Занимательный русский язык
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занимательный русский язык
Автор: Алексеева Люция Равильевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2»городского округа город Агидель Республики БашкортостанРАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕНА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОДДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТСрок реализации: 1 годРуководитель: Алексеева Люция Равильевна2023 годПояснительная запискаЦели данной программы:формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;развитие навыков исследовательской работы;повышение интереса к филологическому образованию;подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.Задачи:воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;расширение и углубление запаса знаний учащихся, формированиелингвистической компетенции;совершенствование коммуникативной культуры учащихся;выявление и поддержка лингвистически одаренных детей.Формы организации работы:беседа, конкурс, викторина, познавательно-развлекательные игры,тематические устные журналы, конференция, практическая лексическая работа: толкование слов, редактирование текста, опыт составления словарной статьи, опыт составления понятий одной из школьных дисциплин (литература, история, обществознание и т.д.),знакомство с многоаспектностью существования слова (прямое и переносное значение, синонимия, антонимия, паронимия, и т.д.),совершенствование навыков пользования со справочной литературой, словарями и энциклопедиями; развитие навыков со справочными Интернет-ресурсами, исследовательская и проектная деятельность учащихся.Занятия могут проводиться дистанционно (на платформе ZOOM) в период карантинных мероприятий, актированных дней. Формы контроля:анкетирование;фронтальный опрос;проверка рефератов, творческих заданий;выпуск газеты; проект-презентация;выступление на мини-конференцииПланируемые результаты освоения курса «Секреты русскогоязыка»I. Личностные результаты:развивать потребность в самостоятельности действий, выходящей за рамки учебной деятельности;самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения значимых для личности и общества проблем и задач, в том числе с использованием справочных материалов, словарей, интернет-ресурсов; пользоваться предметным указателем толковых словарей,энциклопедий и справочников для нахождения информации;проявлять устойчивый интерес к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем; осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях; развивать психологические качества личности (любознательность,инициативность, трудолюбие, волю) и творческий потенциал.II. Метапредметные результатыРегулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и в случаях необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбираяоснования и критерии для указанных логических операций;строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);уметь определять возможные источники необходимых сведений,производить поиск информации, анализировать и оценивать еёдостоверность;понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные УУД:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;учиться критично относиться к своему мнению, с достоинствомпризнавать ошибочность своего мнения и корректировать его;уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.III. Предметные результатыУметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов, подбирать к словам антонимы, синонимы, паронимы;произносить слова, гласные, согласные и их сочетания в составе слов всоответствии с орфоэпическими нормами русского языка, соблюдать нормыударения, знать названия букв алфавита; уметь пользоваться орфоэпическим словарем;квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;объяснять написание слов и правильно писать слова, орфография которых подчиняется правилам, изученным в 5-7 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами;свободно пользоваться орфографическим словарем;определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 5-7 классах; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;обосновывать и правильно употреблять знаки препинания в простыхосложненных и сложных предложениях;выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, уметь применять знания при написании слов, основываясь на принципы орфографии русского языка;рассуждать, создавать тексты различных жанров в соответствии с учебной задачей и речевой ситуацией.Содержание программы1. Язык и речь - чудо из чудес. (Высказывания великих людей о русском языке.Пословицы и поговорки о родном языке. История слов).2. Необычные правила. (Работа со школьными правилами).3. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)6. Хитрый звук «йот» (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)7. Слова-тёзки.1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).8. Различай и отличай.1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).9. Поиск нужного слова. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)10. Многословие. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).11. Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)12. Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова) .13. Судьба слова. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)14. Проще простого или сложнее сложного. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)15. Согласуй и помни. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).17. Наречие как часть речи. (Наречие. Работа с деформированными текстами.Лингвистическое лото.)18. Образование бывает разным. (Способы образования наречий. Решениелингвистических примеров и задач.)19. Разряд, становись в ряд! (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)20. Узнай меня по суффиксу! (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)21. Некогда или никогда? (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).22. Затруднительное состояние. (Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения)23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. )24. Употреби меня со словом. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)25. То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)26. Соединю простое в сложное. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.)Тема 28. Не могу не знать = я знаю! (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)29. Будешь вежлив ты со мной. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)31. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)32. «Стильная речь». (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)33. Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи)34. Итоговое занятие. Защита проекта.Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2»городского округа город Агидель Республики БашкортостанКАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕНА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОДДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-13 ЛЕТСрок реализации: 1 годРуководитель: Алексеева Люция Равильевна2023 годКоличество часов в неделю: 1 часКоличество недель в году: 34 недели