И.С.Тургенев "Бежин луг"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: И.С.Тургенев "Бежин луг"
Автор: Переверзева Людмила Ивановна
Тип урока: обобщение изученного.Цели урока:образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева; выяснить соответствие территориальных единиц, существовавших в 19 веке, с сегодняшним разделением;воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации журнала “Современник”, “Записки охотника”, издание “Записок охотника”, раздаточный материал (листы на столах), иллюстрации, презентация к рассказу “Бежин луг”; учебник-хрестоматия 6 класс.Ход урокаЭпиграф“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал.И.С. Тургенев1. Оргмомент.Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.2. Сообщение темы и цели урока.Сегодня на уроке мы с вами поговорим о мальчиках– героях рассказа “Бежин луг” (См. тему и цели урока)Мы снова возвращаемся к творчеству И.С. Тургенева. Эпиграфом к уроку служат слова самого писателя.(Чтение эпиграфа учителем.)– Почему так считал И.С. Тургенев? (Ответы учащихся.)3. Проверка домашнего задания (карточка №1)Вспомните биографию писателя. Скажите, как называется имение И.С.Тургенева, одно из самых известных литературных мест в России? Почему?(Ответ учащегося на задание №1)– Ребята, перечислите рассказы, которые вошли в цикл “Записки охотника”.(“Хорь и Калиныч”, “Степь”, “Уездный лекарь”, “Льгов”, “Ермолай и мельничиха” и другие.)– Итак, из биографии Тургенева мы знаем, что он любил охотиться, поэтому много путешествовал, а, следовательно, бывал во многих местах.– Ребята, назовите место, с которого начинается путешествие рассказчика? (Чернский уезд, Тульской губернии (С.125.)– Как вы понимаете слово “уезд”? А как слова “губерния”? Подберите синонимы к этим словам. (“Уезд” – район, “губерния” – область.)– Ребята, откройте читательские дневники. Давайте обратимся в карте литературного краеведения Липецкой области и попытаемся проследить творческий путь И.С.Тургенева.И наши места не остались не замеченными Тургеневым. Первая запись, которая фиксировала замысел писателя о создании рассказа, была сделана в августе 1850 года: “Бежин луг. Описать, как мальчишки гоняют лошадей в пустыри на ночь”.Герой-рассказчик охотится в Чернском уезд, Тульской губернии. В настоящее время – это место на карте находится в Тульской области между сёлами Кытино и Ступино. В конце 1950-х годов выходит в рассказ “Лебедянь”, в котором описаны вся красота природы г. Лебедяни, входящей в молодую Липецкую область, образованную в 1954 году. В начале 1940-х годов писатель посетил этот город.Итак, мы видим, что от “Бежина луга” Тургенев продолжает свой путь в Лебедянь.4. Погружение в атмосферу, изображённую в рассказе “Бежин луг”Рассказ о мальчиках в ночном – не просто очерк о представлениях детей одной из деревенек средней полосы России о мире вокруг них. Это и поэтическая картина родной природы, и описание уже определившихся характеров подростков и их взглядов, и раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей России.На доске спроецирована иллюстрация художника В.Е.Маковского “Ночное”Давайте попытаемся представить себе тихую росистую летнюю ночь, неподалеку реку, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони.Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Ребят, не знакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая разного рода былички, бывальщины. Для нас они интересны, необычны. Они – другие. Наверное, не меньший интерес испытывал герой-рассказчик “Бежина луга”.– Перескажите встречу охотника с мальчиками. (Пересказ учащихся.)– Ребята, вспомните, что означает понятие “очерк”. (Заслушивается ответ учащихся.)Очерк – небольшое литературное произведение краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).-Дайте определение слову “рассказ” Рассказ-жанр эпоса, небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни героя.5. Работа с литературоведческим словарем (с.395.)-Что общего? Чем различаются?По вопросу определения жанра мнения расходятся: очерк или рассказ. Так как Тургенев включил “Бежин луг” в сборник рассказов “Записки охотника”, то мы будем называть его рассказом, а не очерком.Ребята, почему рассказ называется “Бежин луг”? Зачитайте. (С. 124)(Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находился в 13-ти км от Спасского-Лутовинова.)Кто главный герой произведения?- Попробуйте охарактеризовать сюжет очерка.(Сюжета как такового нет, ничего не происходит)Сюжет максимально ослаблен, и по нему нельзя сказать о героях.Обычно пейзаж являлся фоном развития событий, то здесь, наоборот.- Что же тогда происходит. (Краткий пересказ текста.)(Охотник заблудился после охоты, оказался ночью среди деревенских мальчишек, которые на лугу рассказывали страшные истории, а утром покинул “Бежин луг”.)6. Беседа.– Давайте исходя из понимания такой структуры подумаем: “ Почему именно “Бежин луг”?(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился, картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба Павлуши -все это связано с Бежиным лугом, как с географическим метом происшедшего, так и цельным ощущением автора от всех этих событий.)- Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)- Ребята, назовите героев рассказа “Бежин луг”? Сколько их?(Их пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.)3) Давайте дадим общую характеристику мальчиков.(Сообщение уч-ся по карточке №2.)– Кто из мальчиков, по мнению рассказчика, был из богатой семьи? Какие особенности его поведения подметил рассказчик?Мы наблюдаем за подростками на фоне летней ночи и видим, как сложились характеры и определились взгляды. О бедности и ранней работе крестьянских детей в 19 веке писали много и сочувственно.- Что еще, самое важное кроме бедности удалось показать автору?(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и одаренность, духовную красоту ребят.)4) А теперь следующее задание. Создайте портрет одного из мальчиков, (пять учеников описывают пять мальчиков.)Можно создать характеристику, обратясь к иллюстрациям на ваших столах. (Иллюстрация Ильюши или Кости.)-Ребята, кто из мальчиков вам больше всего понравился? Найдите описание этого героя в тексте. Зачитайте.– Почему выбрали этого героя?Дома некоторые из вас подготовили рисунки.– Какие индивидуальные черты внешности, характера героя, вы старались изобразить?– Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Попробуйте объяснить, почему. Зачитайте из учебника этот фрагмент.(Павлуша, отношение автора видно в последнем абзаце рассказа.)А теперь перейдем к подробной характеристике каждого мальчика. На доске вы видите план характеристики.План характеристики1. Портрет мальчика.2. Его роль среди товарищей.3. История, которую рассказал герой.4. Поведение мальчика.5. Характер героя.6. Отношение к нему автора и ваше.– Давайте по нему охарактеризуем каждого мальчика. ( Подбор цитат к пунктам плана.)7. Характеристика героев– Можно характеризовать мальчиков с помощью цитат, подобранных к каждому пункту плана.– Давайте обратимся к заданию №6.Какую роль в рассказе играет фольклор? С какими фольклорными жанрами мы сталкиваемся?(Ребята рассказывают разного рода былички, бывальщины. Фольклорные жанры: былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни, частушки, заклички, приговорки, дразнилки и другие.)– Как вы понимаете слово быличка? А что означает слово бывальщина? А что такое поверье?(Ученик работает у доски)(Быличка – небольшой рассказ о действительном происшествии, случившемся с героем рассказа и его близкими.Бывальщина – в русском народном творчестве – это короткие устные рассказы о будто бы имевших место невероятных происшествиях.Поверье – предание, основанное на суеверных представлениях.)– Чем бывальщина отличается от былички? (Таблица 1)Дать задание на ноутбуках(См. , таблица 2)– Рассказ какого мальчика вам показался более интересным и почему?(Слушаются варианты ответов.)(Мнения разделились: некоторым понравилась манера повествования Ильюши. Они утверждают, что он больше знает разных историй, и их привлекла обилие информации. Другим нравится Павлуша. Он – лидер.)8. Речевая характеристика мальчишек.– Давайте рассмотрим один из фрагментов более детально. Итак, перед нами 2 рассказа об одном и том же таинственном Тришке.(Чтение рассказов учителем или хорошо читающими учениками.)– Сравните фрагменты. Вопросы для сравнения вы видите на доске.Вопросы для сравнения фрагментов.Что вы можете сказать об объеме высказывания?А что о знаках препинания в каждом рассказе?Как относится Павлуша к своему рассказу?А как Ильюша?Чем насыщена речь Ильюши и чего нет у Павлуши?– Итак, сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?(Отличия:1) Объем высказывания: Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Ильюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Применяет ораторский прием.2)Знаки препинания:У Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания, ни одного многоточия.Но все это есть в речи у Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий – они предполагают, что в это время речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.Павлуше смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом.Илюша же в современном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы еще раз пережить страшное воспоминание.9. Беседа по вопросам.Подумайте, каковы причины повтора в речи Ильюши: “Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!” (Убеждение в реальности этого события.)- Что еще присутствует в речи ребят? Какие это слова?(Диалектные и просторечные слова.)-Приведите примеры диалектов.(“Откентелеева” (откуда), “на-поди, напредки (наперёд, сначала), “боча” (бондарь, ремесленник, изготовляющий бочки).– Приведите примеры просторечий.(“Хоша” (хоть), “перетрусился”(испугался), “эфто” (это), “слышь” (слышишь), “шти” (щи), “хрестьяне” (христиане – крестьяне”, “испить” (выпить, напиться), “зачнётся” (начнётся), “куды” (куда), “запужала” (напугала), “авось” (всё равно).- Итак, какой мы можем сделать вывод в речи ребят?(Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.)– Ребята, давайте обратимся к последнему заданию нашего читательского дневника.– Ребята, кем, по-вашему мнению, является рассказчик, повествуя о своём приключении? (Писатель.)– А кем он является по своему увлечению? (Охотник.)– А кем герой-рассказчик становится в окружении мальчиков, у костра? (Наблюдатель.)На доске:Писатель – охотник – активный наблюдатель10. Итог урока.Итак, сегодня на уроке мы обращались к проблеме взаимодействия человека и природы, которое приносит в рассказ автор; знакомились с пятью очень разными мальчиками у костра, с их размышлениями и сомнениями; работали над различными видами характеристик героев рассказа “Бежин луг”.Эта работа облегчит ваше домашнее задание.11. Домашнее задание.– Откройте тетради и запишите домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру “Характеристика литературного героя”. На эту тему мы продолжим работу на уроках русского языка в 7классе и на уроках литературы с в 9-11 классах. А пока, согласно плану, дайте характеристику одного героя.12. Выставление оценок.Учитель комментирует поставленные оценки.– Урок окончен, спасибо за внимание.