Организация работы с одаренными детьми


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы с одаренными детьми
Автор: Ольга Владимировна Гладышенко

Гладышенко Ольга ВладимировнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №7» г. Губкинскогоучитель русского языка и литературыОрганизация работы с одаренными детьми в рамках урока и во внеурочное времяАннотацияВ данной статье освещены основные технологии, методы и формы работы с одаренными детьми. Представлен обзор результатов работы учителя в данном направлении. Приведены рекомендации для педагогов, планирующих работу с одаренными школьниками. Ключевые слова: одаренный ребенок, выявление одаренности, система работы с одаренными детьми, технологии работы, методы работы. Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.Л. Фейербах Стремительное развитие общества определяет, каким должен быть современный ученик. В наши дни значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает. А значит, выявление одарённых детей, организация системной работы с ними - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования.Кто же они, одаренные дети?  Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.В данной статье я бы хотела представить свою систему работы с одаренными детьми. Выявить одаренных ребят не всегда просто, но к этому нужно постоянно стремиться, ведь такие дети есть практически в каждом классе. Для выявления и развития одаренных школьников необходимо поддерживать желание детей работать самостоятельно, исследовать и изобретать, развивать интерес к предмету всеми возможными способами. Для этого я использую следующие технологии:
  • Использование личностно-ориентированного и дифференцированного обучения (индивидуальные разноуровневые задания и проекты, карты личностного роста и тд.);
  • Технологии проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности (метод проектных задач, коллективные научно-исследовательские и социальные проекты и тд.);
  • Проблемное обучение (элементы проблемного обучения включаю в каждый урок на разных этапах);
  • Интеграция школьных дисциплин (провожу как традиционные интегрированные уроки, так и интегрированные занятия в формате проектного модуля);
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности (проведение уроков не только в школе, но и за ее пределами: сотрудничество с музеем, библиотекой, молодежным центром).
  • Успешность работы с детьми во многом зависит и от создания теплых межличностных отношений с педагогом и классным коллективом. Только в условиях психологического комфорта ребёнок раскроет свои способности и будет готов совершать открытия. Выявив одаренных ребят, и организую системную работу с ними. Формами работы является проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня, подготовка к ним. Дополнительную работу с одаренными детьми провожу как на уроке, так и во внеурочное время. В системе урока наиболее результативными и целесообразными считаю следующие методы: проблемные задания, самостоятельная работа с текстами, представление материалов текста в виде схем, таблиц, а также метод учебного творческого проекта.Самостоятельная работа с текстами – оптимальный метод для развития осознанного чтения учащихся, аналитического мышления, внимания. Применяю этот метод как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Так, например, урок на тему «Правописание наречий. Обобщение и систематизация материала» проводила следующим образом. Ребята работали в парах. Каждая пара получила для работы по три учебника разных авторов (Учебник по русскому языку В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой (Теория. 5-9 класс), учебник под ред. Т.А. Ладыженской и учебник М.М.Разумовской), по ноутбуку и следующее задание. Подробно изучив материалы учебников по отдельной орфограмме наречия, сопоставив их, создать брошюру, которая содержала бы текстовый материал, таблицу и схему-кластер по заданной теме. Брошюры пополнили материально-техническую базу кабинета. Ребята в ходе работы не только углубили предметные знания, но и развивали информационную и коммуникативную компетенции. Очень удобен в использовании и творческий проект. Тем более современные учебники (Литература под ред. В.Я. Коровиной, учебник литературы А. Г.Кутузова) представляют уже готовые задания на создание проектов. Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни.  Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства. Идеи проектов могут возникнуть и у самих ребят. В этом случае будет правильно и разумно поддержать инициативу ребят и позволить им проявить себя. Совсем недавно шестиклассники предложили вместо галереи рисунков создать мультфильм по художественному произведению. У них получились замечательные мультфильмы и остались хорошие впечатления от урока.  Кроме того, я стараюсь использовать разнообразные формы проведения уроков: уроки- экскурсии, мозговой штурм, пресс-конференция, семинары, деловые игры и тд. Развивать способности ребят стремлюсь и вне урока. Во внеурочной работе с детьми использую следующие формы работы: консультации, подготовка к различным олимпиадам, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах. Систематическая работа с одаренными учащимися дает положительные результаты. Постоянно растет качество сдачи ОГЭ и ЕГЭ, ребята ежегодно занимают призовые места в городе на ВОШ, все больше детей, готовых заниматься исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская деятельность - одна из самых близких мне форм работы с одаренными детьми. Использовать данную форму начала еще в 2008 году, и уже в 2009 появились первые результаты. Перечислю самые значимые из них:В 2009 году ученица 9 класса Лукьяновская К стала призером районного конкурса исследовательских работ школьников «Я намечаю путь к открытию…», представив работу, посвященную исследованию состояния и тенденций развития современного русского сленга. В 2010 году на районном конкурсе была представлена и отмечена грамотой работа ученицы 8 класса Елыбаевой К., посвященная исследованию степени популярности Дня славянской письменности и культуры в современном обществе. Данный проект стал достаточно значимым в жизни школы. Выяснив, что наши учащиеся недостаточно знают о таком важном для всех славян празднике, мы задумали и силами нашего научного общества провели накануне 24 мая ряд классных часов в разных классах школы. Кроме того, была проведена большая праздничная линейка, посвященная празднику. Проведение данной линейки стало доброй школьноной традицией.В 2012 году работа ученика 9 класса Аллаярова Марселя «Влияние информационно- компьютерных технологий на нормы современной русской орфографии и пунктуации», стала призером Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского.В 2013 учебном году учеником 5 класса Юденко Данилом была написана исследовательская работа «История моего родного города в период Великой Отечественной войны», занявшая первое место в городской конференции.В 2016 году работа ученицы 8 класса Поповой Елизаветы «Топонимика города Губкинского и его окрестностей» была отмечена дипломом второй степени городской конференции, а через год, в 2017 году эта же работа получила Диплом второй степени Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского и диплом второй степени региональной конференции «Будущее Ямала».В связи с этим хотела бы поделиться своими рекомендациями со всеми педагогами, решившимися на научное исследование вместе с детьми. Самое непростое для многих ребят – определение темы исследования. Я уверена, что проблема научно-исследовательской работы должна иметь личностно значимый для автора характер, мотивировать его на поиски решения. Желательно чтобы она была обозначена самим учащимся. Так в моей практике одна из учениц посетила Болгарию в конце мая и приехала с вопросом: «Почему там широко отмечается День славянской письменности, а у нас нет?» И мы решили исследовать этот вопрос, узнать, как отмечают этот праздник в других славянских государствах, сравнить с тем, как отмечается он в России, выяснить знакомы ли учителя и учащиеся нашей школы с таким праздником. Не нужно пугаться, если темы ребят будут соприкасаться со смежными вашему предмету дисциплинами. Это даже хорошо, потому что позволит педагогу многому научиться в ходе работы. Не следует давать ребятам слишком сложный материал для самостоятельного изучения. Необходим использовать индивидуальные консультации и объяснять ребенку все нюансы исследования. В противном случае ученик может испугаться сложностей и не завершить работу. Завершается исследование обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы. Презентация - это витрина работы. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык. Итак, две основные проблемы презентации -это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текс презентации будет написан в виде тезисов.В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому нужно быть готовым. Презентацию желательно отрепетировать. После презентации или самопрезентации необходимо провести рефлексию. Для того, чтобы учащиеся получили возможность осознать, что проект завершен, и сделать необходимые выводы о результате и ходе работы над проектом.В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Библиографический список
  • Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М., 1981
  • Мельникова Е. Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006
  • Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.,1984
  • Фомина, Л. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно- исследовательской деятельности школьников : [Электронный ресурс] / Л. Ф. Фомина. URL: development/a_x8h1t.html?xsl:print