Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности
Автор: Степанова Ольга Борисовна
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи, мышления, воображения, внимания, концентрации в пространстве. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.Наблюдая за деятельностью младших дошкольников в непосредственно-организованной и самостоятельной деятельности, отмечено, что дети со слабо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях: неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, отказываются от любимых другими детьми игр и занятий, быстро устают и имеют низкую работоспособность.Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше, с самого раннего детства.Для детей нашей группы (первая младшая) разработана система игр и упражнений, которые применяются в совместной и самостоятельной деятельности детей в течение дня. Это различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности – сжимание и разжимание пальчиков, хлопки в ладоши под речевое сопровождение; дидактические пособия, где требуется застегивать и расстегивать молнии, пуговицы; игры с мелкими предметами (нанизывание бусин на шнурок, перекладывание камешков, собирание паззлов); игры, где требуется что-то выливать – наливать, насыпать – высыпать, собирать и разбирать, проталкивать в отверстия и т. п.Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе – можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок, листок дерева, комочек мятой бумаги, пробки бутылок, кусочки поролона, разнообразные печати, ватные палочки и т.п.). За счёт использования разнообразных изобразительных материалов, новых технических приёмов, нуждающихся в точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Самый легкий способ вдохновить ребёнка на ручное искусство - превратить этот процесс в увлекательную игру. Например, фиолетовый отпечаток ладошки можно превратить в забавного осьминога. Можно рисовать или печатать абстрактные картины, наслаждаясь самим процессом. Можно создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечатки раскрытых ладошек пальчиками вниз может стать семьей осьминожек, нужно только дорисовать глаза и рот и нарисовать морское дно, отпечатав пальчиками камушки. Посадить водоросли можно, обмакнув в краску четыре пальца и проведя волнистые линии. А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей плавники и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками либо чудо-дерево с пушистой кроной (отпечаток мятой бумаги). А можно «ограничиться» крыльями красивой птицы. Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и гусеницу.Желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображения. «Сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать емуВ ходе работы было сделано много интересного, а именно:Организованы занятия по нетрадиционным техникам рисования: «Солнышко» - рисование ладошками, «Дождик» - рисование пальчиками, «Волшебные краски весны» - оттиск поролоном на подготовленном фоне, «Цветы небывалой красоты» - рисование мятой бумагой, «Первые листочки» - рисование ватными палочками.Все занятия носили интегрированный характер, что позволило нам, не нарушая процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста включать нетрадиционное рисование и развитие мелкой моторики руки во все виды детской деятельности. Считаю наиболее приемлемым использование в работе по развитию мелкой моторики нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость, восторг и удовольствие.27.10.2023г.