Использование симуляционного моделирования в медицинском колледже
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование симуляционного моделирования в медицинском колледже
Автор: Сосновская А.К. Иванова В.И. Осетрова Л.С. Ланина И.С.
Использование симуляционного моделирования в медицинском колледжеА.К. Сосновская, В.И. Иванова, Л.С. Осетрова, И.С. ЛанинаИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СИМУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕВ настоящее время при подготовке средних медицинских работников осуществляется по ФГОС СПО, предполагающего реализацию практико-ориентированного обучения студентов. При этом в процессе обучения у обучающихся должны быть сформированы виды деятельности, общие и профессиональные компетенции, декларируемые ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело.Практико-ориентированность обучения достигается при использовании преподавателями на практических занятиях, занятиях по учебной практике современных педагогических технологий, методов и приемов обучения.Как показала практика, наиболее эффективной для реализации в образовательном процессе медицинского колледжа деятельностно-компетентностного подхода при подготовке медицинских сестер показала себя технология симуляционного моделирования.Исходя из понимания, что медицинская симуляция – это использование одного вида имитационного оборудования или их комплекса для имитации реальной ситуации сестринского ухода и наблюдения за пациентом с целью обучения выполнению отдельных манипуляций или же их комплекса, а также оценки преподавателем качества сформированности вида деятельности, общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО и, соответственно, рабочими программами профессиональных модулей и учебных практик. Конечно же, симуляция не может полностью заменить реальные клинические ситуации, но позволяет преподавателю на практических занятиях создать условия, максимально приближенные к ним, ведь для студентов симуляции представляются очень реалистичными [1].При использовании на практических занятиях технологии симуляционного моделирования обеспечивается реалистичное обучение без риска для пациента, у студентов имеется возможность отработать на манекенах, тренажерах, имитаторах необходимое им количество повторов выполнения манипуляций для перевода умения в навык. При этом обучающиеся выполняют манипуляции в спокойной обстановке и получают объективную оценку преподавателя с комментариями допущенных ошибок, планируют дальнейшие действия по недопущению этих недочетов. В ККБМК созданы все условия, позволяющие преподавателям использовать на практических занятиях симуляционные технологии. Учебные кабинеты оснащены муляжами, анатомическими моделями, а также манекенами и современными симуляторами, имеющими физиологические характеристики живого человека: симуляторы-манекены УЗИ, ЭКГ, СЛР. Имеются также многофункциональные манекены, относящиеся к имитаторам высшего класса: мобильный манекен имитации родов с беспроводным управлением Noelle V и имитатор новорожденного SimBaby, которые не только реалистично повторяют черты человека, но и имитируют основные клинические проявления критических состояний, являются интерактивными, реагирующими на правильные или неточные сестринские манипуляции, а также обладают способностью издавать звуки, и даже отвечать на вопросы студентов [2]. Особой гордостью колледжа является тренажерный комплекс «Макет автомобиля скорой медицинской помощи», предназначенный для отработки практических умений и командных действий студентов в составе «бригад скорой помощи» при оказании первой помощи на месте «происшествия» на практических занятиях, учебной практике, а также при проведении внеаудиторной профориентационной работы в колледже.Современное оснащение учебных кабинетов позволяет студентам отрабатывать практический опыт оказания медицинской помощи и ухода за взрослым пациентом и ребенком, а преподавателям имитировать огромное количество различных клинических сценариев. Кроме этого, как показывает практика, симуляция значительно повышает мотивацию студентов к процессу обучения и способствует формированию умения будущих медицинских сестер работать в команде.Хорошим примером эффективного использования технологии симуляционного моделирования является изучение следующих тем раздела 1. «Здоровый ребенок», МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»:– проведение антропометрических измерений детей различных возрастных категорий и оценка полученных результатов;– обучение родителей и окружения ребенка правилам и технике кормления детей.При изучении Р.2 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в педиатрии» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» с использованием муляжей, анатомических моделей, манекенов и современных симуляторов осваиваются манипуляции:– сестринский уход за недоношенным в кювезе;– обработка пупочной раны;– кормление из бутылочки и через зонд;– утренний туалет ребенка различного возраста;– термометрия;– постановка послабляющей клизмы;– сбор мочи на анализ;– выполнение всех видов инъекций;– техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребёнка и другие.Практические занятия с использованием симуляций имеет те же этапы, как и традиционное занятие. Первоначально преподаватель проводит контроль исходного уровня знаний, т.е. определяет теоретическую готовность студента к занятию. Если теоретическая подготовка неудовлетворительная, студент не допускается к отработке манипуляций. Далее преподаватель выполняет все манипуляции по алгоритмам с комментариями, обращая внимание студентов на особенности, возможные трудности и технику безопасности. После этого когда студенты самостоятельно, но под координацией и руководством преподавателя, осуществляют симуляционные действия по теме занятия, четко и громко проговаривая все свои действия. Затем преподаватель совместно со студентами проводит анализ работы каждого студента по выполнению манипуляций. На следующем этапе занятия проводится контроль конечного уровня знаний с упором на знание алгоритмов манипуляций и особенностей их выполнения. После этого преподаватель выставляет оценки за занятие в учебный журнал группы.Технология симуляционного моделирования показала свою эффективность и при проведении внеаудиторных занятий.Следовательно, симуляционные технологии в медицине являются новым для нашего образования форматом обучения с активным практическим акцентом, эффективно формирующим опыт практической деятельности будущих средних медицинских работников через погружение в реальность практического здравоохранения.Список использованных источниковЛеут Е. В. Использование симуляционных технологий для реализации программы подготовки специалистов среднего звена в медицинском колледже [Текст] / Е. В. Леут // Педагогический опыт: теория, методика, практика материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (10). — С. 179 – 182. — ISSN 2412-0529.Табатадзе Т.Р., Панжинская Н.Н., Сосновская А.К, Коваленко Е.Р. СИМУЛЯЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 288-290; URL: (дата обращения: 04.02.2021).