"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром."
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром."
Автор: Виктория Анатольевна Светцова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Светцова В.А воспитатель МБДОУ д/с Тигренок с. Мирное
Различные науки следует предлагать детям, но способ преподавания не должен быть насильственным, ибо ни одну науку человек не должен изучать как раб. В душе никакая насильственная наука не останется прочно. Поэтому ненасильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры, тогда ты лучше увидишь , кто к чему склонен.
Платон. Государство. Книга 7
Т.о. ещё с древности взято направление на изучение и развитие способностей детей , реализацию педагогики ненасилия , что в значительной степени сохраняет психо- физическое состояние детей.
Особенность здоровой психики детей- познавательная активность. Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.
Познавательная активность выражается:
*в заинтересованном принятии информации
* в желании уточнить, углубить свои знания
* в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы
* в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале
* в проявлении элементов творчества
* в интересе к процессу познания.
Наблюдая и анализируя проявление познавательного интереса и активности у детей моей группы в среднем дошкольном возрасте, в первой половине учебного года, я пришла к выводу , что на высоком уровне развития находится только 1-й из параметров (заинтересованное принятие информации) , а о самостоятельном поиске ответов, проявлении творческих способностей речь практически не шла. Одной из причин такой ситуации была инертность родителей- не желание, неумение поддерживать познавательный интерес своих детей. Возникла необходимость поиска пути решения данной проблемы.
Первое направление – это работа педагога ( изменение подхода к занятиям и совместной деятельности , их практическая направленность, знакомство с опытом работы коллег, внедрение педагогики сотрудничества)
Второе направление – привлечение родителей к жизни группы ( проведение совместных дел (обустройство группы и участка, подготовка и проведение праздников и развлечений), обсуждение успехов детей и путей их достижения, проведение консультаций, выставок детского и семейного творчества ).
Знакомясь с опытом работы коллег, решила внедрить в свою работу проектный метод.
Данный проект является вторым в этом учебном году. Первый проект Играя – здоровей . Проблема проекта : может ли шляпка помочь сохранить здоровье? Цель проекта: формирование представлений о здоровом образе жизни. Презентация проведена в форме спортивных соревнований с использованием головных уборов. Продукт – необычные шляпки (Водопад, Море, Крепость, Королева цветов, Фея птиц), с помощью которых представлены рекомендации по укреплению и сохранению здоровья.
Настоящий проект на тему: Дом для моих друзей из сказки Кошкин дом
Вид: творческий.
Срок реализации: 2 недели
Участники: дети 5-6 лет.
Проблема: Сгорел кошкин дом. Кошка с котятами остались без жилья.
Поможем кошке построить новый дом.
Цель: Развитие познавательной и творческой активности в процессе создания дома для кошки и котят.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей,
- Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: создавать образ дома из различных материалов.
- Развивать партнёрские отношения между детьми и родителями.
- Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, аргументировать и отстаивать свою точку зрения
План работы:
1 этап Обрисовка сюжетной канвы, обсуждение проблемы.
- прочитали сказку Кошкин дом, посмотрели мультфильм, выяснили отчего у кошки сгорел дом, постарались представит и мысленно пережить ситуацию , когда кошку никто не пускал на ночлег и она осталась вынуждена жить с Василием и котятами в старом, тесном доме. Прочувствовав переживания, дети осознали проблему : кошке нужен новый дом.
Определили задачу: надо построить новый. Дети приняли задачу проекта с интересом, воодушевлённо.
2 этап- организация работы над проектом (сбор и систематизация информации)
Было проведено следующее:
1.Встреча с работником стройки (маляром) – мама Ивановой Н.
Цель: Знакомство с особенностями работы на стройке, строительными специальностями, стройматериалами.
3. Создание коллекции строительных материалов с помощью родителей.
4. Д/И Найди лишнее
Цель: Закрепить знания детей о строительстве, учить различать и называть предметы , не относящиеся к строительству.
5 Познавательное занятие: Кто строит дом?
Цель: Познакомить со строительными специальностями,
расширить кругозор детей.
6. С/Р игра Стройка
Цель: Закреплять знания о профессиях, связанных со
строительством домов.
7. Занятие ИЗО : Кошкин дом
Цель: Развивать фантазию, умение выполнять набросок
придуманного дома.
8. Создание альбомов На стройке, Виды домов, Строительные профессии и инструменты, Где живут люди
Цель: Систематизировать знания и представления детей о видах домов, строительных материалов, этапов
строительства домов.
9. Познавательное занятие Огонь- друг, огонь-враг
Цель: знакомить с правилами безопасного поведения в быту,
с причинами возникновения пожаров в домах
10. Оформление в группе уголка Пожарная безопасность
Цель: Систематизация знаний о причинах пожара и
действиях по его предотвращению.
11 конструирование Мой дом
Цель: Знакомить с отличием избы и коттеджа.
Закрепить умение составлять план 1 этажа дома.
12 Составление карты проекта
Цель: установление последовательности действий.
Развивать навык планирования деятельности.
3 этап- практическая деятельность по решению проблемы
Выбор материала для создания дома
Совместное изготовление домов
Выбор оформления домов
*Определение направления дальнейшего использования изделий (режиссёрская игра, театр Кошкин дом)
4 этап- презентация проекта
Познавательное занятие .
Цель: 1Обобщить знания детей о разных видах домов и строительных материалов. Закрепить знание правил пожарной безопасности в быту.
2 Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
3 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, стремление реализовать желание помочь тому, кто оказался в беде.
Работа с родителями:
консультация на тему Познавательная активность детей
индивидуальные беседы на тему: Совместная исследовательская деятельность
сбор материала для оформления альбомов Строительные профессии и инструменты, Строим дом
презентация домов и индивидуальных альбомов по теме проекта.
Метод проектов оказался очень эффективным средством для решения поставленных задач.
Он дал возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие личности ребёнка.
Это доказывают следующие данные.
параметры
Количество детей, проявивших активность
Начало года
1 проект
2 проект
Интерес к процессу познания
8чел
15 чел
18ч
Самостоятельный поиск ответов на вопросы (использование различных источников информации)
6чел
10 чел
15 чел
Проявление элементов творчества
6 чел
10 чел
12 чел
Ограничились рисунком (замыслом)
5 чел
4 чел
Довели проект до конца
9 чел
12 чел
Количество родителей, принявших участие в проекте
6 чел
10 чел
Вывод: внедрение метода проектов показало, что:
- увеличилось количество детей, которые стали использовать различные источники информации, а не только то, что узнали в саду, стали активнее вступать в общение с родителями, родственниками, друзьями.
- количество детей, закончивших проект полностью, стало больше, не смотря на тех, кто не смог закончить проект из-за болезни. Что говорит о развитии произвольного внимания, ответственности, навыков самоконтроля
- родители принимали участие более заинтересованно, многие в течении всего проекта, некоторые эпизодически (сбор информации из книг, создание коллекции стройматериалов, предоставление мультфильма для просмотра в группе) .
Вместе с тем, проект выявил проблемы, требующие постепенного систематического решения:
- развитие фантазии и творческих способностей у детей
- убеждение родителей в необходимости поддерживать познавательную активность детей, а не отмахиваться от них.
- развивать объяснительную речь ребят
- воспитывать стремление доделать задуманную работу до конца.