Квест- игра "Озёра". География 6 класс.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Квест- игра "Озёра". География 6 класс.
Автор: Попова Галина Витальевна

 «Озера»ОБЩАЯ ЧАСТЬТема урока: «Озера»Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКАЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной планете.  Природа Земли восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей планеты, причин формирования и изменения природного мира»Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали оболочку Земли на протяжении нескольких уроков?Ответы учеников « Гидросфера»Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе гидрологических экспедиций. Для начала определим тему наших экспедиций:
  • Найдите и выпишите слова по теме «Гидросфера». Определите тему урока.
  • Что вы знаете об ОЗЕРАХ? Кто бывал на озере? Как они образуются?
  • Обсудите в паре и заполните первые две колонки таблицыМы с вами определили задачи на наше занятие. Для этого нам предстоит пройти маршрут урока и  выполнить задания по теме: « Озера».Вопрос:  Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи? Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках, атлас, учебник, справочная литератураКаждая экспедиция, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:маршрутным листом, атласом, учебниками. ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.Профессия гидролога, путешественника полна  приключений. А знаете ли вы, ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилийТак вот сегодня нас ждет гидрологический квест об озерах Готовы ли вы сейчас назвать: самое «рыбное» место в величайшей пустыне? Или какое озеро называют «Мертвым сердцем?, а какое из судоходных озер является самым высокогорным? А озеро, незамерзающее в самые суровые зимы ?Вопрос:   Кто готов дать ответ?Гидрология – серьёзная наукаИ всем известно, без воды нет жизни.И может, кто-то даже скажет «скука,Таким вот образом служить своей Отчизне».Но вы, воды стихию обуздайтеИ в мирное ее, направьте руслоВсем сомневающимся докажите,Что гидрология научное искусство!Возникает проблемная ситуация.ЭТАП 3.   Планирования.Учитель:  Перед вами маршрут Экспедиции. На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!ЭТАП 4.  «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.№ 1 .  Старт «Карта»Учитель:Первопроходцем быть нелегко,Пред ним стояло много задач,Тебе же в готовом все виде дано,На контурной карте ты обозначь: даны контуры – написать названия объектовЗа каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)Ученики выполняют задание. Подписывают географические объекты. ( получают подсказки) 2. Привал  «Что такое озеро?»Учитель: Прочитайте текст в учебнике стр…., рассмотрите озера на карте, выберите существенные признаки озера, сформулируйте определение: Что такое озеро? и запишите его.За каждый правильный нанесенный объект 1 балл. ( получают подсказку)
  • Привал « Происхождение озерных котловин»
  • ОЗЕРНАЯ КОТЛОВИНА – природное углубление…, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?Разберемся, как образуются озерные котловины, заполним таблицу:Для примеров используйте следующие объекты: Виктория, Ньяса, Великие Американские Озера, Танганьика, Ладожское, Байкал, Каспийское, Сарезское ( МОЖНО ДОПОЛНИТЬ СВОИМИ ПРИМЕРАМИ - + дополнительные баллы)
  • Привал  « Гидрологический пост»
  • ОБСУДИТЕ:
  • В природе много котловин, различных понижений рельефа, однако далеко не все они становятся озерами. Почему?
  • Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?
  • Почему на картах одни озера изображают голубым цветом, а другие розовым или светло сиреневым?
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  • Что изображено на схемах? Приведите примеры таких озер.
  • Может ли озеро одновременно быть и пресным и соленым? Найдите такое озеро на карте России, запишите его название. ____________________________________________________
  • ( Получают 4 подсказку)Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции  или отряда остается  последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.
  •  «Последний перевал»!
  • Учитель:Очень трудно, очень сложноПомнить все определенья,Капитанам нужно быстроЗакончить верно предложенья!Ученики:  начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.      
  • Углубление, по которому воды реки текут постоянно  …..
  • Граница, разделяющая бассейны рек…..
  • Скопление воды в природных котловинах……
  • Часть речной долины, затопляемая во время половодья…..
  • Место выхода подземных вод на поверхность……..
  • Река со всеми притоками…..
  • Вся площадь поверхности , с которой река собирает воду…..
  • Место, где начинается река…………
  • Место, где река впадает в море, озеро или др. реку……….
  • Подъем уровня воды в реке из-за дождей……
  • Самый низкий уровень воды в реке………….
  • Тип питания реки, получающей воду из-за таянья снегов…..
  • Падение воды с крутого высокого уступа, пересекающего русло…………
  • Горные реки отличаются ….. течением
  • Тип питания реки, получающей воду из-под земли……
  • В чем измеряется соленость воды…………………..
  • КАПИТАНЫ ПОЛУЧАЮТ ПОСЛЕДНЮЮ ПОДСКАЗКУ……………………………… (географические координаты – за штрафные очки ( 5 очков)ЭТАП 5.    Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Используя их, попытайтесь определить, на какое из озер вы отправлены в гидрологическую экспедицию. Составьте характеристику вашего озера по плану: ( предложите план)Этап 6. Отчет экспедиции….ЭТАП 6.    Рефлексия.Вопросы учителя:С какими трудностями вы встретились в пути? Что помогло вам в нашем путешествии?Ответы учеников…Вернемся к нашим таблицам в начале урока, заполните третью колонку.Учитель: Предлагаю каждому гидрологическому отряду подсчитать свои  результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.ЭТАП 7.    Домашнее задание.Учитель:   Предлагаю вам,  использовать свои знания по данной теме и  написать отчет о любом озере, которое мы не рассмотрели сегодня. Раздаточный материал для учащихся к уроку.1.Найдите и выпишите слова по теме «Гидросфера». Определите тему урока.2. Обсудите в парах и заполните первые две колонки таблицы (распечатать по количеству пар)3. № 1 .  Старт «Карта»Первопроходцем быть нелегко,Пред ним стояло много задач,Тебе же в готовом все виде дано,На контурной карте ты обозначь:
  • 2) 3)
  • 4) 5) 6)7. 8.. За каждый правильный узнанный объект 1 балл. Всего…….. баллов 2. Привал  «Что такое озеро?»Прочитайте текст в учебнике стр…., рассмотрите озера на карте, выберите существенные признаки озера, сформулируйте определение: Что такое озеро? и запишите его.За каждый правильный нанесенный объект 1 балл. Всего………….. баллов
  • Привал « Происхождение озерных котловин»
  • Если «ОЗЕРНАЯ КОТЛОВИНА» – природное углубление…, то каким может быть его происхождение? Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин?Разберемся, как образуются озерные котловины, заполним таблицу:Для примеров используйте следующие объекты: Эйр, Виктория, Ньяса, Танганьика, Байкал, Каспийское, Сарезское. (МОЖНО ДОПОЛНИТЬ СВОИМИ ПРИМЕРАМИ - + дополнительные баллы)ВСЕГО……… баллов
  • Привал  « Гидрологический пост»
  • ОБСУДИТЕ:
  • В природе много котловин, различных понижений рельефа, однако далеко не все они становятся озерами. Почему?
  • Какие условия нужны, чтобы природная котловина заполнилась водой, и в ней образовалось озеро? При каких условиях в озере сохраняется постоянный уровень воды?
  • Почему на картах одни озера изображают голубым цветом, а другие розовым или светло сиреневым?
  • _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
  • Что изображено на схемах? Приведите примеры таких озер.
  • Может ли озеро одновременно быть и пресным и соленым? Найдите такое озеро на карте России, запишите его название. ___________________________________________________
  • ВСЕГО…………… баллов
  •  «Последний перевал»!
  • Очень трудно, очень сложноПомнить все определенья,Капитанам нужно быстроЗакончить верно предложенья!
  • Углубление, по которому воды реки текут постоянно  …..
  • Граница, разделяющая бассейны рек…..
  • Скопление воды в природных котловинах……
  • Часть речной долины, затопляемая во время половодья…..
  • Место выхода подземных вод на поверхность……..
  • Река со всеми притоками…..
  • Вся площадь поверхности , с которой река собирает воду…..
  • Место, где начинается река…………
  • Место, где река впадает в море, озеро или др. реку……….
  • Подъем уровня воды в реке из-за дождей……
  • Самый низкий уровень воды в реке………….
  • Тип питания реки, получающей воду из-за таянья снегов…..
  • Падение воды с крутого высокого уступа, пересекающего русло…………
  • Горные реки отличаются ….. течением
  • Тип питания реки, получающей воду из-под земли……
  • В чем измеряется соленость воды…………………..
  • Выполнял капитан……………………ВСЕГО ……………..баллов
  • Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Используя их, попытайтесь определить, на какое из озер вы отправлены в гидрологическую экспедицию. Составьте характеристику вашего озера по плану: (предложите план)
  • ХАРАКТЕРИСТИКА ОЗЕРА………………………..ВСЕГО НАША экспедиция НАБРАЛА ………………………………… баллов.В составе экспедиции были: 1)2)3)4)5) ПОДСКАЗКИ (4 команды – 4 озера, для каждой команды подсказки распечатываются, разрезаются и выдаются по одной за правильно выполненные задания)Озеро Чад.
  • Озеро расположено в одном из самых засушливых мест на земле, на границе четырех государств. Озеро относится к числу реликтовых (как и наш Байкал), оно существует миллионы лет.
  • Поверхность озера не постоянна: занимая обыкновенно около 27 тыс. кв. км, озеро в дождливое время года разливается до 50 тыс., а в сухое — сокращается до 11 тыс. кв. км. Для озера характерно колебание уровня воды: так, будучи полноводным на момент открытия в 1823 году, уже через 30 лет оно представляло собой болотистый водоем с редкими окнами чистой воды. Из-за своего непостоянного характера озеро не имеет четких очертаний и на большинстве карт имеет границу в виде пунктира. Собственно, водоем не имеет береговой линии как таковой - есть болота, размеры которых регулярно меняются.
  • Оно располагается в одной из величайших пустынь мира. На его берегах ведется оживленная торговля рыбой, рыболовными принадлежностями и поваренной солью.
  • Озеро должно быть очень соленым: оно лишено стока в виде рек, вода испаряется и просачивается в песчаный грунт. Однако водоем практически пресный, здешнюю воду можно пить, не опасаясь отравления. Вода его является пресной из-за наличия подземного питания грунтовыми водами, которое компенсирует потерю влаги из-за сильного испарения.
  • Исследования показали, что вода пресная только в верхних слоях, в то время как у дна - все-таки солоноватая. Тот факт, что слой соленой воды не увеличивается, ученые объяснили следующим образом: в 900 километрах к северо-востоку от озера находится котловина, расположенная на 80 метров ниже уровня озера, к ней ведет подземный водный поток - под руслом высохшей реки. Таким образом, соленые придонные воды постоянно уходят из озера, и оно остается относительно пресным.
  • 12°с.ш.,13° в. д.
  • Величие и самобытность Чада воспевал еще великий русский поэт Николай Гумилев:
  • "На таинственном озере Чад посреди вековых баобабов вырезные фелуки стремят на заре величавых арабов. По лесистым его берегам и в горах, у зеленых подножий, поклоняются страшным богам девы-жрицы с эбеновой кожей".Озеро Эйр- Норт
  • Самое крупное озеро расположено на юге материка, на 15 метров ниже уровня моря, в пустынной и безжизненной местности, при этом его площадь составляет 9500 кв. км. Во время сезона дождей глубина озера и его размеры зависят от муссонов и количества воды, ливни могут вызвать и наводнения. Впервые водоем обнаружен в первой половине 19 века иммигрантом-англичанином, которые искал пастбища для овец и набрел на необычный соленый резервуар.
  • 2) Примерно каждое десятилетие озеро становится гигантским пресноводным водоемом. Цикличность такого превращения соблюдается около 20000 лет. Еще один интересный факт из истории водоема связан с составом его дна, когда под жарким солнцем оно превращается в необыкновенно гладкое и твердое покрытие. На таком пространстве был установлен рекорд скорости езды на автомобиле с турбинным двигателем (644 км в час).3) В сухой сезон озеро больше напоминает снежную пустыню. Суровый климат и отсутствие влаги – это основные причины того, что в окрестностях Эйр практически нет никаких животных, птиц, насекомых и пустыню окутывает звенящая тишина. Большую часть года оно покрыто соляной коркой почти в 4 метра толщиной.4) На карте озеро – это окрашенная малиновым цветом территория, которая не только местоположением, но и формой определила себе название «Мертвое сердце». Впервые увидевшие водоем путешественники прошлого и нынешние туристы испытывают изумление от пейзажей, замерших в ужасной мертвой неподвижности.5) Когда в озеро приходит вода, оно взрывается жизнью. Неизвестно откуда появляются растения, вода возвращает к жизни водоросли и яйца креветок, затаившихся в иле в состоянии спячки. Пересекая половину материка, прилетают птицы: утки, бакланы, чайки, они кормятся креветками и рыбой, принесенной реками. Пеликаны собираются для размножения в шумные колонии.6) 29° ю.ш.,138°в.д.Озеро Титикака
  • Это высокогорное озеро, расположенное на границе двух государств. Оно находится на высоте 3812 метров над уровнем моря, а площадь бассейна – 8300 квадратных километров. Исследование топографии водоема показало, что некогда озеро находилось на 3750 метров ниже, чем сейчас, и было морским заливом! Сейчас оно является самым возвышенным судоходным озером на земле.
  • Это самое большое озеро на материке. Жители по берегам строят соломенные хижины, а по озеру передвигаются на тростниковых лодках, очень напоминающих древнеегипетские папирусные корабли.
  • Местные жители название озера переводят, как “Горная Пума” или “Скала Пумы”, беря во внимание форму озера, и добавляя немного фантазии. Другой предложенный перевод звучит как: «скала победителя». Озеро имеет 41 остров, некоторые из них густо заселены.
  • Вода в озеро из атмосферных осадков и талых вод. Ледники в горах и на всей территории высокогорного плато питают примерно 27 рек, которые затем стекают в озеро, но лишь небольшая река служит единственным стоком воды.
  • Плавающие острова — одна из самых популярных достопримечательностей озера, привлекающая огромное количество туристов. Поверхность островов является довольно тонкой, возникает ощущение, будто идешь по воде, и одно неправильное движение проломит тростник. Но это не так, острова очень прочны и выдерживают большие нагрузки.
  • 16°ю.ш., 69°з.д.
  • Озеро Онтарио
  • В системе озер оно считается самым маленьким. Название озера происходит из языка индейского племени и обозначает «Озеро сияющих вод». На старых картах можно увидеть разные названия озера.
  • Площадь — 19,5 тыс. км². Сегодня по берегам озера расположены около тридцати национальных заповедников, дикие необжитые северные территории, многочисленные реки и чистейшие озера. В переводе из наречий местных племен, это название обозначает "красивое", "большое", "прекрасное".
  • В озеро впадает река, на которой расположен знаменитый водопад.
  • Озеро никогда не замерзает, но подвержено бурям. С океаном озеро соединятся рекой Св. Лаврентия, вытекающей с восточной стороны озера.
  • Окружающая озеро природа живописна и уникальна. Она является идеальным местом для обитания многих видов наземных животных, птиц, рыб и растений. В прибрежных лесах и на островах живут многие млекопитающие, например, красные рыси и волки. Местные хищники охотятся на белохвостых виргинских оленей, красных белок, лосей, зайцев-беляков. В отдаленных от населенных пунктов местах к озерам выходят медведи. В озере водится озерная форель, чавыча, щука, семга, карповые виды, американский проходной сиг. Рыбная ловля здесь разрешена с июня по август.
  • 44° с.ш., 78°з.д.