениях (слева, справа, перед, за, между, вверху, внизу и т.д.) и предметных совокупностях (количество, расположение); об отношениях «больше», «меньше», «равно»; о числе и цифре; уточнить содержание понятий «выше – ниже», «шире – уже», «длиннее – короче».2. На деятельностной основе подготовить детей к изучению арифметических действий, состава однозначных чисел и задач.3. Научить анализировать объекты, вычленяя их различные детали и свойства (цвет, форму, размер).4. Научить выполнять действия в соответствии с заданием, соблюдая необходимые правила.5. Научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.6. Учить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности, развивать способности к проведению простейших обобщений, умение использовать полученные знания в новых условиях. 7. Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, творческие способности.8. Развивать речь, а именно: умение описывать свойства предмета, объяснять сходства и различия предметов, обосновывать свой ответ, четко излагать мысли.9. Предоставлять детям самостоятельность в выборе способа действия, насколько это возможно.Основные идеи.Особая роль отводится дифференциации обучения. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Помимо стандартных заданий, требующих применения известной детям операции, предлагаются также нестандартные, когда ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями, выполняемыми на предметной основе, даются задания в схематизированной и знаковой форме.Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.Важно формировать у ребенка продуктивное мышление. У дошкольников оно проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование. Большое внимание уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.Вариативность заданий обогащает словарный запас ребенка, способствует формированию у него осознанности и произвольности действий. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает в дальнейшем психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка. 3.2. Содержание программы и ожидаемый результат- I ступень.Общие понятия.Объединение предметов в пары. Сравнение групп предметов.Установление равенства и неравенства групп предметов по величине. Соотнесение количества предметов с цифрой.Арифметический материал.Прямой счёт в пределах 5. Порядковый и количественный счёт в пределах 5. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до5. Отношение между числами в пределах 5.Геометрический материал.Расширение представлений о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал), их признаках. Знакомство с геометрическими фигурами: куб, шар. Развитие умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Изготовление геометрических фигур. Величины.Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по величине, длине, ширине, толщине. Выделение признаков сходств разных и одинаковых предметов и объединение их по этому признаку.Пространственно-временные представления. Уяснение отношений: на – над - под, вверху - внизу, впереди – сзади, внутри – снаружи, выше – ниже, раньше – позже, слева – справа – посередине, шире – уже. Совершенствование опыта ориентировки в пространстве, определяя местонахождение среди объектов. Обогащение словарного запаса при определении пространственного расположения объектов. Формирование навыка различать правую и левую руку, раскладывая счётный материал, считать правой рукой слева направо. Логические задачи. В содержании обучения преобладают логические задачи, при расширении которых у ребёнка развиваются внимание, память, мышление. На развитие внимания: зрительные математические игры «Гаражи и машины», «Соедини правильно», «Найди ошибку художника». Графические упражнения.На развитие воображения: математические игры «На ощупь», «Математик на канате», задания на сравнение предметов «на глаз», рисование по словесной инструкции, сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новые.На развитие памяти: математические игры «Запомни и составь», «Подскажи, как делать дальше», зрительные диктанты. На развитие мышления: Изготовление поделок при помощи известных геометрических фигур. Выделение общих признаков в паре предметов. Установление связи между различными предметами.Ожидаемые результаты.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения: Уровень А (планируемый минимум).Умение соотносить цифру с количеством предметов. Умение называть и узнавать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник. Умение выражать словами местонахождение предметов и ориентироваться в пространстве. Умение считать в пределах 5, правильно пользоваться порядковыми числительными.Умение писать цифры по точкам.Умение правильно пользоваться порядковыми числительными.Умение объединять предметы по одному общему признаку в группы.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений формируются также следующие умения: Умение устанавливать предметы с помощью составления пар.Умение узнавать и называть куб, шар. Находить в окружающей среде предметы сходные по форме.Умение оперировать понятиями столько же, больше, меньше.Умение называть для каждого числа в пределах 5 предыдущее последующее числа.Умение употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький»).( ПРИМЕЧАНИЕ: кол-во часов может быть скорректировано в зависимости от кол-ва дней за период работы) 3.3. Тематическое планирование l ступень (4 года)3.4.Содержание программы и ожидаемый результат-II ступень.Общие понятия.Натуральное число как результат счёта и измерения. Обозначение признаков предмета символами. Объединение предметов в группы обладающих общими признаками. Ритм. Логические таблицы. Арифметический материал.Прямой счёт в пределах 10. Количественный и порядковый счёт в пределах 10. Понятие отношений между натуральными числами. Формирование цифровой символики и использование её в быту и жизни ребёнка (через игры, карточки с цифрами). Сравнение двух групп предметов по количеству предметов в них. Конкретизация предмета по заданному признаку. Геометрический материал.Знакомство с геометрическими телами: (цилиндр, конус, призма, пирамида) и их свойствами. Конструирование фигуры. Формирование умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов. Обогащение активного словаря при определении формы предметов окружающего мира. Изготовление геометрических фигур. Изображение плана местности. Величины.Сравнение предметов по объёму, длине, высоте, ширине, толщине. Измерение объёма, длины с помощью условной мерки (верёвка, стакан). Начальные представления о величинах: длина, объём. Выделение в речи результатов сравнения («большой», «поменьше», «самый маленький»). Пространственно-временные представления. Определение и обозначение словами местонахождения предметов относительного собственного тела. Пространственное расположение объектов относительно друг друга, используя соответствующие грамматические формы. Расширение представлений об отношениях: шире - уже, толще – тоньше. Относительность пространственных характеристик. Ориентировка на нелинованном листе бумаги по графическому образцу. Логические задачи. В содержании обучения преобладают логические задачи, при расширении которых у ребёнка развиваются внимание, память, мышление. На развитие внимания: зрительные математические игры «Найди отличия», «Узнай, кто ушёл», «Кто внимательный». Графические упражнения. Зрительные диктанты. На развитие воображения: Упражнения на сравнение предметов «на глаз». Рисование по словесной инструкции. Сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новые. Описание признаков предмета и нахождение его из множества. На развитие памяти: математические игры «Запомни и составь», «Подскажи, как делать дальше». Зрительные диктанты. На развитие мышления: Выделение общих признаков в паре предметов. Установление связи между различными предметами. Изготовление поделок при помощи известных геометрических фигур. Из множества признаков предмета выбрать только существенные, при полном абстрагировании от несущественных. Ожидаемые результаты.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения: Уровень А (планируемый минимум).Умение классифицировать предметы по заданному признаку.Умение употреблять в речи результаты сравнения.Умение считать в пределах 10 в прямом порядке.Умение ориентироваться на листе бумаги.Умение соотносить цифру с количеством предметов.Умение понимать отношения между числами в пределах 10.Умение определять и обозначать словами местоположение предметов относительно своего тела.Умение продолжать заданный ритм.Умение находить в пространстве предметы схожие по форме. Умение сравнивать группы предметов.Умение правильно пользоваться порядковыми числительными.Умение находить в таблице недостающий компонент.Умение соотносить цифру с количеством предметов.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений формируются также следующие умения: Умение выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов.Умение находить нарушения в объединении групп предметов.Умение узнавать и выделять конус, призму, пирамиду, цилиндр.Умение без инструкции создавать ритм. Умение обозначать конкретный признак предмета символом.Умение определять и обозначать словами местоположение предметов относительно друг друга.Умение сравнивать предметы по длине, объёму, ширине, высоте.3.5. Тематическое планирование ll ступень (5 лет)- 22ч=2ч резерв(30 занятий)3.6.Содержание программы и ожидаемый результат - III ступень.Общие понятия.Свойства предметов: цвет, форма, размер и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру. Понятие совокупности предметов, обладающих общим признаком. Составление групп предметов по заданному признаку. Сравнение групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. Установление равночисленности двух групп предметов с помощью составления пар.Понятия «целое» и «часть». Взаимосвязь между целым и частью.Натуральное число как результат счета и измерения. Закономерность. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.Арифметический материал.Прямой и обратный счет в пределах 10. Количественный и порядковый счет.Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами. Изучение состава чисел первого десятка на наглядной основе.Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел на наглядной основе.Подготовка к изучению действий сложения и вычитания через предметную деятельность.Подготовка к изучению задач через предметную деятельность.Геометрический материал.Расширение представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, четырехугольник – квадрат и прямоугольник), их признаках (вершины, стороны, углы), о классификации геометрических фигур. Знакомство с геометрическими фигурами: конус, шар, цилиндр, пирамида, параллелепипед, куб. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Составление фигур из частей, деление фигур на части, конструирование фигур.Формирование начальных представлений о точке, прямой, луче, кривой и ломаной, замкнутых и незамкнутых линиях. Вычерчивание кривых и ломаных линий от руки и прямых линий по линейке.Введение понятия о площади фигуры (без введения термина) практическим путем подсчета клеток (только на квадратах и прямоугольниках).Величины.Начальные представления о величинах: длина, масса, объем (жидких и сыпучих веществ). Измерение величин с помощью условной мерки (полоска, клетка, стакан и т. п.). Сравнение предметов по длине, массе, объему. Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Классификация и сериация предметов по величине.Деление геометрических фигур на 2, 4 равные части, сравнение целого и части. Деление целого на 3, 4, 5, 6 и более частей. Уяснение того, что чем на большее количество частей делиться целое, тем меньше каждая часть и наоборот.Пространственно – временные представления.Уточнение отношений: над – под, слева – справа, выше – ниже, толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра и др. Последовательность дней в неделе. Установление последовательности событий. Последовательность месяцев в году.Ориентировка на листе бумаги в крупную клетку, на нелинованном листе по словесной инструкции, графическому образцу. Понимание и правильное употребление в речи предлогов, обозначающих взаимное пространственное расположение предметов. Совершенствование опыта ориентировки в пространстве, определяя свое местонахождение среди объектов. Обогащение словарного запаса при определении пространственного расположения объектов.Логические задачи.В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов.На развитие внимания: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму (размер, цвет)», зрительные диктанты с изображением различных предметов, чисел, геометрических фигур и т.д. Графические диктанты.На развитие воображения: задания на составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества 20заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т.п.)На развитие памяти: зрительные диктанты, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов» и т.п.На развитие мышления: задания на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки; решение логических задач.Ожидаемые результаты. К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум).Умение выделять и выражать в речи сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.Умение продолжить заданную закономерность с 1 – 2 изменяющимися признаками.Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными, продолжать счет, как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа.Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.Умение частично определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.Умение соотносить цифру с количеством предметов. Умение практически измерять длину предметов различными мерками (полоска, веревочка, шаг и др.), располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения их длины, ширины, высоты. Умение узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Умение в простейших случаях разбивать фигуры на части и составлять целые фигуры из их частей. Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги. Умение различать горизонтальные и вертикальные линии, пользоваться линейкой, трафаретами. Умение понимать словесные инструкции и действовать в соответствии с ними, воспроизводить предлагаемые графические образцы. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцев в году.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:Умение находить нарушение закономерности, самостоятельно составлять закономерность.Умение при сравнении чисел на наглядной основе устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого.Умение сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади.Умение практически измерять объем различными мерками (ложка, стакан, банка и др.).Умение узнавать и называть многоугольники, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.Умение узнавать и называть точку, прямую, кривую, ломаную, замкнутую и незамкнутую линии.Умение отличать процесс объединения множеств от процесса удаления из множества его части.Тематическое планирование lll ступень (6 лет) -(30 занятий)4. Раздел «Фонетика и обучение чтению.»Пояснительная записка.Одна из необходимых характеристик развитой личности – это наличие у нее диалектико-материалистического мировоззрения, в частности понимание материальной природы языкового знака, которую составляет его звучание. Для ребенка звучание слова как нечто самостоятельное не существует, ему нужно еще раскрыть эту сторону языковой действительности. Под фонематическим слухом – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Фонетические знания и умения необходимы для формирования всех четырех видов языковой деятельности человека: слушания, говорения, чтения и письма. Кроме того, они важны для усвоения произносительных норм, соблюдение которых позволяет без помех осуществлять коммуникативную деятельность, и являются основой при обучении лексике, грамматике, морфемике. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п. Наконец, хорошая фонетическая подготовка – необходимое условие преемственности в обучении языку между младшими и средними классами.Не только младшие школьники, но порой и ученики средних и старших классов путают твердые и мягкие согласные, ошибаются в определении ударного слога, не умеют вычленить звук из слова и произнести его изолированно. Много ошибок допускают, характеризуя звуки.Важно хорошо понимать специфику фонетических знаний и умений, разбираться в причинах трудностей, которые испытывает ребенок в работе со звуками. Вопреки распространенному мнению, согласно которому овладение знаниями опирается исключительно на мыслительные способности, существуют науки и их разделы, для освоения которых необходима развитая способность к непосредственному восприятию. К ним относится и фонетика. Без слышания слова, без реального оперирования звуками изучение фонетики не только не становится основой формирования практических языковых навыков, но и тормозит воспитание основ материалистического мышления. Параллельно с изучением фонетики идет обучение детей чтению. Без чтения в наш век информационных технологий познание мира было бы затруднено. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. Умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования. Но обучение детей чтению – это не просто процесс запоминания каких-то принятых в языке знаков. Полноценно читать, с нашей точки зрения, - это значит думать над книгой до ее чтения, в процессе чтения и после того, как книга закрыта. И для того, чтобы сформировать это умение в начальной школе, основы его следует заложить еще в дошкольном возрасте. Цель курса: развитие фонематического слуха и формирование механизма плавного слогового чтения с постепенным переходом к беглому осмысленному чтению.Задачи:1. развитие фонематического слуха;2. развитие навыков звукового анализа и синтеза, умения определять и давать характеристику звуков, различать на слух фонемы, гласные и согласные звуки по способу звукообразования и звукопроизношения;3. формирование правильного произношения, особенно сложных по слогозвуковой структуре слов, в соответствии с нормами орфоэпии; правильного употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л-р, с-з, ж-ш, п-б;4. формирование умения составлять слова и предложения из букв и слогов;5. формирование умения осмысленно читать; 6. формирование интереса к книге, желания «общаться» с ней, получать из нее информацию и размышлять над этой информацией; 7. развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, речи, мышления, воображения). Настоящая программа рассчитана на три года обучения, с 4-х до 6-ти лет включительно. На проведение занятий отводится один час в неделю. (время занятий – с октября по апрель включительно). Основные направления работы.До изучения букв необходима большая подготовительная работа со звучащим словом. Причем эту работу нужно проводить в игровой форме. Следует заметить, что ни один из разделов русского языка не предоставляет таких богатых возможностей для применения игровых методов обучения, как фонетика. Это отметил еще А. М. Пешковский, известный русский лингвист и методист. Он писал: «Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике…Нигде не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело». Начальный и основополагающий момент в обучении фонетике – формирование способов звукового анализа. Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действий для ребенка, если в самом начале своего формирования оно складывается целенаправленно и осознанно, а ребенок не только осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.Обучение вычленению звуков строится на основе интонационного выделения (протягивания) последовательно каждого звука в полном слове, описанного Д. Б. Элькониным в работе «Как учить детей читать». Следует иметь ввиду, что если звук не тянется, его нужно подчеркивать силой голоса, повторами. Так, для анализа слова кот его необходимо произнести три раза: [кккот, кооот, коттт]. Работа проводится в несколько этапов:1. выделение только начального звука (ссссом, рррука, ммммак) 2. подчеркивание согласного звука в конце слова (маккк, суппп, токккк, коттт - взрывные)3. последовательное выделение каждого звука в слове (лллиса, лиииса, лиссса, лисааа). Важный прием, помогающий научить детей контролировать себя в момент вычленения звука, – демонстрация того, как искажается слово, если хоть один из звуков назван неверно. А также требование проверить, верно ли назван звук. Способ проверки – произношение целого слова с выделенным из него звуком. При организации обучения фонетике, а именно при выборе слов для звукового анализа важным условием является учет особенностей звукового состава слова. Далеко не каждое слово может быть предметом звукового анализа дошкольников и младших школьников. М. С. Соловейчик предлагает использовать следующие группы слов:1.Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, день, ель, музей, тюльпан и т. п.; двусложные слова, если в предударном слоге находится звук [у]: труба, дуга и т. п.; двусложные слова с безударным звуком [ы] в конце слова: горы, рыбы и т. п.2. Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса, ерш, суп и т. п.3. Слова, имеющие в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, еж и т. п.; трехсложные слова, если во второй слабой позиции находится фонема ‹у› или ‹и›: уголок, пирожок и т. п. Эти слова достаточно прозрачны для анализа.Для фонетической работы желательно не использовать двухсложные слова с ударением на первом слоге, так как в них имеется очень краткий гласный: [в,эчьр], [грохът] и т. п. Можно брать слова, в которых во втором слоге находится фонема ‹у› или ‹и›: окунь, дети и т. п.Для большей эффективности в работе по развитию фонематического слуха в программу включены элементы логоритмики, направленные на - развитие слухового и зрительного восприятия; - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; - формирование правильного дыхания; - развитие способности ориентироваться в пространстве; - развитие зрительно-моторных координаций во взаимосвязи с речью; - увеличение объема памяти; - развитие фонематического слуха; - формирование навыка релаксации; - развитие музыкально-ритмических движений. Логоритмические упражнения составляются с опорой на лексические темы занятий. Речевой материал не выучивается, все упражнения выполняются по подражанию. Основополагающий принцип логоритмики – взаимосвязь речи, музыки и движений. Музыкально-ритмические движения развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыханияНапример: чередование ходьбы на носочках на прямых ногах и в полуприседе (игра «Небоскребы – избушки»).Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха. Например: «гусь» (вдох через рот, выдох через рот, на выдохе произнесение звука [ш-ш-ш]Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы. Например: «зайчик» (поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы); «ежик фыркает» (вибрация губ); «лосенок сосет молоко и чмокает» (всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта - чмоканье).Упражнения для развития мелкой моторики направлены на развитие речи ребенка и координацию движений пальцев рук. Развивая пальчики, развиваем речь!Например: «длинные клювы» (упражнение можно выполнять с прищепками - ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках, при этом читается стихотворение:Клювов длиннее не видывал я, Чем клювы у аиста и журавля).Игры на развитие фонематического слуха. Например: хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц (съегирь-снегиль-снегирь; воёна-волона-ворона; грухаль-клухай-глухарь)Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Например: обезьянки – кривляки, сердитый тигр. Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений можно использовать разнообразные оркестры детских инструментов: например, оркестр «Шуршалочки» (листочки из гофрированной бумаги, «салютики» из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер-сюрпризов, большие скорлупки от грецких орехов). Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.Подвижные игры развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение. Например, игра «Зимние забавы»: под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.Слушание – релаксация активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.Содержание программы и ожидаемый результат- I ступень.Ожидаемые результаты.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум).- умение легко различать знакомые неречевые звуки;- уметь выделять первый и последний звуки в слове; - умение называть любую букву алфавита;- уметь находить заданную букву в слове и правильно называть звук, который она обозначает;- уметь составлять слоги из букв и читать их;- уметь находить заданный слог в слове.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:- умение выделять отдельные звуки в слове; - уметь определять место заданного звука и слога в слове.Тематическое планирование- 4года -(30 занятий)4.4.Содержание программы и ожидаемый результат II ступень. Ожидаемые результаты.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум). - умение легко различать знакомые неречевые звуки;- умение выделять отдельные звуки в слове; - умение различать гласные и согласные звуки; - уметь делить слова на слоги; - уметь определять место заданного звука и слога в слове; - уметь читать 2-х и 3-х сложные слова с открытыми слогами;- умение составлять слова из складов.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:- уметь читать 2-х и 3-х сложные слова с открытыми и закрытыми слогами;- умение свободно определять порядок звуков в несложных словах; - умение составлять слова из складов и из отдельных букв.4.5.Тематическое планирование (5 лет)---(30 занятий)4.6.Содержание программы и ожидаемый результат -III ступень.Ожидаемые результаты.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум).- умение легко различать знакомые неречевые звуки;- умение дифференцировать фонемы и слоги родного языка;- умение различать слова, близкие по звуковому составу;- умение определять количество слов в предложении, слогов в слове;- умение свободно определять порядок звуков в несложных словах; - умение выделять отдельные звуки в слове; - умение различать звуки по их качественным характеристикам (гласный- согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий); - умение строить простейшие модели (схемы) слов;- умение выделять ударный слог в слове; - умение читать по слогам;- умение составлять слова и предложения из складов и из отдельных букв.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:- умение свободно определять порядок звуков в любых словах; - умение проводить звуковой анализ несложных слов;- умение читать по слогам с прочтением целыми словами трех и четырехбуквенных слов.4.7.Тематическое планирование (6 лет) -(30 занятий)Раздел 5 «Развитие речи и окружающий мир».5.1.Пояснительная записка. Повышение уровня речевого развития детей является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь является универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального и духовного становления личности, зеркалом общего культурного уровня. Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе, так как речь — это средство общения с учителем, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций, а также средство познания окружающего мира.Существуют определенные требования, предъявляющиеся к речи учащихся с начала обучения в школе. Это содержательность речи (выделение главного, расположение фактического материала в высказывании в нужной последовательности); логика (последовательность, обоснованность изложения); точность (умение выбрать для передачи информации наилучшие языковые средства, обусловленные целью высказывания); богатство языковых средств, их разнообразие; ясность речи (доступность, ориентированность на восприятие ее адресатом); выразительность, правильность (соответствие литературной норме). Они составляют одновременно конечную цель обучения в рамках таких учебных предметов, как русский язык и родная речь.Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5 – 6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Настоящая программа рассчитана на три года обучения, с 4-х до 6-ти лет. На проведение занятий отводится один час в неделю, то есть 30 часов в год (время занятий – с октября по апрель включительно). Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и говорения.Цель курса: создание условий для освоения детьми норм и правил родного языка, овладения основными коммуникативными способностями и применения их в соответствии с речевой ситуацией.Задачи:1. развивать коммуникативно-речевые умения и творческие способности детей;2. развивать умение свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения, выражать свои мысли, знания и чувства в развернутых высказываниях;3. обогащать речь учащихся, расширять словарный запас, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;4. обеспечить практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; 5. развивать художественно-образное и логическое мышление;6. расширять и уточнять представления детей об окружающем мире;7. повышать активность и самостоятельность детей, способствующие их умственному и речевому развитию, пробуждать интерес к словесному творчеству;8. развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;9. воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственные ценности в связи с развитием коммуникативно-речевых умений.Настоящая программа рассчитана на три года обучения, с 4-х до 6-ти лет включительно. На проведение занятий отводится один час в неделю, то есть 30 часов в год (время занятий – с октября по апрель включительно). Основные идеи курса.Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. В рамках данной программы как раз и представлена развернутая система подобных занятий.Эта система создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге - развитие связной речи в целом.Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает преемственность в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников - линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, т.к. от одной возрастной группы к другой происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это освоение смысловой стороны слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений. Таким образом, особую актуальность приобретает проблема вычленения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.Основная идея курса заключается в осуществлении коммуникативно-деятельностного подхода к речевому развитию детей, что предполагает реализацию главной функции языка – быть средством общения. Данный подход предполагает включение детей в коммуникативно-речевые ситуации, что обеспечивает осознание процесса рождения речевого высказывания и соотнесения его с собственным опытом создания высказываний, усиливает их познавательную мотивацию, интерес к самовыражению.Также в программе реализуется идея многоаспектности и многофункциональности речевого развития и речевого воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным развитием, поскольку развитое человеческое мышление - это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Правильно построенный процесс речевого воспитания способствует и развитию мышления.Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания. Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.). Отсюда - может быть переброшен своего рода "мостик" от речевого воспитания к художественно-эстетическому.В целом, развитие речи тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, которое осуществляется средствами эстетического воспитания.Возвращаясь к проблеме владения выразительными средствами, следует подчеркнуть, что соответствующие умения наиболее интенсивно формируются при обучении детей пересказу фольклорных и литературных текстов. С другой стороны, владение этими средствами ведет к углублению и утончению художественного восприятия литературных произведений. При формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которая проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.Наконец, обучение дошкольников родному языку открывает новые возможности для решения задач нравственного воспитания.Здесь существенное влияние оказывает содержание художественных произведений, используемых в процессе развития речи. Умение детей рассказывать совместно, группами предполагает установление взаимопонимания между рассказчиками, умение договариваться друг с другом, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Таким образом, развитие языковых способностей образует одну из стержневых линий психического развития в дошкольном детстве.5.2.Содержание программыI ступень.Пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширении представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения.Активизация употребления в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены.Введение в речь наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов; существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия, движение (бежит, мчится); предлогов, называющих местоположение предмета; указательных местоимений и наречий (там, туда, такой, этот), простейших слов-антонимов, существительных с обобщающим значением.II ступень.Расширение и уточнение знаний об окружающем мире. Обогащение речи существительными, обозначающими предметы быта, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых.Упражнение в подборе существительных к прилагательным (белый—снег, сахар, мел, медицинский халат), синонимов (шалун — озорник — проказник), антонимов (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).III ступень.Продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.Дальнейшее введение в речь детей эмоционально-оценочной лексики, выразительных средств языка. Совершенствование умения по использованию разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.5.3.Ожидаемые результаты.I ступень.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум). - умение активно употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены; - умение использовать в речи наиболее употребительных прилагательных, глаголов, наречий, предлогов; существительных, обозначающих профессии; глаголов, характеризующих трудовые действия, движение; предлогов, называющих местоположение предмета; указательных местоимений и наречий, простейших слов-антонимов, существительных с обобщающим значением; - умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах; правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных; - умение вести простейшие диалоги; составлять описания предметов; рассказы по картине, по серии сюжетных картинок; драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок; - умение составлять сравнения по заданному признаку.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения: - умение употреблять в речи формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемые существительные; - умение употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; - умение самостоятельно составлять сравненияII ступень.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум). - умение употреблять в речи существительные, обозначающие предметы быта, профессии, растения, животных, птиц; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующие настроение человека, его отдых; - умение подбирать существительные к прилагательным, синонимов, антонимов;- умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными; правильно ставить ударение в словах; - умение образовывать новые слова от данного разными способами по заданию; - умение правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; неизменяемые существительные; - умение употреблять в речи простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; - умение вести диалог; - умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; - умение составлять загадки по заданным признакам.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:- умение самостоятельно образовывать новые слова от данного разными способами; - умение образовывать однокоренные слова, в том числе глаголов с приставками. - умение пользоваться косвенной речью; - умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать концовки к незнакомым сказкам; умение составлять небольшие рассказы творческого характера на заданную тему.III ступень.К концу обучения по данному курсу предполагается продвижение детей в развитии фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. При этом формируются следующие основные умения:Уровень А (планируемый минимум). - умение активно использовать в речи слова эмоционально-оценочной лексики; - умение по использованию разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; - умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени;умение вычленять предметы из группы разнородных предметов и классифицировать их по родовым и видовым признакам в круге основных тем (овощи, фрукты, головные уборы, одежда, обувь, предметы мебели, цветы и др.); - умение выявлять 1-2 общих и различных признаков у ряда предметов;- умение восстанавливать деформированные предложения без изменения формы слов;- умение устанавливать логическую последовательность событий и логические связи по картинкам и в тексте;- умение раскладывать сюжетные картинки в логической последовательности; - умение восстанавливать деформированный текст из 4 – 5 предложений;- умение составлять рассказ по 4 – 5 картинкам, расположенным в логической последовательности; - умение понимать простейшие фразеологизмы (например: золотые руки, бить баклуши, валиться с ног и др.); - умение составлять устные рассказы из 4 – 5 предложений по началу, по опорным словам, по вопросам, по данному плану;- умение составлять устные рассказы из 4 – 5 предложений на заданную тему;- умение определять по прочитанному отрывку название знакомого произведения;- умение пересказывать небольшие тексты с правильным интонационным оформлением;- умение на слух запоминать и анализировать текст из 4 – 5 предложений;- умение правильно использовать в речи слова, определяющие пространственные и временные отношения («в», «на», «за», «под», «у», «около», «между», «выше – ниже», «дальше – ближе» , «шире – уже» , «короче – длиннее», «направо – налево», «вперёд – назад», «раньше – позже», «потом», «вчера – сегодня - завтра»);- умение понимать и правильно использовать в речи антонимы (холодный – горячий, длинный – короткий, узкий – широкий и др.), синонимы (н.: бегемот – гиппопотам; дети – ребята, ребятишки), многозначные слова (н.: поля тетради, поля пшеницы, поля шляпы; время идет, человек идет), омонимы (н.: родниковый ключ, ключ от дверей), паронимы (одеть – надеть); - умение составлять метафоры по заданным признакам.Уровень Б (желаемый уровень).Помимо указанных выше умений у детей формируются также следующие умения:- умение вычленять предметы из группы разнородных предметов и классифицировать их по родовым и видовым признакам за пределами круга основных тем (например: электрические приборы, бытовая техника, средства информации и др.);- умение выявлять более 2х общих и различных признаков у ряда предметов;- умение восстанавливать деформированные предложения с изменением формы слов; - умение восстанавливать деформированный текст из 6 – 7 предложений;- умение составлять рассказ по 6 – 7 картинкам, расположенным в логической последовательности;- умение составлять устные рассказы из 6 – 7 предложений по началу, по опорным словам, по вопросам, по данному плану;- умение составлять устные рассказы из 6 – 7 предложений на заданную тему;- умение на слух запоминать и анализировать текст из 6 – 7 предложений- умение составлять метафоры самостоятельно..5.4.Тематическое планирование- I ступень (30 занятий) 5.5.Тематическое планирование (30 занятий)- 2ступень..5.6.Тематическое планирование - III ступень(30 занятий)6.Планирование работы по православной составляющей с детьми 4-6 лет(по выбору педагога)Тема: Бог – Творец мира – нашего общего дома. Любовь к Божьему миру.Программное содержание: формировать у детей первоначальные представления о Боге как Творце мира, систематизировать имеющиеся у детей представления о многообразии мира. Воспитывать любовь к Богу, к природе, как к творению Божьему.Тема: Храм – дом Божий. Понятие о кресте и крестном знамении.Программное содержание: познакомить детей с разными формами креста, напомнить какие они видели при посещении храма. Дать представление о значении креста. Способствовать развитию образного и символического восприятия одного из знаков православия.Тема: Праздник Рождества Пресвятой Богородицы.Программное содержание: дать детям представлении о святости св. прав. Иоакима и Анны (рассказ об их благочестивой жизни); познакомить с событиями Рождества Пресвятой Богородицы. Воспитывать уважительное и благодарное отношение к своим родителям.Тема: Церковь – дом Божий. Понятие об иконе.Программное содержание: дать детям представления о том, что такое икона, познакомить детей с православной традицией отношения к иконе – почитание икон. Учить узнавать на иконах Спасителя (Нерукотворный образ Спасителя) и Богородицу, Божью Матерь.Тема: Подготовка к празднику Покрова Пресвятой Богородицы.Программное содержание: познакомить с иконой праздника «Покрова Божьей матери», дать детям представления о Пресвятой Богородице как покровительнице, Заступнице и Представительнице перед Богом за всех людей.Тема: За большим погонишься – и малое потеряешь (по «Сказке о рыбаке и рыбке»)Программное содержание: уточнить понимание детьми смысла незнакомых слов, встречающихся в тексте сказки. Воспитывать в детях сострадание, сочувствие к поступкам одних героев сказки и неприятие поступков других.Тема: Праздник архистратига Михаила и всех небесных сил, Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы? Ангел Хранитель.43Программное содержание: расширение представлений о творении мира Богом, уточнение представлений детей о мире видимом и невидимом, духовном, земном и ангельском. Воспитывать внимание и послушание.Тема: Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)Программное содержание: дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы. Развивать у детей восприятия образа Богоматери как о святом и чистом человеке, о её глубочайшем смирении и послушании, о её уповании на Бога.Тема: Подготовка к празднику Рождества ХристоваПрограммное содержание: познакомить детей с Евангельским событием Рождества Христова. Рассказать о родившемся Богомладенце. О поклонении Ему пастухов и волхвов. Воспитывать у детей благоговейное отношение к образу Спасителя Иисуса Христа и Богородицы.Тема: В огне рождественских свечей.Программное содержание: дать детям представление о содержании библейских повествований о Рождестве Христовом. Приобщать детей к традициям русского народа. Дать более подробное представление о православном празднике Рождестве Христовом. Воспитывать у детей любовь, добро.Тема: Преподобный Серафим Саровский – скорый помощник.Программное содержание: продолжать знакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека, с Богом и миром.Тема: Праздник Крещения Господня.44Программное содержание: познакомить детей с событием Крещения Господня и тем, как повествует об этом Евангелие. Знакомить детей с главными особенностями праздника Крещения Господня: с чином освящения воды и с церковной службой. Приобщать детей к благочестивым традициям.Тема: Праздник Стретения Господня. Детство Иисуса Христа.Программное содержание: продолжать знакомить детей с праздниками православного календаря – событиями и смыслом Стретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Воспитывать у детей уважение к старшим.Тема: Начался Великий пост. «Мост на семь Вёрст».Программное содержание: знакомить детей с особым временем православного календаря – Великий пост – периодом подготовки к празднику Пасхи. Формировать представления о необходимости самоисправления. Воспитывать у детей стремление быть добрымиТема: Пасхальные радости. Цыплёнок в пасхальном яичке.Программное содержание: рассказать детям о последних днях земной жизни Спасителя, Тайная Вечеря, предательство Иисуса Христа Иудой, Распятие и смерть Иисуса Христа. Пасха. Рассказать о Воскресении Христовом. Поддерживать в детях чувство пасхальной радости.Тема: Неделя жён мироносиц – неделя почитания женщин.Программное содержание: познакомить детей со святыми жёнами, кратко рассказать об их помощи людям. Приобщать детей к традиции украшать почитаемые иконы с изображением святых жён декоративным орнаментом. Воспитывать милосердие.Тема: День славянской письменности и культуры.Программное содержание: познакомить детей с ролью Святых Кирилла и Мифодия в обучении грамоте. Содействовать в развитии нравственных качеств детей, воспитывать чувство уважения и благодарности к педагогам и учителям в образе первоучителей славянских.Тема: Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.Программное содержание: знакомить детей с событиями Сошествия Святого духа на апостолов, с праздником Святой Троицы. Воспитывать у детей любовь и интерес к русским традициям (украшения храма, дома своего), к художественной литературе, пению.7.Материально-техническое обеспечение программыПеречень развивающих игр для дошкольников (метод.кабинет)«Читайка» часть 1.«Читайка» часть 2 «Геовизор» малый «Геовизор» большой «Шнуровка» буквы « Шнуровка» шнуровальный планшет «Шнуровка» малая «Волшебная восьмерка»«Квадрат Воскобовича» «Прозрачные квадраты» «Кораблик». «Крестики» «Мозайка» КомпьютерыИнтерактивные доскиНетбуки