Социализация детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП через изобразительную деятельность и включение учеников в мероприятия школы, городские и всероссийские конкурсы (из опыта работы)
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП через изобразительную деятельность и включение учеников в мероприятия школы, городские и всероссийские конкурсы (из опыта работы)
Автор: Светлана Викторовна Бантикова
Социализация детей младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП через изобразительную деятельность и включение учеников в мероприятия школы, городские и всероссийские конкурсы (из опыта работы)Аннотация: В статье рассмотрены особенности восприятия детей с ДЦП, их особенности в изобразительной деятельности - в рисовании. Рассматривается необходимость использования нетрадиционных техник рисования, как условие и возможность, того, что дети с ДЦП могли бы доступно изобразить желаемое, и быть успешными. В статье предлагаются техники рисования используемые в практике работы с детьми с ДЦП и дающие положительные результаты.Ключевые слова: социализация, ДЦП, творчество, образное познание, творческий потенциал, развитие. Одна из главных задач деятельности образования - социализация детей в условиях современной жизни. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с особыми детьми, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только родных и близких ему людей, но и общества в целом. Чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, со взрослыми, тем успешнее будет его социализация. У детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) наблюдаются различные характерные нарушения высших кинетических функций, которые определяют не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений. Как правило, у детей сохраняется правильное восприятие отдельных движений, но отсутствует возможность синтезировать эти движения в единое целое. В связи с этим, основной клинический симптом ДЦП – нарушение двигательных функций, которые связаны с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов. В результате расстройства проявляются в нарушении слуха, зрения, речи. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Они лишены широких взаимных контактов, возможности делиться опытом и получать его от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, робость, боязливость и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка. Вынужденная обездвиженность и наличие множества сопутствующих синдромов оказывают негативное воздействие на психическое развитие ребенка, что "весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом". Имеющиеся особенности накладывают отпечаток на все аспекты деятельности, в том числе и на изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность рассматривается педагогами как "специфическое образное познание действительности", позволяющее максимально раскрыть творческий потенциал детей. Перед нами, педагогами, стоит задача помочь особому ребенку развить и раскрыть его личностный потенциал. И как раз творчество помогает нам раскрывать личностный потенциал ребенка. Практика работы с детьми ДЦП показывает, что наиболее привлекательной изобразительная деятельность становится в младшем школьном возрасте. В данном возрасте дети с удовольствием лепят, рисуют, делают аппликации. В первую очередь, ограничение функций опорно-двигательного аппарата накладывает отпечаток на непосредственное выполнение работы. Недостаточная развитость мелкой моторики рук приводит к тому, что основная техника рисунка – черкание. Рисование точек и прямых линий также является сложным ввиду неумения производить точные и согласованные движения. Вторая сложность – нарушение пространственного восприятия, что становится причиной зеркального изображения предметов, а также размещения их в различных частях рисунка. Отдельную сложность в овладении младшими школьниками с ДЦП изобразительной деятельностью выступает нарушение цветовосприятия. Дети с трудом отличают оттеночные цвета, могут оперировать только основными насыщенными: красным, синим, желтым, зеленым.На основании представленного выше обзора особенностей изобразительной деятельности у детей с ДЦП можно сформулировать коррекционные задачи для изучаемой категории детей в области развития навыков изобразительной деятельности:Развитие мелкой моторики рук;Повышение скоординированности движений ребенка;Развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги);Улучшение цветовосприятия. Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. И вот тут нам , педагогам, на помощь приходят нетрадиционные техники рисования. Занятия с использованием нетрадиционных техник имеют основную задачу не научить ребёнка рисовать, а помочь ребёнку решить проблемы, вызванные нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики и моторики. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, помимо двигательных нарушений, есть различные индивидуальные трудности. Поэтому достоинством нетрадиционного рисования является его доступность: им могут заниматься дети, имеющие низкий уровень графических возможностей вследствие поражения рук.Обучение детей рисованию, при помощи нетрадиционных техник, направлено на развитие творческих способностей ребёнка, его фантазии с помощью изобразительных средств. При этом особое внимание уделяется не качеству, а содержанию изображаемого.Обучение приёмам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приёмы, компенсирующие двигательную недостаточность и позволяющие практически любому ребёнку что-то изобразить.Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.В настоящее время педагоги знакомы и используют в практике работы с детьми с ДЦП много различных нетрадиционных технологий, которые позволяют детям быть успешными в изобразительной деятельности.Техника печать листьями позволяет детям легко изобразить дерево, с кроной и ветками, направленными вверх. Позволяет нарисовать бабочку с красивыми крыльями, проступающими прожилками на крыльях и другие рисунки, изображению которых может научить педагог. Техника довольна проста, но обязательно удивит и порадует детей. Техника рисования ладошкой, пальчиками заключается в том, что ребёнок наносит краску на часть своего тела, например: ладонь (рисуем также кончиками пальцев) и прикладывает к листу бумаги, к оставленному отпечатку дорисовывает детали и вот на листе бумаги ребёнок с ДЦП смог изобразить сказочную жар-птицу или петуха в красных сапогах! Ярко, красиво, а самое важное, что обязательно получится!Техника рисования печатями. Для рисования используются различные печати. В работе с детьми с ДЦП необходимо продумать и сделать печать удобной, чтобы ребёнок мог удержать её в ладони. Детям с ДЦП трудно передать величину предметов, использование печатей, разных по величине поможет создать рисунок. . Самое главное, что у него появится возможность быть успешным и порадоваться своему рисунку.Также в практике с детьми с ДЦП мы используем множество других различных нетрадиционных техник рисования таких как: монотипия, приём «разбрызгивание», размытый рисунок, рисование по мятой бумаге, техника «волшебные нитки», техника «пальцевая живопись», рисование солью, манкой, рисование мыльными пузырями, приём кляксографии, рисование свечкой (фотокопия), воздушным шариком, техника «граттаж» и др. Дети, страдающие церебральным параличом, так же, как и их здоровые сверстники, стремятся быть успешными, а именно нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности позволяют им добиться яркого, интересного результата.А так же, положительная динамика, результативность работы с ребенком во многом зависит от умения педагога поддерживать его интерес, как к собственным достижениям, так и к успехам его товарищей. И мы это осуществляем через демонстрацию достижений детей в форме показа работ, участия в выставках, конкурсах, олимпиадах.Мы акцентируем внимание детей не на успехах в конкурсах и олимпиадах, подчеркиваем не возможность получения неких побед, а возможность получения новых знаний. В данном случае актуален основной девиз спортивных соревнований: «Главное не победа, а участие». Ребята могут реализовывать свой творческий потенциал с помощью участия в школьных мероприятиях (тематические недели, конкурсы, выставки), городских и всероссийских конкурсах. Для реализации своего творческого потенциала детям с ОВЗ требуется большая социальная активность, смелость и фантазия. Главное в нашей работе с детьми с ОВЗ - это желание помочь им реализовать их творческие идеи, научить добиваться целей, показывать результаты своих трудов другим людям, а также придать им уверенности в своих силах. Это будет способствовать их успешной социализации в обществе.Наши ребята с удовольствием принимают активное участие в различных конкурсных мероприятиях:*Школьных - *Городских - * Всероссийских - Творческий подход к детям с особыми потребностями позволяет обеспечить успех во взрослой жизни, дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. В заключении хотелось бы сказать, что занятия изобразительным творчеством позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развить мелкую моторику, развивают творческое мышление, терпение, ответственность, позволяют научиться конструктивному восприятию мира и осознать себя деятельной частью окружающих людей. Важное значение имеет поддержка и одобрение любых творческих идей, поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов детей, развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности. Мы, педагоги, должны предоставить детям максимум возможностей для развития потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний. Для многих детей с ОВЗ – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтобы получить жизненно важные практические навыки. Полученные знания и умения могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только досугом, но и профилизацией их жизненного статуса.Список используемой литературы:1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.2. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.3. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.4. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько – М.:Академия 2001г.5. Монастырская Н.А. Раскрытие личностного потенциала детей инвалидов и здоровых детей посредством совместной творческой деятельности. Москва: Роои «Здоровье человека», 2013.6. Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие. сост. Н.Д.Шматко - М.: Аквариум 1997г.