«ТОЧКА РОСТА» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ТОЧКА РОСТА» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Автор: Лариса Aнатольевна Болотова
«ТОЧКА РОСТА» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Сегодня многие страны вводят новые образовательные стандарты для детей с учетом тех вызовов, которые им придется решать в будущем. И центральным понятием становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое? «Функционально грамотный человек – этот тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности» Впервые это понятие было внесено ЮНЕСКО еще в 1957 году. Но тогда под функциональной грамотностью понимали ликвидацию безграмотности – важно было научить большую часть населения читать и писать. Это касалось больше взрослого населения и было необходимо для решения бытовых проблем. Сегодня функциональная грамотность трактуется гораздо шире. Дети должны получить не только знания и умения, но также научиться строить отношения и ценности. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает читательскую, математическую, финансовую и естественно-научную грамотности, креативное мышление и глобальные навыки. Основные формы функциональной грамотности это: компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, общественно-политическая грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, грамотность при овладении иностранными языками, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни. В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных образовательных технологий. На сегодняшний момент особо актуально видны потребности современных школьников: ребята находятся в мире огромного количества информации, технологий, поэтому им необходимо получить не только фундаментальные знания, но и полезные навыки, которые позволят ориентироваться в таком сложном, многообразном мире и помогут им стать успешными. Для этого необходимо внедрять инновации в сам процесс обучения С сентября 2019 года в рамках федерального проекта «Современная школа» и национального проекта «Образование» в сельской местности нашей страны начали работу Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», нацеленные на повышение качества подготовки школьников. Цель его создания – сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах. Миссия «Точки роста» – способствовать формированию у школьников современных навыков, необходимых для успешной и безопасной жизни в условиях меняющегося мира. Основная задача открытия этого центра в школе: использование инфраструктуры во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности участников образовательного процесса, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов. Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. После уроков они посещают занятия цифрового и гуманитарного профиля, а также учатся играть в шахматы. В «Точке Роста» , что очень важно в современном мире, школьники учатся работать в команде. Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижение образовательных результатов обучающимися по программам технологической направленности, возможность углублённого изучения отдельных предметов, в том числе для формирования изобретательского, креативного, критического мышления, развития функциональной грамотности у обучающихся. Изменилась содержательная сторона предметной области «Технология. Данные изменения направлены на введение новых образовательных компетенций: робото+техника, 3D-моделирование и прототипирование, компьютерная графика, инженерный дизайн — при сохранении объёма технологических дисциплин. Корректировка содержания влечёт за собой необходимость усовершенствования методов обучения с акцентом на их активность и интерактивность, в том числе на использование дистанционных технологий и сетевого партнёрства. Проведение занятий на материально-технической базе центров «Точка роста» содействует формированию позитивного имиджа образовательной области «Технология», повышает уровень мотивации обучающихся и эмоциональности восприятия учебного материала. В программе обучения предмету «ОБЖ» в классах проходят практические занятия. Это безопасность во время пребывания в различных средах, первая помощь, основы комплексной безопасности населения. Навыки оказания первой медпомощи отрабатываются при помощи современных тренажеров-манекенов и другого наглядного оборудования. В рамках предметной области «Информатика» школьники приобретают навыки 21 века в IT-обучении, основы работы с облачными сервисами хранения и редактирования файлов в информационных системах, размещенных в сети интернет, визуальная среда программирования и его базовые конструкции. Во время 3D моделирования происходит формирование компетенций в 3D-технологии. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности. В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность. Образовательная робототехника – это инструмент, закладывающий прочные основы системного мышления, интеграция информатики, математики, физики, черчения, технологии, естественных наук с развитием инженерного творчества. Задача педагога создать для учащихся условия творческого поиска, в ходе которого, научившись самостоятельно мыслить, они смогут спрогнозировать результаты и возможные различные пути решения затруднительных, непредсказуемых жизненных ситуаций. Школьный кружок «Лего-конструирование» помогает им в этом. Одним из методов, применяемых при изучении робототехники, является метод проектов, который увлекает детей процессом создания собственного продукта, возможностью воплощения своих идей и получением результата. При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью. Одна из основных задач внедрения робототехники в школах – это создание в образовательном учреждении образовательной среды, основанной на лабораториях инженерной направленности, где учащиеся изучают информатику в неразрывной связи с вопросами физики и математики. На занятиях кружка обучающиеся учатся применять математическую грамотность при решении различных задач и оценивать полученные результаты; развивают математическую интуицию. При этом необходимо постоянно поддерживать мотивацию обучающихся на продолжение начатой работы и доведение ее до результата. Усовершенствование математических способностей происходит при исследовании реальных объектов, при изобретении и создании продукта собственной деятельности.. При создании моделей и их проектирования, программирования, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, овладевают математическими рассуждениями. При работе над проектом происходит столкновение мнений, взглядов, взаимообмен знаниями, решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.