Рабочая программа средняя группа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа средняя группа
Автор: Евгения Владимировна Смирнова

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 15»Принята на педагогическом совете Утверждена приказом заведующего Протокол № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДООРазновозрастная: средняя и старшая группасоставлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровойсрок реализации программы (2022 – 2023 уч. г)Составила: Смирнова Е.В. воспитательгодОглавление1. Целевой РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная запискаРабочая программа средней группы (далее Программа) составлена с учетом основной образовательной программы МБДОУ ЦРР ДС № 15, ФГОС дошкольного образования, образовательных потребностей детей 4-5 лет и запросов родителей. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в средней и старшей группе ДОО.В Программе учтены концептуальные положения реализуемой в ДОО примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).Закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения и дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей, расширение кругозора, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество ДОУ с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах детской деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Представленная рабочая программа педагога, работающего с детьми средней и старшей группы обеспечивает преемственность с примерными основными образовательными программами дошкольного образования.Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательных областей ФГОС дошкольного образования.Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей средней и старшей группы. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составили:
  • Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  • Цель и задачи ПрограммыПрограмма направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 4-5 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника 4-5 лет. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; • создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в старшей группе ДОУ; • творческая организация воспитательно-образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество детей 4-5 лет в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • единство подходов к воспитанию детей в ДОО и семье; • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. Программа сформирована, как программа педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей старшего дошкольного возраста.Принципы и подходы в организации образовательного процесса в разновозрастной группе В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства. Программа направлена на всестороннее развитие детей 4-5 лет, формирование их духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа построена с учетом следующих принципов:• развивающего образования, целью которого является развитие ребенка 4-5 лет; • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; • принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей4-5 лет, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности старших дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; • предполагает построение образовательного процесса в средней и старшей группе на адекватных возрасту формах работы с детьми; • допускает варьирование образовательного процесса в старшей группе в зависимости от региональных особенностей; • строится с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой, сотрудничество с семьей. Отличительные особенности Программы:Направленность на развитие личности ребенка Приоритет Программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его. Патриотическая направленностьВ Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях 4-5 лет патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностейВоспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей 4-5 лет стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Нацеленность на дальнейшее образованиеПрограмма нацелена на развитие в детях старшего дошкольного возраста познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Направленность на сохранение и укрепление здоровья детейОдной из главных задач, которую ставит Программа является забота о сохранении и укреплении здоровья детей4-5 лет, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенкаПрограмма направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей, как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.). Взаимодействие с семьями воспитанников Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
  • Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
  • Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
  • Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
  • Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
  • Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и отражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
  • Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
  • Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
  • С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
  • Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
  • У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
  • 1.3. Промежуточные планируемые результаты по ОО4-5 летСоциально-коммуникативное развитиеРазвитие игровой деятельности:– способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее, изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров;– организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:– способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;– проявляет потребность в общении со сверстниками.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:– чувствует отношение к себе сверстников, проявляет чувство собственного достоинства;– проявляет уважительное отношение к сверстникам;– знает о достопримечательностях родного города.Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:– соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте;– знает элементарные правила безопасного дорожного движенияФормирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:– выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения: – соблюдает элементарные правила поведения в природе.Развитие трудовой деятельности:– самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:– доводит начатое дело до конца;– испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельностиФормирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:– владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и т.д.)– имеет представление о значимости труда родителей, других близких людейПознавательное развитиеСенсорное развитие:– различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета, параметры величины– использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.) – подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма, материал и т.п.)
  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:
  • использует строительные детали с учётом их конструкторских свойств
  • осуществляет анализ элементов схемы и соотносит их с имеющимися деталями
  • пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения замысла
  • Формирование элементарных математических представлений:– владеет элементарными навыками сравнения групп предметов, навыками счета в пределах 5– выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя действия наложения и приложения – владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве– использует временные ориентировки в частях суток днях недели, временах годаФормирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:– имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках– проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям– имеет представления о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения– способен устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природыРечевое развитиеРазвитие свободного общения со взрослыми и детьми:– использует речь для инициирования общения, регуляции поведения– активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстникамиРазвитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:– понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния– использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования– владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков)– способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагогаПрактическое овладение воспитанниками нормами речи:– пользуется разнообразными формулами речевого этикета– способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речиРазвитие литературной речи:– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов; способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;– способен импровизировать на основе литературных произведений.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книгФормирование звуковой аналитико-синтетической активности:– различает основные звуки речи;– владеет элементарными навыками звукового анализа.Художественно-эстетическое развитиеПриобщение к изобразительному искусству:– различает виды декоративно-прикладного искусства; – различает произведения разных видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), отвечает на вопросы педагога по содержанию;– понимает значение слов «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура».Приобщение к музыкальному искусству:– внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои чувства словами, рисунком, движением.Приобщение к словесному искусству:– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд:– проявляет интерес и бережно относится к результатам детского ––изобразительного творчества;– передает характерные особенности (цвет, форму, величину) предметов, явлений природы;– лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;– использует традиционные техники рисования кистью, карандашом;– использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.Развитие музыкально-художественной деятельности:
  • различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы)
  • выделяет средства выразительности музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро)
  • узнаёт песни по мелодии.
  • может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с другими детьми - начинать и заканчивать пение
  • самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка
  • импровизирует мелодии на заданный текст
  • способен выполнять танцевальные движения пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с предметами (с куклами, игрушками, лентами)
  • выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
  • инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли
  • умеет играть простейшие мелодии на одном звуке на металлофоне, погремушках, барабане, ложках
  • Развитие детского творчества:– сочетает различные техники изобразительной деятельности при воплощении индивидуального замысла – самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем мире и художественной литературе– создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного содержанияиспользует варианты композиции и цветовой гаммы при создании рисунковв лепке создает образы персонажей, передает их настроение, самостоятельно находит способы соединения частей материалаФизическое развитиеСохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2 раза в год)Воспитание культурно-гигиенических навыков:– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом – имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видомФормирование начальных представлений о здоровом образе жизни: знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище– знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия– имеет представление о составляющих здорового образа жизниРазвитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):– прыгает в длину с места не менее 70 см– может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200—240 м– бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):– ходит свободно, держась прямо, не опуская головы– уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие– умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами– в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге– ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его– бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку– чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счетФормирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:– активен, с интересом участвует в подвижных играх– инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях– умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.- может петь плавно, лёгким звуком, отчётливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, в сопровождении музыкального инструмента;- использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;- умеет импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера (колыбельную, марш, вальс);- способен выполнять танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд и на месте;- ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой музыки;- самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, умеет придумывать движение к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;- исполняет простейшие мелодии на металлофоне (сольно и в ансамбле).Развитие детского творчества:- создает выразительные художественные образы в рисунке, лепке, аппликации;- передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;- самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые, объединяет разные способы изображения (коллаж);- варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций.2. Содержательный раздел2.1. Характеристика возрастных особенностей воспитанниковСредний дошкольный возраст 4 – 5 лет    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.   Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.  Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.                 Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.  К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения сложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и в внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.   В среднем дошкольном возрасте вил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общнии с взрослым становится внеситуативной.   Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб- разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.2.2. Особенности планирования образовательного процессаСодержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет в п.2.7.: «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно - исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
  • в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами; и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
  • для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка».
  • Структура образовательного процесса опирается на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка», и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности».Структура образовательного процесса:
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность в режимных моментах;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • образовательная деятельность в семье.
  • При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой:
  • Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  • Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
  • Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
  • Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
  • Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию.Формы, способы, методы и средства реализации ПрограммыФормы организации деятельности по разделу: социально-коммуникативное развитиеФормы организации деятельности по разделу: Познавательное развитиеФормы организации деятельности по разделу: Речевое развитиеФормы организации деятельности по разделу: Художественно-эстетическое развитиеФормы организации деятельности по разделу:Художественно-эстетическое развитие (музыка)Формы организации деятельности по разделу: Физическое развитиеСодержание психолого-педагогической работы с детьми по образовательным областямОбразовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Образовательная область «Познавательное развитие»Образовательная область  «Речевое развитие»Образовательная область  «Художественно – эстетическое развитие»Образовательная область  «Физическое развитие»Календарь тематических недельв средней группе на учебный годПредлагаемое содержание деятельности носит целенаправленный характер (раскрытие темы) и не исчерпывает всей полноты образовательной работы педагога. Педагог самостоятельно распределяет всю образовательную работу по дням недели, учитывая нагрузку и интересы детей.2.3. Перспективное планирование по образовательным областямСредняя группа, на учебный год1-Я НЕДЕЛЯ МОЯ СЕМЬЯДиагностика педагогического процессав средней группе (с 4 до 5 лет)дошкольной образовательной организациина учебный годГруппа___________________ средняя № ____Воспитатели: 1.2.Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей 4—5 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольною образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художествснно- эстетичсскос развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
  • балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  • балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  • балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  • балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  • баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
  • Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, еслидругое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (но строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания обще групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или обще групповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.Образовательная область «Познавательное развитие»Образовательная область «Речевое развитие»Образовательная область «Физическое развитие»Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Образовательная область «Художественно-эстетическое развитиеВыводы: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.4.Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группеПеречень программ и технологий, используемых в работе с детьми данного возраста представляется на основе учебно-методического комплекса реализуемой в ДОО основной образовательной программы (с учётом части, формируемой участниками образовательных отношений)Образовательная область «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Образовательная область «социально-коммуникативное развитие» Образовательная область «Физическое развитие» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьмисодержания регионального компонента образованияЦель: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием; формировать у детей интерес и ценностное отношение к родному краю.Задачи:
  • Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту природы Южного Урала.
  • Формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире региона).
  • Развитие у дошкольников интереса к родному городу, краю, его достопримечательностям, формирование чувства гордости за него.
  • Расширение представлений о названии города, улиц,
  • Приобщение детей к народным промыслам (уральской росписи и др.).
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию региона, развитие умения творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
  • Приобщение детей к уральским традициям, которые передаются из поколения к поколению (народные игры, танцы).
  • Воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе региона.
  • Содействие проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города (села) и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях (день города).
  • Интеграция содержания различных образовательных областейСоциально-коммуникативное развитие: народные игры Уральского региона. Познавательное развитие: природа Уральского региона, растительный и животный мир, культура и быт народов Южного Урала.Речевое развитие: речевой фольклор Урала.Художественно-эстетическое развитие: продуктивная деятельность по мотивам народного творчества народов Южного Урала, произведения уральских композиторов, произведения устного народного творчества народов Южного Урала, детских писателей Урала.Физическое развитие: подвижные игры народов Уральского региона, спортивная жизнь Урала.Программное обеспечение реализации регионального компонентаПеречень традиционных событий, праздников, мероприятий, проводимых в средней группе Взаимодействие с родителями (законными представителями)воспитанниковОсновные цели и задачи:Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo - педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Рекомендации родителям по речевому развитию:
  • Папка-передвижка «Игротека в кругу семьи»,
  • Консультация для родителей. «Учимся говорить правильно».
  • Консультация для родителей: «Речевые игры по дороге домой для детей Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь»
  • Родительское собрание в старшей и средней группе Тема: «Развитие речи детей»
  • Рекомендации родителям по экологическому воспитанию:
  • Консультация для родителей «Игры экологического содержания»
  • Консультация для родителей «Задачи экологического воспитания ребенка в семье».
  • Папка-передвижка «Экологическое воспитание»
  • Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Перспективный план взаимодействия с родителямина уч. год(средняя группа)
  • Организационный раздел
  • 3.1 Особенности организации образовательного процессаРежим дня на холодный период в средней группеРежим дня на тёплый периодРазвивающая предметно – пространственная среда Материально-техническое обеспечение Программы
  • Регламент непосредственно образовательной деятельности