Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС
Автор: Перепелова Елена Александровна

Российская ФедерацияМинистерство образования Саратовской областиГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области. «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 6 г. Саратова».Тема самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности»учитель Родичева Т.В.Актуальность выбранной темы самообразования:Проблема развития творческих способностей детей актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности, так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Дети с недостатками в интеллектуальном развитии в силу особенностей психофизического состояния имеют множество ограничений в различных видах деятельности: они не самостоятельны, непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой деятельности и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Такие дети лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д), к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. У таких детей снижена физическая активность, которая влечет за собой снижение познавательной активности. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни таких детей. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, появляется чувство гордости за себя, вера в свои силы и возможности. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. У детей расширяется круг общения, развиваются коммуникативные способности. Они реализовывают себя, не замыкаются, радуются своим успехам и желают продолжения и укрепления своих достижений. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.Работая с детьми с недостатками интеллектуального развития, я пришла к выводу, что внеурочная деятельность может решать проблему развития познавательных процессов и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного руководства, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Тема моей работы по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности». Ведущей идеей своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования творческой, активной личности через систему воспитательных занятий по творческому развитию и участию обучающихся в культурно-массовых мероприятиях на основе формирования положительной мотивации к творческой деятельности, индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Исходя из вышесказанного, целью моей работы является:Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:
  • Определить проблемы и особенности развития творческой одаренности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Рассмотреть возможность развития творческих способностей подростков с ОВЗ во внеклассной работе. 
  • Определить педагогические условия, благоприятные для развития творческих способностей детей с ОВЗ.
  • Определить основные направления воспитательной работы и педагогические задачи по развитию креативных способностей обучающихся во внеурочной деятельности.
  • Определить и апробировать технологии, методы и приемы, способствующие формированию познавательных способностей и творческих возможностей во внеурочной деятельности. 
  • Определить эффективность воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната.
  • Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов развития детей с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, творческих способностей для их подготовки к самостоятельной жизни. Основные направления самообразования:Профессиональное направление:1. Своевременно повышать квалификацию на курсах повышения квалификации и обучающих семинарах. 2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области развития креативных способностей детей с ОВЗ.3. Знакомиться с опытом работы других воспитателей по данной теме и авторскими программами по развитию творческих способностей. 4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинарах.6. Проводить открытые воспитательные занятия и посещать мероприятия коллег, участвовать в обмене опытом.7. Организовывать внеклассную деятельность по предмету через проведение общешкольных мероприятий.Психолого-педагогическое направление:1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.2. Изучать современные психологические методики.Информационно-коммуникативные технологии:1. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.2. Использовать ЭОР и ЦОР, пополнять банк разработок сценариев воспитательных и внеклассных мероприятий с применением информационных технологий, размещение материалов в Интернете. Методическое направление:1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания через предметные издания, через Интернет-сайты. 3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм воспитательной работы по данной теме.4. Разработать программы воспитательной работы по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ. 5. Принимать активное участие в работе МО классных руководителей, выступать с докладами по теме самообразования.6. Разработать и систематически пополнять банк дидактического материала, тестов, наглядности.7. Создать комплект методических разработок по теме самообразования. 8. Публикация материалов по теме самообразования.Охрана здоровья:1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.2. Вести здоровый образ жизни.Источники самообразования:СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.Формы самообразования:индивидуальная – через индивидуальный план;групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения классных руководителей, интернет сообществ, а также через участие в жизни школы.Ожидаемые результаты:
  • Повышение уровня творческой активности учащихся.
  • Разработка программы, направленной на развитие творческих способностей подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната.
  • Разработка и проведение воспитательных занятий и внеклассных мероприятий по теме самообразования с применением современных педагогических технологий.
  • Повышение качества воспитательных занятий на основе внедрения новых технологий.
  • Участие воспитанников в конкурсных и культурно-массовых мероприятиях различного уровня.
  • Обобщение опыта по теме, публикация материалов.
  • Планирование работы над темой самообразованияЛИТЕРАТУРАКоваленко Н.В. Школа здоровья и развития: монография Н.В.Коваленко.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2007.Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся - М.: Вентана-Граф, 2008.Симкина, П.Л. Азбука здоровья : Физкультминутки здоровьесберегающей направленности / П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский. – М.: Амрита-Русь, 2006.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение.. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.