Финансовая грамотность у подростков


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Финансовая грамотность у подростков
Автор: Юлия Сергеевна Лазу


Тема самообразования:
Финансовая грамотность воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как фактор успешного освоения социально-экономических ролей
ФИО: Лазу Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Дата начала работы надтемой: сентябрь2021г
Предполагаемая дата окончания работы:
Пояснительная записка
Актуальность:
Вопросы финансовой грамотности детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются актуальными. Из-за недостаточности финансовых знаний и умения применять их на практике дети не могут с выгодой для себя использовать как традиционные, так и появившиеся недавно благодаря информационным и цифровым технологиям продукты и услуги финансового рынка.
В настоящее время на государственном уровне признана необходимость формирования финансовой грамотности населения. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Ориентируясь на многочисленные аналитические исследования, можно сказать, что экономическая грамотность в России находится на низком уровне. Лишь небольшая часть населения хорошо ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами. Значительно сложнее ориентироваться в сфере экономических отношений воспитанникам детских домов. Они не умеют выполнять даже самые необходимые для жизнедеятельности действия, заботиться о своих потребностях, ориентироваться в социуме: не знают, как оплатить коммунальные услуги, как обратиться за помощью в различные службы обслуживания населения, не способны искать способ решения в затруднительных ситуациях. Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении имеют пассивную жизненную позицию. Это объясняется тем, что на протяжении всего времени пребывания в детском доме они живут полностью регламентированной жизнью и на всем готовом, их обеспечивают одеждой, едой, канцелярскими и иными товарами. В таких условиях дети быстро привыкают к тому, что их обслуживают и им все должны, они становятся потребителями.
Каждый выпускник детского дома после выпуска попадает в условия, когда ему необходимо отвечать за себя, самому без подсказки строить свою жизнь. Отсутствие опыта и примера приводит к тому, что воспитанники детских домов не умеют планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться денежными средствами, не владеют знаниями о социально-экономической сфере жизни человека. У детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются особенности развития эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в бедности поведенческих мотиваций, зависимости от поведения взрослого, ориентацию на его оценку. В конфликтных ситуациях они не могут объективно оценивать ее, контролировать свое поведение и настроение. Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер рассматривается не как отставание в психическом развитии, а как совершенно иной его характер, выражающийся в несформированности внутренних механизмов опосредования.
Некоторая часть выпускников (5%) не обладая приемлемыми способами экономического поведения, как правило, выбирают девиантные его формы, что ведет к разрушению личности и криминализации общества. Широко распространены такие криминальные формы экономического поведения как воровство, распространение наркотиков, попрошайничество, продажа ворованных вещей, мошенничество, угон автомобилей. Другая часть пытаются, стараются и у них получается, опираясь на полученные знания и полученный опыт трудятся, благоустраивают свои квартиры, создают семьи, грамотно планируют свой бюджет.
Выпускников детских домов необходимо подготовить к решению финансовых задач, дать им возможность приобрести теоретический и практический опыт подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить избегать потенциально опасных финансовых ситуаций. Формирование экономической грамотности у этой категории подростков имеет специфические особенности. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники детского дома знакомятся с новыми людьми, совершают покупки, занимаются поиском работы и трудоустраиваются, создают семью, заводят детей, поэтому им также важно знать свои права и обязанности, уметь пользоваться ими в повседневной жизни.
Цель:
формирование умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Источники самообразования: методическая литература, Интернет-ресурсы, курсы профессиональной переподготовки.
Формы самообразования:
Групповая – через взаимодействие с педагогами в группах и с родственниками воспитанников, сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.
План по самообразованию
Сроки
Раздел
плана
Форма работы
Практические выходы
Сентябрь- 2021г.
Октябрь
2021г.
Подготовительный
1.Составление плана работы по самообразованию.
Определение целей и задач.
Наличие плана работы по самообразованию.
2.Дальневосточный вебинар: "Методики проведения внеурочных занятий по финансовой грамотности"
Изучение нормативных документов и лекционного материала.
Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов и лекционного материала.
3.Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
Изучение литературы:
1. Альтшуллер Г.С., Верткин, И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности.— Минск: Беларусь, 1994.
2. Викентьев, И.Л., Кайков, И.К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах.— Новосибирск, 1992.
3. Гин, А.А. Задачки-сказки от кота Потряскина.— М.: Вита-Пресс, 2002.
4. Гин, С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов.— М.: Вита-Пресс, 2002.
5. Гин, С.И. Мир логики: Методическое пособие для учителей.— М.: Вита-Пресс, 2001.
6. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. общеобразоват. орг. /— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.
7. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.
4.Создание проекта потеме:Азбука финансовой грамотности
Проект потеме:Азбука финансовой грамотности, для воспитанников 12-17 лет лет
5.Работа с детьми в рамках проекта: деловая игра мои финансы
Изучение нормативных документов и лекционного материала.
Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов и лекционного материала.
Ноябрь 2021г.
Декабрь 2021г.
1. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.
Изучение литературы:
1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345
)
HYPER13 HYPERLINK "" 
 HYPERLINK "" 
 HYPERLINK "" 2. Участие в вебинарах
Изучение нормативных документов и лекционного материала.
Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов и лекционного материала.
3. Отбор детей для индивидуальной работы по формированию навыков финансовой грамотности
Отобрать детей из группы для проведения диагностики по выявлению знаний по финансовой грамотности
4. Диагностика уровня сформированности экономических, финансовых знаний
Выявить уровень сформированности экономических, финансовых знаний
5. Работа с детьми в рамках проекта
Проведение беседы Деньги и цена
Январь- 2022г.
Основной
1. . Работа с детьми в рамках проекта
просмотр документальных и художественных фильмов;
просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике.
Изучение литературы:
1. Проведение открытого мероприятия Полезные экономические навыки и привычки в быту
Разработка сценария и проведения мероприятия
2. Работа с детьми в рамках проекта
Проведение сюжетно- дидактической игры Банк
Март
2022г
1 Работа с детьми. Бюджет и досуг
планирование досуга в соответствии с имеющимися денежными средствами.
Основные понятия. Досуг. Бюджетный план. Смета на отдых.
Практика. Деловая игра В круиз всей семьей. Мини – проект Планирую свой досуг. Защита проекта.
2.Формирование банка конспектов занятий по финансовой грамотности.
Наличие разработанных конспектов занятий
3.Работа с детьми в рамках проекта.
Деловая игра Финансики
Апрель
2022 г
Май
2022г.
1.Участие в конкурсах, блиц- олимпиадах по формированию финансовой грамотности среди воспитанников
Финансовые ребусы
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике
Изучение литературы:
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: Детство – пресс, 2001. –
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактический материал / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

3.Работа с дидактическим материалом
Оформление картотеки: Источники денежных средств семьи
4. Работа с детьми в рамках проекта
просмотр документальных и художественных фильмов;
просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
– практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы;
5.Подготовка папки-передвижки для воспитателей учреждения.
Проведение консультации для воспитателей " Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи
Август-октябрь
1. Подготовка консультации для замещающих родителей по теме Личное финансирование
Разработка памятки-консультации, направленной на обогащение знаний по вопросам финансовой грамотности населени
2.Продолжать изучение литературы по заданной тематике.
Изучение литературы:
1. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты/ Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия Учимся разумному финансовому поведению).
Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 с. (Дополнительное образование: Серия Учимся разумному финансовому поведению). В.В. Чумаченко, А.П. Горяев Основы финансовой грамотности, М. Просвещение, 2016
Галишникова, Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день / Е. В. Галишникова, О. А. Зарубина, Л. В. Стахович. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 с., ил. (Дополнительное образование: Серия Учимся разумному финансовому поведению). А.П. Горяев, В.В. Чумаченко Финансовая грамота для школьников, Российская экономическая школа, 2010
А.В. Паранич Путеводитель по финансовому рынку, М. И-трейд, 2010 Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова Как вести семейный бюджет: учебное пособие, М. Интеллект-центр, 2010
3.Работа с детьми. Бюджет и досуг
планирование досуга в соответствии с имеющимися денежными средствами.
Основные понятия. Досуг. Бюджетный план. Смета на отдых.
Практика. Деловая игра В круиз всей семьей. Мини – проект Планирую свой досуг. Защита проекта.
4.Участие в педсовете.
Выступление на педагогическом совете
Ноябрь-декабрь
Итоговый
1.Показ презентации для детей Финансовое мошенничество и риски
Презентация Финансовое мошенничество и риски
2. Итоговая диагностика уровня сформированности экономических, финансовых знаний
Провести диагностику уровня сформированности экономических, финансовых знаний
3.Подготовить по теме самообразования отчет и презентацию
Наличие отчетной документации
Практические выходы:
Подготовка и проведение проекта потеме:Азбука финансовой грамотности;
Выступление на МО: Должен ли ребенок иметь карманные деньги.
Ежемесячное предоставление информации на официальный сайт учреждения, в раздел Новости информацию о реализации проекта по финансовой грамотности.
Оформление отчетной документации;
Отчет о проделанной работе. Показ презентации.
Список литература:
1. Аксенов, А. П. Гид по финансовой грамотности / А. П. Аксенов и др. - М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2015. - 456 с
2. Алымов, Ю., Кисель, С. Финансовая грамотность как управленческая система / Ю. Алымов, С. Кисель // Банковский вестник. - 2012. - №28 (573). - С. 53-59.
3. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / А. А. Столярова, Г. Э. Шахназарян // Финансы и кредит. - 2014. - N 34. - С. 72-78
4. Белехова, Г.В. Оценка финансовой грамотности населения и пути её повышения / Г.В. Белехова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 4 (60). - С. 96-109.
5. Гасанов, К. К. Международное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция / К. К. Гасанов и др.; под ред. К. К. Гасанова, Д. Д. Шалягина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 479 с.
6. Герасимов, В.М. Общественное мнение: ценности и оценки электорального поведения: Монография / В. М. Герасимов, К. А. Иваненко. -- М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2014. -- 224 с.
7. Дубков, С. О роли повышения банковского сектора в финансовой грамотности населения / С.В. Дубков // Банковский вестник. - 2012. - №31 (576). - С. 7-11
8. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 698 с.
9. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 698 с.
10. Егоров, О. Г. Проблемы развития современной школы (Из опыта работы): монография / О. Г. Егоров. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 408 с. -
11. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения / С. Р. Шибаев, Ю. А. Шадрина // Финансы и кредит. - 2015. - № 24. - С. 27-31.
12. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и практика / А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. - М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. - 112 с.
13. Карпович, О. Г. Глобальные проблемы и международные отношения: монография / О. Г. Карпович. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 503 с.
14. Международный бизнес: Учебное пособие / В.К. Поспелов, Н.Н. Котляров, Н.В. Лукьянович, Е.Б. Стародубцева; Под ред. В.К. Поспелова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с
15. Развитие системы инноваций в непрерывном финансовом образовании / Н. Г. Кузнецов, К. В. Кочмола [и др.] // Финансы и кредит. - 2010. - N 41. - С. 2-12
16. Уксусова М.С. Повышение финансовой грамотности молодежи как условие модернизации экономики России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12
17. Фетисов, В. Д. Финансовый менеджмент физических лиц: науч. издание / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2012. - 167 с.
18. Финансовая грамотность - жизненный навык, необходимый молодежи в 21 веке (по результатам первого международного исследования уровня финансовой грамотности 15-летних учащихся);
Пресс-релиз Министерства финансов РФ
19. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
20. Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.