"Использование экспонатов школьного музея в образовательном процессе и во внеурочной деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование экспонатов школьного музея в образовательном процессе и во внеурочной деятельности"
Автор: Никитеева Оксана Геннадьевна

«Использование экспонатов школьного музея в образовательном процессе и во внеурочной деятельности» Школьный музей сегодня становится все в большей степени тем инструментом, который позволяет укоренить в жизни базовые ценности общества, становится важной составляющей образовательно - воспитательного пространства.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов:Личностных: сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край; готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; сформированность мотивации школьников к целенаправленной познавательной деятельности; сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности. Метапредметных:умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи; умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность; умение использовать различные ресурсы для достижения целей; умение устанавливать контакты с представителями социума;овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач. Предметных:приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Историко - краеведческий музей в нашей общеобразовательной школе был создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому воспитанию школьников, становлению гражданственности, формированию исторического самосознания учащихся. Начало созданию музея было положено 1992 года. В настоящее время в музее хранится более 250 экспонатов. Многие из них помогают мне, как учителю сделать урок ярким, образным и запоминающимся, оживить сухой язык учебника. Музейный экспонат, являясь свидетелем прошлого, на уроке истории и краеведения он становится . Изучая любую историческую эпоху с помощью реального предмета можно повысить интерес учащихся к истории и получить более глубокое понимание материала. Экспонат школьного музея может выступать как исторический источник. Представляя ученикам музейный экспонат, педагог может и предложить создать собственную интерпретацию исторических событий и явлений, участия в них этого предмета, объяснить причины и следствия, мотивы и цели деятельности человека прошлого, привести аргументы, провести небольшое расследование. Особое внимание обращаю на работу с вещественными источниками, которые собраны в музее. Это позволяет обучающимся в доступной форме усваивать социальный опыт прежних поколений, проявлять активность и взаимодействовать между собой. В данном случае дети имеют возможность изучать историю, не только слушая учителя и разглядывая иллюстрации в учебнике, но и непосредственно осязая предмет и, таким образом, определяя его характерные черты и полезность. Работа с вещественными источниками отражает деятельностный подход, занимающий ведущее место в современной педагогике. Работа с предметами дает школьнику возможность реализовать потребность в физическом движении (потрогать, повертеть в руках и т. д.), усиливает познавательный интерес, позволяет в практической плоскости представить определенные исторические, географические, биологические и другие понятия, которые в иных случаях воспринимаются абстрактно, в отрыве от жизни. Работая с экспонатами музея, учащиеся учатся выбирать и формулировать темы исследования. Даже небольшие исследовательские работы, начатые на уроке, могут вырасти в полноценные проекты. Занимаясь поиском и сбором источников, анализируя полученные данные, оформляя выводы, учащиеся приобретают определенный набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.Привлечение краеведческого материала создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера и самостоятельной работы школьников. Важную роль имеют музейные экспонаты и для обогащения словарного запаса учащихся. Современному ребенку становятся понятными не только названия предметов из школьного музея, но и ,    и  , что является важным фактором успешности обучения по самым различным предметам. Кроме того музейный экспонат может быть опорой для проблемного вопроса или проблемной ситуации.Практика показывает, что использование музейных экспонатов на уроках не вызывают перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчают усвоение курса истории, делают знания учащихся более прочными и глубокими.Таким образом, если в школе есть музей, то необходимо использовать его богатейший потенциал для обучения и воспитания подрастающего поколения.