Я-горожанин
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Я-горожанин
Автор: Люманова Валентина Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Проект«Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»Воспитатели: Лукашенко Н.А.Люманова В.С.Орлова И.ИКрасноярск2023Аннотация.Проект разработан для работы с детьми от ясельного до среднего дошкольного возраста, и представляет собой мероприятия направленные на совместную деятельность педагога, детей и родителей по нравственно - патриотическому воспитанию, чтобы развивать и формировать, в созданных условиях, гражданские и патриотические чувства дошкольников, любовь к ближнему, к природе и уважение к своей стране, краю, городу.Актуальность выбранной темыДошкольный возраст, наиболее лучшая пора, когда закладывается основа личности: развивается лучшее восприятие окружающего мир, эмоциональное отношение к окружающим людям.В этом возрасте развиваются такие черты характера, трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Любовь и уважение к Родины начинается с того, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает его интерес. Самое главное в воспитании патриотических чувств – это проявление их в повседневной жизни. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и индивидуальными особенностями детей.Проблема патриотического воспитания детей становится одной из главных. В связи с этим Городское управление образование по Красноярскому краю разработало Дорожную карту, на базе которой была разработана Дорожная карта МБДОУ № 27. Педагогический коллектив, изучив данную карту, выделил несколько направлений. Одно из главных – это патриотическое воспитание дошкольников, цель которого: Создать условия для воспитания инициативного и ответственного горожанина.Воспитателям необходимо задуматься, какими методами и способами необходимо воспользоваться для воспитания и формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста. Данный проект поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: любовь к родному городу, краю, стране. Паспорт проектаСроки проекта: март 2023г.- май 2025г. (долгосрочный)Проект по содержанию – творческий, познавательный рассчитан на детей 2,5-5лет, по продолжительности - долгосрочный (2,5 года)Участники проекта: дети, воспитатели, родители.Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, города Красноярска, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны, Цели и задачи проекта:Цель проекта: Воспитывать патриотические чувства к своей стране, формировать любовь к Родине, близким людям, к своим традициям и обычаям. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.Для реализации цели, были поставлены следующие задачи: Воспитывать у детей:желание к изучению культурных традиций, символики края, России.воспитывать патриотизм, уважение к Родине.Формировать у детей:чувство любви к родному краю, своему городу, родной природе, культуре и традициям;представление о России как о родной стране;Развивать у детей:познавательные, мыслительные процессы посредством специальных игр и упражнений;представления о национальных традициях, образе жизни людей, проживающих и населяющих территорию края и РФ.Данные задачи возможно реализовать во всех видах детской деятельности: в игре, в труде, в быту – так как воспитывают в детях не только патриотические чувства, но и формируют взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.Предполагаемый результатДети должны знать.домашний адрес;место работы родителей;место проживания: город, район; символику города, края и страны, достопримечательности; животный и растительный мир города и края; свою нацию; столицу нашей Родины — Москву, флаг, герб, гимн России;Проект по нравственно – патриотическому воспитаниюв первой младшей группе «Рыбки»«С чего начинается родина?»Сроки проведения: 01.03.2023 – 31.05.2023 гМесто проведения: МБДОУ № 27Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.Ожидаемые результаты реализации проекта:1.Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.2.Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.3.Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.4.Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.I этап - подготовительный (накопление знаний). 01.03.2023 г – 17.03.2023 гРазработка плана реализации проекта.Анкета для родителей: «Родной свой край мы любим и знаем»Выявить уровень знаний у детей о семье. Вызвать интерес к решению поставленной задачи.Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.Совершенствовать навыки общения с детьми.Обогатить предметно-развивающую среду в группе для реализации проекта.II этап – Познавательно-исследовательская деятельностьБеседы, дидактические игры и упражнения, трудовая, игровая, продуктивная, чтение (восприятие художественной литературы)Тема №1 «Моя семья»20.03.2023г – 07.04.2023гЦель: формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.Задачи на данном этапе:1.Формировать у детей представление о семье.2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.4.Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности.Работа с детьми:1.Рассказы детей о членах своей семьи.2.Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье»3.С/р игра «Семья», «Дочки-матери».3.Заучивание потешки «Расти коса до пояса»4.Театрализованная деятельность: показ сказки «Репка».5.Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.Работа с родителями:1.Консультация: «Моя семья –моя крепость»2.Совместный поход родителей с детьми в парк развлечений/зоопарк.3.Индивидуальные консультации, обсуждение концепции создания герба семьи.Итоговый продукт проекта по данной теме №2 - выставка совместных родительских/детских работ по теме «Герб нашей семьи».Тема №2«Мой любимый детский сад»10.04.2023г – 21.04.2023гЦель: формировать у детей интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.Задачи на данном этапе:Ввести детей в проблемную ситуацию, узнать: как живут дети и взрослые в детском саду? Чем они занимаются? Как относятся друг к другу? Создать в группе условия, благоприятные для формирования между детьми доброжелательности;Формировать доверчивое отношение к знакомым взрослым(сотрудникам детского сада), которые ждут их, заботятся о них;Формировать патриотическое воспитание, через эмоциональную отзывчивость.Работа с детьми:1.Экскурсия по детскому саду2.Знакомство с трудом сотрудников (медсестра, дворник)3.Беседы «Детский сад – наш дом родной», «Моя группа», «Мои друзья».4.Заучивание потешек.5.Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»6.С/р игра «Детский сад».7.Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»Работа с родителями:Памятка для родителей: «Правила семейного воспитания».Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка в детском саду»Тема №3 «Мой город»24.04.2023г – 19.05.2023 гЦель: формировать элементарные представления о своем городе, Родине.Задачи на данном этапе:1.Пополнить знания детей о городе, в котором мы живем.2.Формировать умение передавать свои впечатления в рисунках.3.Побудить в детях чувство любви к своему городу.Работа с детьми:1.Беседа «Город, в котором я живу».2.Рассматривание фотографий «Наш город»3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка», стихотворения М. Борисовой «Наш город»4.Разучивание пальчиковой гимнастики «На поляне дом стоит», «Это дом»5.Рисование или аппликация «Герб моего города»6.Конструирование «Дом, в котором мы живем»7.Беседа «В каких местах нашего города ты бывал с родителями?» (парк, зоопарк, цирк, кинотеатр, музыкальный / кукольный театр)8.Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Магазин», «Больница»Работа с родителями:1.Размещение в родительском уголке наглядного материала на тему: «Памятка для родителей. Уроки поведения детей на улице»2.Индивидуальные беседы с родителями: нарисовать или подобрать фотографии, стихотворения о родном городе для группового коллажа.Итоговый продукт проекта по данной теме №3- изготовление фотоколлажа «Мой город самый лучший на Земле»III этап – заключительный (результат). 22.05.2023 г.- 31.05.2023 г.Выставка совместных работ детей и родителей «Герб моей семьи».Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка в детском саду» Фотовыставка «Я и моя семья»Изготовление фотоколлажа «Мой город самый лучший на Земле»Проект по нравственно – патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Рыбки»«Я и Родина моя»Сроки проведения: 01.10.2023 – 31.05.2024 гМесто проведения: МБДОУ № 27Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.Ожидаемые результаты реализации проекта:Дети:Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.Родители:Повышение педагогической культуры родителей.Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.Темы, затронутые в проекте.«Наш любимый детский сад!», «Я и моя семья!», «Новый год!», «Знакомство с народными традициями и культурой», «Наши защитники!», «Моя любимая мама!», «Я и космос», «Моя родина Россия», «Мой любимый город — Красноярск».Формы работы, с детьми:Беседы, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, рассматривание картин, плакатов, прослушивание и разучивание музыкальных произведений, стихов, игровая деятельность, художественно-творческая деятельность, НОД.С родителями и педагогами.Родительские уголки, информационные стенды, родительские собрания, конкурсы, выставки, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, совместные праздники, дни открытых дверей.План реализации проекта.Результаты работы проектной деятельности.В результате проведённой работы по проекту «Я и Родина моя», дети усвоили и показали хорошие знания в соответствии с возрастными способностями. Познакомились с символикой России и города Красноярска. Проявили интерес к главным российским праздникам. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, с ее народом, бытом и традициями у детей сформировались такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям. За время работы над проектом дети расширили кругозор о своем городе познакомились с достопримечательностями, историей, увидели красоту своей малой Родины. Обогатили словарный запас. Тем самым можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.Проект по патриотическому воспитанию в средней группе «С чего начинается Родина...»Паспорт проектаТип проекта: информационно-познавательный, творческий, долгосрочный.Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.Срок реализации: с 1сентября 2024 по 31 мая 2025г.Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественное развитие», «физическое развитие».Этапы реализации проекта.1-ый этап – ПодготовительныйОпределение идей, задач проектаСбор информации2-ый этап – ПрактическийРабота с детьмиРабота с родителями3-ий этап – заключениеПредполагаемый результат:Для детей:1. Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране;2. Приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;3. Формирование представлений о родной стране, родному городу. желание быть патриотом своей Родины;4. Воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважении к старшим, любви к Отчизне;5. Знать историю своей страны, города её героев.Для родителей: родители будут понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства. Сентябрь-октябрь«Моя дружная семья»Изучение литературы и составление плана.Задачи: формировать представления о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, обязанностях членов семьи, прививать любовь к родным людям. Закреплять знания детьми профессий родителей.Беседа: «Я горжусь трудом своих родителей». Рисование на тему «Я и моя семья»Д / и «Назови себя ласково», «Назови маму по имени и отчеству», «Ты да я – мы семья»Чтение художественной литературыРазыгрывание ситуаций «Праздник в семье», «Вечер в семье»Консультация для родителей «Как весело и с пользой провести выходные»Совместное творчество родителей с детьмиНоябрь«Мой любимый детский сад» Задачи: Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.Беседа: «Мои друзья»Чтение стихов о дружбеРазыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться»Папка передвижка «День матери: история и традиции»Изготовления фото альбома «Жизнь нашей группы»Памятки для родителей о трудовом воспитании дошкольника «Обязанности каждого в семье»Декабрь-январь«Новый год у ворот», «Рождество» Задачи: Формировать у детей понятие вера, знакомить детей с традициями празднования православного праздника «Рождества». Углублять знания детей о празднике Новый год.Продуктивная деятельность рисование «Новогодний шарик», «Ёлочка в снегу»Аппликация «Нарядим ёлку», «Украсим рукавички»Разучивание стихов и песен о зиме, о Дедушке Морозе.Беседы: «Что бы я хотел в подарок от Дедушки Мороза», «Как мы встречаем праздник дома в семье».Чтение худ. литературы «Рождество», загадки о зиме. Изготовление открыток для военнослужащих.Февраль«Наши защитники». Сбор помощи военнослужащим«Масленица» Задачи: воспитывать интерес к истории России, защитникам Отечества, русским народным праздникам.Беседы с детьми «Мой папа» рассматривание фотографий, о традициях и обрядах праздника Масленица.Заучивание стихов и песен о папе, армии. Оформление стенгазеты для пап.Разучивание русских народных игр «Горелки, жмурки, удочка, салочки»Игровая ситуация «Мы Солдаты», «Мы защитники»Продуктивная деятельность рисование дымковской росписью «Платочек», аппликация «Кукла Масленица»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольника»Март«Очень я люблю маму милую мою»«Страна моя родная»«Моя малая родина» Задачи: воспитывать чуткое отношение к близкому и родному человеку, потребность радовать своих близких добрыми делами.Беседы «Как я маме помогаю», «Моя мама очень любит.»Чтение стихотворение «Бабушкины руки» Л. Квитко, « Мама поёт» А. БартоРазучивание песен о маме к празднику.Изготовление подарков маме и бабушкеОформление выставке «Портрет мамы»Познакомить с государственным флагом, гербом и гимном России.Презентация «Государственные символы»Рассматривание фотографий о родном городе. Чтение худ. литературы Апрель«Мой любимый город»«День космонавтики»«Русские обычаи» Задачи: Расширять знания о родном крае.Фотовыставка «Мой любимый город»Беседа «Я люблю свой город», «Мой адрес» Рисование «Люблю березку русскую.»Закрепить знания -12 апреля день космонавтики.День космонавтики - развлечение для детей.Продуктивная деятельность рисование «В космосе», Аппликация «Ракета»Май«Этот день Победы»«Скоро лето» Задачи: Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам ВОВ.Рисование «Праздничный салют», Чтение рассказов «Дети – герои ВОВ»Принять участие в акции совместно с родителями «Георгиевская ленточка»Тематическое занятие «Победой кончилась война»Целевая прогулка «Экскурсия к мемориальному комплексу в возложение цветов»Окна ПобедыОформление выставки рисунков «Цветущий май»Расширять знания детей о правилах поведения в летний периодРабота с родителями: памятка буклет о правилах поведения на воде.Беседы с детьми «Как мы отдыхаем всей семьёй» Рисование «Букет я маме нарисую»Анализ работыДети: В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией, закрепили знания о символике Российской Федерации и города, её значении. Дети с удовольствием изучали карту России, изучали животных проживающих на территории РФ, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Перспектива дальнейшего развития проекта.Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её.На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:создавать с детьми более объёмные модульные изделия.разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;подготовить консультации для родителей. Участвовать в международных проектах и интернет конкурсах детского творчества.