Использование симуляционного моделирования в медицинском колледже


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование симуляционного моделирования в медицинском колледже
Автор: Сосновская А.К. Иванова В.И. Осетрова Л.С. Ланина И.С.

Использование симуляционного моделирования в медицинском колледжеА.К. Сосновская, В.И. Иванова, Л.С. Осетрова, И.С. ЛанинаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕВ настоящее время при подготовке средних медицинских работников осуществляется по ФГОС СПО, предполагающего реализацию практико-ориентированного обучения студентов. При этом в процессе обучения у обучающихся должны быть сформированы виды деятельности, общие и профессиональные компетенции, декларируемые ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.Практико-ориентированность обучения достигается при использовании преподавателями на практических занятиях, занятиях по учебной практике современных педагогических технологий, методов и приемов обучения.Как показала практика, наиболее эффективной для реализации в образовательном процессе медицинского колледжа деятельностно-компетентностного подхода при подготовке медицинских сестер показала себя технология симуляционного моделирования.Исходя из понимания, что медицинская симуляция это использование одного вида имитационного оборудования или их комплекса для имитации реальной ситуации сестринского ухода и наблюдения за пациентом с целью обучения выполнению отдельных манипуляций или же их комплекса, а также оценки преподавателем качества сформированности вида деятельности, общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО и, соответственно, рабочими программами профессиональных модулей и учебных практик. Конечно же, симуляция не может полностью заменить реальные клинические ситуации, но позволяет преподавателю на практических занятиях создать условия, максимально приближенные к ним, ведь для студентов симуляции представляются очень реалистичными [1].При использовании на практических занятиях технологии симуляционного моделирования обеспечивается реалистичное обучение без риска для пациента, у студентов имеется возможность отработать на манекенах, тренажерах, имитаторах необходимое им количество повторов выполнения манипуляций для перевода умения в навык. При этом обучающиеся выполняют манипуляции в спокойной обстановке и получают объективную оценку преподавателя с комментариями допущенных ошибок, планируют дальнейшие действия по недопущению этих недочетов. В ККБМК созданы все условия, позволяющие преподавателям использовать на практических занятиях симуляционные технологии. Учебные кабинеты оснащены муляжами, анатомическими моделями, а также манекенами и современными симуляторами, имеющими физиологические характеристики живого человека: симуляторы-манекены УЗИ, ЭКГ, СЛР. Имеются также многофункциональные манекены, относящиеся к имитаторам высшего класса: мобильный манекен имитации родов с беспроводным управлением Noelle V и имитатор новорожденного SimBaby, которые не только реалистично повторяют черты человека, но и имитируют основные клинические проявления критических состояний, являются интерактивными, реагирующими на правильные или неточные сестринские манипуляции, а также обладают способностью издавать звуки, и даже отвечать на вопросы студентов [2]. Особой гордостью колледжа является тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи», предназначенный для отработки практических умений и командных действий студентов в составе «бригад скорой помощи» при оказании первой помощи на месте «происшествия» на практических занятиях, учебной практике, а также при проведении внеаудиторной профориентационной работы в колледже.Современное оснащение учебных кабинетов позволяет студентам отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и ребенком, а преподавателям имитировать огромное количество различных клинических сценариев. Кроме этого, как показывает практика, симуляция значительно повышает мотивацию студентов к процессу обучения и способствует формированию умения будущих медицинских сестер работать в команде.Хорошим примером эффективного использования технологии симуляционного моделирования является изучение следующих тем раздела 1. «Здоровый ребенок», МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»: проведение антропометрических измерений детей различных возрастных категорий и оценка полученных результатов; обучение родителей и окружения ребенка правилам и технике кормления детей.При изучении Р.2 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в педиатрии» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» с использованием муляжей, анатомических моделей, манекенов и современных симуляторов осваиваются манипуляции:сестринский уход за недоношенным в кювезе;обработка пупочной раны;кормление из бутылочки и через зонд;утренний туалет ребенка различного возраста;термометрия;постановка послабляющей клизмы;сбор мочи на анализ;выполнение всех видов инъекций;техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребёнка и другие.Практические занятия с использованием симуляций имеет те же этапы, как и традиционное занятие. Первоначально преподаватель проводит контроль исходного уровня знаний, т.е. определяет теоретическую готовность студента к занятию. Если теоретическая подготовка неудовлетворительная, студент не допускается к отработке манипуляций. Далее преподаватель выполняет все манипуляции по алгоритмам с комментариями, обращая внимание студентов на особенности, возможные трудности и технику безопасности. После этого когда студенты самостоятельно, но под координацией и руководством преподавателя, осуществляют симуляционные действия по теме занятия, четко и громко проговаривая все свои действия. Затем преподаватель совместно со студентами проводит анализ работы каждого студента по выполнению манипуляций. На следующем этапе занятия проводится контроль конечного уровня знаний с упором на знание алгоритмов манипуляций и особенностей их выполнения. После этого преподаватель выставляет оценки за занятие в учебный журнал группы.Технология симуляционного моделирования показала свою эффективность и при проведении внеаудиторных занятий.Следовательно, симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.Список использованных источников
  • Леут Е. В. Использование симуляционных технологий для реализации программы подготовки специалистов среднего звена в медицинском колледже [Текст] / Е. В. Леут // Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 179 – 182. — ISSN 2412-0529.
  • Табатадзе Т.Р., Панжинская Н.Н., Сосновская А.К, Коваленко Е.Р. СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 288-290; URL: (дата обращения: 04.02.2021).