ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
Автор: Аитова Гульназ Вилуровна
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВАВся жизнь детей насыщенна игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт – всё это помогает осуществить театр.Театрализованная деятельность способствует воспитанию детей, мыслящих не шаблонно, а творчески, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Мы рассматриваем театрализованную деятельность в детском саду как возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой личности.Работая в группе для детей с общим недоразвитием речи, большое внимание уделяем театрализованной деятельности, так как является эффективным средством для речевого развития ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации и совершенствованию разных сторон речи (словаря, грамматического строя, диалога, монолога, звуковой стороны речи). Опыт показывает, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование).Очень часто педагоги используют театрализованную деятельность в основном для развития творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни эпизодически, зачастую для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее. Тем не менее этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач.Театрализованную деятельность осуществляем в основном в виде: игры драматизации и режиссёрских игр.Режиссерская игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей: текст произведения для детей только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. К режиссерским играм в детском саду можно отнести настольный театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он самостоятельно создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного), действует за него, изображает его мимикой, интонацией и жестами. Дети любят обыгрывать измененные собственными фантазиями знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного.Вторая группа – игры драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнения роли. При этом могут быть использованы куклы, шапочки или маски. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него и живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение.Игры-драматизации способствуют воспитанию и развитию интересной, самостоятельной, творческой личности и обеспечивают проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняют поведение детей. Застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные и несдержанные дети учатся подчинять свои желания интересам коллектива, таким образом незаметно дети учатся взаимодействовать, проявляя уважение к чувствам и желаниям сверстников.Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности в группе были созданы условия в групповой предметно-пространственной среде.Совместно с родителями пополнили зону театрализованной деятельности разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, атрибутами- заместителями. Оформили уголок ряжения, который дополнили яркими юбками и рубахами, а также костюмами сказочных героев. Оснастили техническими средствами: ноутбуком, колонками, музыкальным центром.Предусмотрели возможность трансформируемости театрального уголка в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей. Оформление театрального уголка изменяется в зависимости от сезона, традиционных событий, в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В группе имеется полифункциональная мебель. Вариативность среды представлена наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования и прочее), а также наличием разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.В этом году мы опробовали еще одну форму организации совместной театрализованной деятельности детей, которая позволяет осуществлять разновозрастное взаимодействие детей в совместном представлении. Мы со своими детьми пришли к малышам в группу и вовлекли их в совместную деятельность. Такая форма позволяет старшим детям проявить инициативу в выборе произведения для спектакля, самостоятельность в оформлении элементов декораций, костюмов, а младшим побыть в роли актеров.Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных во ФГОС ДО, является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Чтобы привлечь родителей к театрализованной деятельности, мы организовали консультации: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?», «Сказки на всякий случай». В консультациях предложили рекомендации, как поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности: своим присутствием в роли зрителей поддерживать детей на детских спектаклях; предлагать исполнение понравившейся роли в домашних условиях, предлагать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения; рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях; стимулировать ребенка к рассказыванию собственных впечатлений, полученных в результате просмотра спектаклей. Был организован семинар-практикум для родителей«Роль театрализованной деятельности в раз- витии речи детей». Теперь родители являются активными участниками наших постановок.Для развития инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности мы используем:- этюды на выражение различных эмоциональных состояний, которые способствуют развитию у детей умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, например, «Мне грустно», «Я сержусь», «Долгожданная встреча», «Хитрый заяц»;- игровых упражнений, направленных на развитие определенных сценических приемов;- театрализованных игр, построенных на принципе свободной импровизации.При выборе методов руководства театрализованной деятельностью детей важным является переход от драматизации к импровизации, позволяющий детям чувствовать себя свободно, раскованно. При этом снимаются барьеры, преодолеваются страхи, создается ситуация успеха для самовыражения ребенка.