Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников с применением ИКТ в подготовительной группе. Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников с применением ИКТ в подготовительной группе. Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА»
Автор: Сафронова Валентина Ивановна

Сафронова Валентина ИвановнаМаксимова Валентина Геннадиевна,воспитатель МБДОУ «Детский сад № 42» гебоксарыКонспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников с применением ИКТ в подготовительной группе.Тема: «ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА»Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»Цель: Формировать положительное отношение к изучению чувашского языка, к людям, говорящим на этом языке, культуре чувашского народа.Образовательные:1.Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.2.Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке "масмак" отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему.3.Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги.4.Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога.Развивающие:1.Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента.2. Развивать ассоциативное мышление.2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков.Воспитательные:1.Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому.2.Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе.Словарная работа: активизация словаря: масмак, линейный орнамент.Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики в прорисовке мелких деталей узоров, тонких линий контура кисти.Предварительная работа: рассматривание чувашской национальной одежды в мини музее детского сада «Край 100 тысяч песен - моя Чувашия»», альбомов«Солнечная Чувашия», «Чăваш тĕрри», презентация «Моя Чувашия».Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование (проектор, рулонный экран, ноутбук, звуковые колонки), мольберт, элементы чувашской национальной женской одежды, куклы Нарспи и Сетнер, презентация «Мой родной край», подборка: чувашская мелодия, бумага красного цвета, 21*15, гуашь белого и желтого цвета, влажные салфетки, одноразовые тарелочки.Методы и приемы: игровая мотивация, рассматривание чувашского национального костюма, художественное слово (считалка, поговорка), использование ИКТ, вопросы, музыкальное сопровождение, чувашская хороводная игра.Ход.Воспитатель: (Стулья расставлены полукругом у мультимедийного проектора). Педагог приглашает детей в круг. Дети берутся за руки, смотрят друг на друга и улыбаются. (Слайд 1)- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости, поэтому улыбнемся гостям и поздороваемся:Ырă кун пултăр!Возьмемся за руки, друзья!Друг другу улыбнемся.Мы пожелаем всем добра И скажем: « Здравствуй, солнышко!»- И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день. Сегодня у нас необычный день, к нам в гости пришли куклы Нарспи и Сетнер. Поздороваемся с ними на чувашском языке. Ырă кун пултăр! Садитесь на стулья. Ребята, как называется наша страна? (ответы детей, включается слайд 1). Наша страна самая большая в мире и в ней много республик. А как называется наша Республика? (слайд 2). Как называется столица нашей республики?У каждой страны, республики и города есть свои государственные символы(слайд 3). Посмотрите на экран. Вы когда-нибудь эти символы видели? Как они называются? Да, это герб и флаг. Что нарисованы на гербе и флаге? А какими цветами они раскрашены? Красный и желтый это традиционные цвета чувашского народа.Следующий символ – это гимн. Гимн – это песня о родине, которая исполняется во время праздника или торжественного мероприятия, а слушают ее стоя, не разговаривая. Предлагаю вам послушать гимн Чувашской Республики (все встают, включается аудиозапись). Ребята, а сейчас предлагаю вам встать около своих стульев, поиграем.Физкультминутка:Мы в Чувашии живем /азводим руки в стороны) Есть у каждого свой дом. (Делаем крышу над головой)Есть работа, есть друзья тучим кулачками и хлопаем в ладоши)Мама, Папа, есть и я ( Разводим руки влево и вправо) Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая необычная одежда у наших гостей. Как вы думаете, как называется этот наряд? Наряд на чувашском языке тумтир. Повторим вместе тумтир. Что на голове у Нарспи? Масмак. (индивидуальное повторение 2-3 детей). Масмак красного цвета и украшена вышивкой. Нарспи в белом платье – кĕпе. Поверх платья завязала фартук – саппун. Сетнер в белой рубашке и поясе. Пояс на чувашском – пиçĕххи. Платье и рубашка украшены вышивкой. Какие они нарядные. Вам нравится?Рассмотрим предметы одежды женского наряда (слайд 4). Женщины и девочки на голову надевают масмак – это повязка на голову, она украшена узорами монетами, бисерами и бусами. Наша родная Чувашия славится вышивкой. Её называют краем ста тысяч узоров. 26 ноября отмечают День Чувашской вышивки. Давайте рассмотрим, какими же узорами вышивали (слайд 5). Вышивка состоит из геометрических узоров: полос, зигзагов, квадратов, прямоугольников и треугольников. Использовали нитки красного, желтого, зеленого цвета. Желтый означает солнце, красный жизнь, любовь, зеленый трава. Вышивкой так же украшали салфетки, полотенца.Приглашаю вас поиграть в чувашскую хороводную игру «Çÿрет Ваня», но в начале выберем водящего по считалке:Икĕ кишĕр, пĕр сухан, эп юлатăп, эс тухан.(Дети ходят по кругу, в середине круга ребенок выбирает себе друга и танцуют вместе, остальные хлопают).Çÿрет Ваня, çÿрет Ваня / Çаврашка ăшĕнче, / Çаврашка ăшĕнче.Шырать Ваня, шырать Ваня/Хăй валли юлташ вăл,/Хăй валли юлташ вăл. Тупрĕ Ваня, Тупрĕ Ваня / Хăй валли юлташ вăл, / Хăй валли юлташ вăл.Воспитатель вносит головные повязки «масмак» с разной вышивкой:- Посмотрите, что я вам принесла. Кто догадался, как они называются?Дети отвечают. Воспитатель обобщает ответы детей:-Да, это чувашские головные повязки «масмак». А почему их так называют?Дети вспоминают легенду о девочке Масмак.-Девочка по имени Масмак, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак».Воспитатель:- Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся?Дети: - На них нарисованы животные, растения, горы, земля. Они все красивые.Воспитатель:- Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы.Хотелось бы вам научиться создавать такую красоту? Ребята, сейчас вас я приглашаю в творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Я вам предлагаю украсить масмак картиной природы для выставки .Дети садятся на стульчики у мольберта.- Давайте мы с вами подумаем, как художник нарисовал бы картину природы? Что такое природа, ребята?- А как бы чуваши создали картину природы своими узорами?Дети отвечают. Воспитатель показывает изобразительные модели узоров солнца.– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному.Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего?- А как мы будем изображать солнце, давайте покажем в воздухе пальцем.Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора дерева.- Это, символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, как расположены ветви деревьев: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.- А как мы будем изображать деревья, давайте покажем в воздухе пальцем.Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора животного.-Это узоры, обозначающие животных. Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются?Воспитатель обращает внимание детей на то, что художник передает внешний вид животного точно, а народная мастерица - вышивальщица изображает его по-своему: показывает только самое заметное, главное.- А как мы будем изображать животных, давайте покажем в воздухе пальцем.- Значит, ребята, картину природы можно рисовать узорами, изображающими солнце, деревья, вспаханную землю, животных.Воспитатель:-Теперь можно приступить к работе. Для начала я вам предлагаю выбрать масмаки, которых вы хотели бы украсить.Дети подходят к столу и выбирают себе изобразительный материал и садятся за стол.Воспитатель: Маттур, молодцы! Приступаем к работе. (Включается чувашская музыка. Работа детей).Беседа о последовательности выполнения работы детьми.- С чего начать работу (с деления полосы бумаги на 4 частей и проведения линии земли и неба)Ребята, полосу бумаги разделим на 4 части: сначала делим пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Наверху полосы проводим линию неба, а внизу – линию земли- Ребята, как узоры будем размещать на масмаке?Ответы детей.- Да, чтобы было красиво, они должны повторяться и чередоваться. Например, дерево, животное, дерево, животное и так дальше. Или солнце, дерево, солнце, дерево. Такую картину можно назвать «Ветви деревьев тянутся вверх, к солнцу»В своей картине в каждой части полосы нарисуйте элементы чувашского узора по своему желанию. Но только помните, что они чередуются- Сначала нарисовать одинаковые узоры одним цветом, в тех местах, где их загадали, а в остальных частях – другие узоры другим цветом.Воспитатель показывает в качестве примера динамическую модель создания линейного орнамента-Молодцы, можете приступать к работе.  Работа детей.Воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь в прорисовывании отдельных элементов. Если дети раньше всех заканчивают работу, воспитатель предлагает помочь остальным, кто плохо справляется с работой.   Совместный анализ детских работ.В конце занятия дети рассматривают созданные узоры. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о его масмаке. Можно предложить поменяться работами и «прочитать» узор друзей.-А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор?( индивидуальное обращение к детям). -Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Теперь можно организовать выставку ваших работ в уголке краеведения.Рефлексия.Воспитатель просит детей оценивать себя, выбирать смайлики. Если у детей все получилось, они выбирают веселый смайлик, если не все получилось – смайлик с нейтральным лицом, если ничего не получилось – грустный смайлик.Итог, рассматривание работ: Ребята все постарались, какие красивые масмаки получились у девочек и мальчиков. Какой масмак вам больше всего нравится? Замечательные работы! Какие чувашские слова запомнили? Хотите ещё узнать о чувашском национальном костюме? Попрощаемся с нашими гостями. Сывă пулăр!