Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Автор: Родичева Татьяна Виталиевна
Министерство образования Саратовской областиГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 6 г. Саратова».ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯРодичевой Татьяны Виталиевныучителя-дефектологаТема самообразования: «Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ»Личные данныеСодержаниеТема самообразования: «Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ»Работа над темой начата:2023 – 2025уч. г.Предполагается закончить работу над темой:2025 уч. г.1. Пояснительная запискаУсловия возникновения данной проблемы, её актуальностьКоммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом. В процессе общения человек получает определенную информацию, реализует способы мыслительной деятельности, так же изучает человеческие эмоции, настроение, формы поведения с помощью подражания и заимствования, сопереживания и идентификации. Значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным особенно при обучении детей с ОВЗ, когда зрительный дефект, отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.Часто развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения происходит со значительными отличиями от нормативных показателей (бедный словарный запас, невыразительность речи, недостаточное понимание речевых высказываний, окружающих). Поэтому они испытывают трудности в общении, особенно с взрослыми людьми. Для каждого человека умение устанавливать социальные контакты имеет большое значение, ведь это определяет социальный опыт ребенка, а в дальнейшем и его социальный статус в обществе. Навыки коммуникации являются ключевыми компетенциями в период выпуска ребенка из дошкольной образовательной организации, и они занимают ведущее место в современном обществе, так как определяют многообразие форм взаимодействия, которыми пользуется человек при общении.Цель и задачи самообразованияЦель: - расширение и углубление теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.Задачи:- изучить научную и методическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с методическими подходами и приемами коррекционно-развивающей работы данного аспекта.-изучить эффективных практических приёмов развития навыков коммуникации и их внедрение в систему коррекционно-развивающей работы;- внедрять современные образовательные технологии в процесс формирования коммуникативных навыков на коррекционных занятиях и других формах педагогической деятельности, адаптировав их к работе с детьми с нарушениями зрения. - определить степень влияния современных методов и технологий на результативность коррекционно-развивающей работы.- распространять педагогический опыт коллегам на открытых уроках, мастер-классах, докладах.В ходе реализации поставленных задач предстоит:1. Изучить комплексы педагогических средств коррекционно-развивающей деятельности. 2. Оценка их достоинств и недостатков. 2. Внедрение в свою практику новых технологий обучения.Учебная исследовательская работа: 1. Изучение опыта педагогов – новаторов, передового опыта.Изучить опыт педагогов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.2. Участие в системе методической работы:Провести открытые уроки, на которых показать применение новых технологий для развития всех звеньев коммуникативной деятельности.Установить творческое сотрудничество с педагогами по вопросам темы самообразования.Изучить передовой опыт педагогов района по применению новых технологий. Участие в заседаниях МО, педагогических советах. Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальном, региональном, зональном уровнях, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.Взаимные посещения занятий с целью обмена опытом работы.Ожидаемые результаты самообразования1. Повысить качество коррекционной работы.2. Разработать и провести и открытые занятия.3. Создать комплекты педагогических разработок по развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ и поместить их личном сайте.4.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.5.Разработать дидактические материалы, тесты, по теме.6.Обобщить опыт по исследуемой теме. Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.Направления по теме самообразованияПерспективный план по теме самообразования Литература по теме самообразованияФедеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 182 с.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.3: Письменная связная речь. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2017. – 119 с.Акименко В.М. Исправление заикания у детей и взрослых: практическое руководство для логопедов. - Ростов н / Д: Феникс, 2017. -141 с.Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие . – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.Козырева О.А.Логопедические технологии. - Ростов н / Д: Феникс, 2018. -192 с.Конструктор индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ: методические рекомендации для работы с КИМП (программа «Мерсибо»)Программа коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта/ Авт.-сост. А.П.Болдырева. – М.: АРКТИ, 2019 – 128 с.